Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ЯКУТСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

Танцевальная культура якутов опирается на богатства уникального песенного и инструментального фольклора, декоративно-прикладного искусства, словесного творчества народа, уходящие своими корнями в глубокую древность. Сегодня можно сказать, что якутский танец – это неотъемлемая составная часть многонациональной российской культуры.

Религиозный культ якутов как одна из форм взаимоотношений жителей Срединного мира с Верхними божествами (Айыы) стал основой танцевальной культуры народа. Якуты постоянно искали различные формы движения для самовыражения, отражения, описания окружающего их мира, взаимоотношений с самим собой, другими людьми и природой. Позднее у них появились ритмические движения, направленные для обращения к Верхним божествам (Айыы), в существование которых верили.

Народный танец как феномен человеческой культуры формировался под влиянием природно-климатических и социально-исторических условий народа. Народный танец опирается на традиции и впитан этническими ориентирами, по своей природе синкретичен, носит коллективный характер. Он обладает специфичным материалом, каковым является человеческое тело, аккумулирующее пластический потенциал художественного языка танца. 

Язык танца формировался в соответствии с социокультурным и историческим прошлым народа, его образом и укладом жизни, формой хозяйственной деятельности, обычаями, обрядами, регулированием социально-бытовых взаимоотношений членов сообщества, типами семьи, отношением с природой. Также немаловажную роль сыграли нравы, религиозные верования и философские мировоззрения, знания, язык, образы, и символы народа. Язык танца складывается из общепринятых жестов, положений корпуса и головы, рук и ног, из приветствий и прощаний. Его определяют особенности возрастных и социальных отношений. Воздействие, оказанное языком танца, намного ярче, эмоциональнее, если форма танца соответствует его содержанию, а характер народа передан достаточно достоверно.

Важную роль в развитии культуры народа играют этнические традиции и обычаи, которые выступают одним из механизмов самосохранения, воспроизводства и регенерации этнокультурных ценностей, символики, самой идентичности данного общества. Этнические традиции успешнее возрождаются, если они востребованы обществом. Возрождение традиций, их влияние на эмоционально-чувственную сферу национального самосознания можно наглядно увидеть на примере современного проведения традиционного праздника ысыах народа саха. Ысыах – это уникальное явление, в котором сосредоточены все этнокультурные проявления народа саха, его философия, мировоззрение, мифология, верования. Философия ысыаха – в его содержании, как праздника встречи лета, во время пробуждения природы и всего живого, время летнего изобилия. Ысыах, как считает К.Д. Уткин, является духовным памятником праздничной культуры и служит источником пополнения исторических знаний, выполняет образовательно-воспитательную функцию постижения лучших достижений народной обрядовой культуры.

В современном мире не утратил свой смысл якутский традиционный танец осуохай, возникший в глубокой древности как ритуальное, обрядовое действо поклонения Солнцу и продолжающее своё бытование до наших дней. Это доказывает результаты анкетирования, проведенного среди студентов СВФУ. На вопрос «Какие варианты осуохая вы знаете?» студенты ответили следующим образом: Якутский классический знают 77 студентов, это составляет 70,6% из числа опрошенных; Олекминский – 20 студентов (18,3%); Амгинский – 11 студентов (10,1%); Усть Алданский – 8 студентов (7,3%); Вилюйский – 32 студента (29,4%). 

В якутский танец интенсивно вошли элементы национальных спортивных игр и состязаний, которые являются частью обряда ысыах, где в обязательном порядке проводились эти  игры и  состязания:  «Кылыы», «Ыстаҥа», «Мас тардыһыыта», «Тутум эргиир», «Сууруу», «Кыыс сырсыыта», «Таас кете5уутэ», «Хапсаҕай».

