Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ КАЗАХСТАНА НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
11 марта 2016г.

Казахстан обладает огромными нефтяными и газовыми ресурсами, наличие которых в любом государстве позволяет успешно решать сложные социально-экономические, технологические, финансовые и валютные про- блемы. Вместе с тем в мире интенсивно развертывается процесс глобализации, при котором исчезают препятствия для движения товаров и денег по всему миру. В этих условиях деньги уходят от тех, кто имеет отсталые технологии, к тем, кто имеет более совершенные. Вследствие этого Казахстан, как и любая страна, обладательница углеводородных ресурсов, должен стремиться к эффективному использованию своего нефтегазового потенциала. Поскольку наличие крупных запасов сырья - обязательное, но недостаточное условие для развития нефтегазовой отрасли, то необходимо определение приоритетных направлений ее развития. Таковыми можно обозначить следующие направления:

•          разведка и освоение новых нефтегазовых месторождений;

•          увеличение нефтедобычи;

•          модернизация и  развитие транспортной  инфраструктуры для  обеспечения  максимального доступа нефтегазодобывающих компаний к экспортным маршрутам;

•          реконструкция действующих и создание новых производств.

Сегодня политическое и экономическое значение нефтегазового комплекса для страны трудно переоценить. После значительного спада производства в нефтяном комплексе Казахстана в течение 1992-1995 гг. наблюдается устойчивый рост добычи углеводородов, обусловленный интенсивной разработкой крупных месторождений.  Увеличение добычи достигается за счет бурения новых и ремонта действующих скважин, применения современных технологий повышения нефтеотдачи, разработки новых месторождений нефти и газа. Растет и экспорт казахстанской нефти, причем экспорт растет более динамично, чем добыча. Эта тенденция отражает стремление политического руководства страны активно укреплять позиции Казахстана на мировых топливно-энергетических рынках. В то же время высокие мировые цены на нефть и проводимая в республике налоговая политика сделали поставку сырой нефти на отечественные НПЗ нерентабельной. В результате на НПЗ происходит хроническое снижение объемов переработки нефти, усугубляемая устаревшими технологиями. Из-за отсутствия средств и слабого притока внешних инвестиций повышение нефтеотдачи и освоение мелких и средних месторождений, требующих крупных инвестиций и дорогостоящего оборудования, не происходит. В свою очередь низкая загруженность казахстанских заводов увеличивает удельные затраты на переработку. Все это приводит к тому, что стоимость переработки нефти достигает 30% от стоимости конечного продукта (за рубежом эти затраты вдвое меньше). Динамика добычи и переработки нефти говорит о закрепившейся тенденции: рост добычи нефти обратно пропорционален ее переработке.

В условиях, когда нефть в первую очередь поставляется за рубеж (в стоимостном выражении в товарном составе экспорта республики почти половина приходится на долю нефти и газового конденсата) и лишь затем на внутренний рынок, возникает угроза экономической и оборонной безопасности. Добыча нефти и газа остаются одним из приоритетных и прибыльных направлений промышленности Казахстана.

В сложившейся ситуации правительство пытается найти выход путем организации широкого импорта нефтепродуктов. Причем большая часть ввозимого объема нефтепродуктов приходится на Российскую Федерацию. В последнее время экспорт нефтепродуктов в страны СНГ стал более благоприятен для России, чем поставка нефти на мировой рынок, поскольку в Казахстане цены на те же виды нефтепродуктов значительно выше российских. Другой особенностью является то, что при использовании импортного топлива нельзя исключить манипуляций с ценами и их диктат. Кроме того, в последние годы значительно возрос объем ввозимых бензиновых фракций. В настоящее время для повышения потенциала Казахстана в самообеспечении нефтепродуктами предполагаются: реконструкция и перевод НПЗ на казахстанскую нефть.

Для полноценного развития нефтегазового сектора республики необходимы ежегодные инвестиции, поэтому республика должна создавать наиболее благоприятные инвестиционные условия в целях дальнейшего развития этой отрасли. К настоящему времени Казахстаном подписаны межгосударственные соглашения о взаимной поддержке и защите инвестиций. Иностранными специалистами правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Казахстане признаны наиболее либеральными среди законодательных актов на всем постсоветском пространстве.

В связи с разработкой шельфовых месторождений актуальнейшей задачей становится принятие Программы освоения углеводородных запасов шельфа Каспийского моря. В ней выделяются два крупных блока задач - морские нефтяные операции и развитие инфраструктуры. Решение данных задач осуществляться комплексно, с гарантированным участием национальной компании. Здесь важно определиться и с путями транспортировки, и с рынками сбыта углеводородов. В частности, местоположение Казахстана характеризуется двумя особенностями: нахождением между двумя основными рынками сбыта (европейским и азиатским) - это плюс, и в то же время занятием промежуточного положения между ведущими поставщиками углеводородов (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Россия) на рынки Восточного полушария, что значительно снижает возможности реализации - это минус.

Если взглянуть на схему магистральных нефтепроводов республики, то становится очевидным, что эта транспортная система состоит из трех самостоятельных и практически не связанных между собой технологических частей: Западной (центр - г.Актау), Восточной (г.Павлодар) и Северной (г.Актобе), что не позволяет осуществлять прямые поставки нефти из Западного Казахстана на Павлодарский и Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы. Основная роль принадлежит Западной системе, включающей главную экспортную магистраль республики Узень - Кульсары - Атырау - Самара и трубопровод Каламкас - Каражанбас - Актау, соединяющий месторождения с морским терминалом в каспийском порту Актау. Восточная транспортная система включает нефтепровод, построенный для поставок западно-сибирской нефти на Павлодарский и Шымкентский нефтеперерабатывающие заводы и эстакаду в г.Атасу, через которую нефть экспортируется по железной дороге в Китай. Северная система соединяет трубопроводом Жанажол - Кенкияк - Орск актюбинские месторождения с Орским НПЗ. Следует отметить, что практически вся система трубопроводов, существующая в Казахстане, введена в эксплуатацию в 60-80-х годах и имеет большую степень физического износа. Поэтому для ее модернизации требуется инвестиции. Часть инвестиций выделяет из собственных средств, часть привлекает на международных рынках капитала.

Для ряда стран, которые ведут собственную добычу, возникает альтернатива - вкладывать деньги в добычу дорогой и «трудной» нефти или просто перейти к покупкам более дешевых энергоносителей на мировом рынке. Это касается, прежде всего, промышленно развитых стран-импортеров и производителей нефти, таких, как США, Канада, Норвегия, Великобритания. Можно с достаточно большой долей уверенности сказать, что в долгосрочной перспективе собственная добыча нефти в этих странах будет сокращаться, а поиск новых источников энергетических ресурсов, импорт углеводородного сырья из других стран увеличиваться. В связи с этим возрастает роль Каспийского региона, характеризующего большим запасом нефтегазовых ресурсов (как освоенных, так и прогнозируемых). Каспий становится объектом повышенного интереса мировых и региональных держав: ситуация в Каспийском регионе отличается напряженной и все более жесткой борьбой нефтяных компаний различных стран за контроль над его энергоресурсами и путями их транспортировки.

Для Казахстана как одной из ключевых стран Каспия большую значимость приобретают вопросы эффективного освоения ресурсов, выбора маршрутов транспортировки углеводородов, определения правового статуса Каспийского моря. Экспорт нефти приобретает для республики (как и для всех прикаспийских стран) особое значение при построении стабильно развивающейся экономики, поскольку выступает в качестве фундамента развития. Однако, несмотря на то, что по запасам углеводородного сырья Казахстан находится в первой десятке нефтедобывающих стран мира, он, тем не менее остается вне крупного мирового нефтяного бизнеса. Причина - значительная удаленность Казахстана от потенциальных рынков сбыта и достаточно высокая себестоимость добычи нефти. Все эти факторы обусловливают необходимость выработки стратегических направлений развития нефтегазового комплекса страны. Это создаст предпосылки для диверсификации финансовых потоков, аккумулированных в нефтегазовой отрасли в перерабатывающие сферы экономики: нефтехимию, машиностроение, строительство. Таким образом, формирование нефтегазового комплекса может стать мощным фактором развития всей экономики.

 

Список литературы

1.     Ашимбаев     М.С.     СНефтегазовые     ресурсы     Казахстана   в     системе     мировых     и     региональных отношений.//Алматы: КИСИ, 2002.-216 с.

2.     Расизаде Ф. Миф об углеводородном изобилии Каспия и геополитическая стратегия «трубы» // Центральная Азия и Кавказ. -2001. - №4. - с. 20.

3.     Сыдыков К. Нефтяная отрасль Республики Казахстан //Нефтегазовая вертикаль. - 2002. - №15. - с. 46.