У якутов множество танцев, отражающие окружающую их природу, рассказывающие об их близости и нерасторжимости с ней. Наиболее архаичными и широко распространенными в прошлом у якутов были танцы «Орел» («Хотой үҥкүүтэ»), «Стерх» («Кыталык үҥкүүтэ»). Существуют много танцевальных движений, взаимосвязанных из наблюдений в природе –«Куобах» (заяц), «Кырынаастыыр» (горностай), бег сохатого, бег оленя. Также распространены якутские танцы, отражающие красоту природы, природные явления: «Эрэкэ-дьэрэкэ» – духи-хозяева растений, трав, цветов,«Сайын» (Лето), «Ньургуһуннар» (Подснежники), «Сардаана» (Цветок Сардаана), «Холорук үҥкүүтэ» (Танец вихря). Во все эти танцы испокон веков якуты вложили свое понимание природы и человека как единого и нерасторжимого целого.

Основной род занятий якутов – коневодство, скотоводство, рыболовство и охота также нашли своеобразное отражение в традиционных танцах. «Влияние коневодства, безусловно, имеется как в культе, так и в танцах и играх», – писал П.А. Ойунский. Так, например, такие движения традиционного танца якутов как «чохчоохой», «дьиэрэҥкэй», «кулун- куллуруһуу»,   «ат   буолан   сырсыы»,   «ат   сиэлиитэ»   подтверждают уважительное отношение якутов к Айыы Дьеhегей и прочной связи их с коневодством.

По своей традиционной структуре якутские танцы сдержанны, спокойны. В якутских танцах, прежде всего, привлекают внимание естественность, простота, чистота и разреженность пластического рисунка характерен размеренный ритм. Движения ног не приваливают над движениями рук и головы. Женские танцы лишены наступательности. Их отличает плавность, изящество, грациозность, женственность. Для мужских танцев характерны основательность, ясность, и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство. Детские танцы эмоционально окрашены более ярко, они динамичны.

На вопрос анкеты, который мы разработали для студентов СВФУ, «В чем вы видите специфику народного танца?» 55 студентов из 109-ти ответили, что специфику народного танца они видят в костюмах и атрибутиках. 24 студента считают, что специфику танца видят в его пластике. И 54 респондентов ответили, что специфику народного танца они видят в идейном содержании. Здесь стоит отметить, что респонденты могли выбрать несколько пунктов из предложенных вариантов.

Якутский танец развивается, обогащается, приобретает новые краски, новые выразительные средства. В Республике Саха (Якутия) существуют много танцевальных ансамблей, которые актуализируют и пропагандируют народный танец. По результатам анкетирования, проведенного среди 109 студентов СВФУ, выяснилось, что больше всего они знают Народный ансамбль «Күндэл» (61 упоминаний), достаточно хорошо знают ансамбль «Гулун» (37 упоминаний), а также «Ситим» (27 упоминаний). Далее идут «Кыталык» (23 упоминания), «Сандал» (13 упоминаний), «Эрэл» (9 упоминаний), «Сияние Севера» (6 упоминаний), Национальный театр танца им. С.А.Зверева – Кыыл Уола (2 упоминания), «Өркөн» (1 упоминание), «Сарыал» (1 упоминание).

В 2006 году по инициативе молодого педагога, выпускника ЯГУ им. М.К. Аммосова Факультета якутской филологии и культуры Васильева В.В. в с. Жархан Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) был создан школьный коллектив, который позже стал танцевальным ансамблем, и в 2014 году заслужил звание образцового танцевального ансамбля «Одун». Уважительное отношение подрастающего поколения к культуре своего народа, интерес к народному художественному творчеству, народным танцам, участие в народных праздниках, фестивалях, смотрах, посещение культурно-досуговых учреждений, знание таких жанров устного народного творчества как народные песни, сказки, баллады, желание постоянно следовать национальным традициям и обычаям свидетельствуют о выраженном повышенном интересе к народной культуре.

На основе преемственности коллектив посещают учащиеся из средней и старшей групп МБОУ «Жарханская средняя общеобразовательная школа им. Б.Г. Игнатьева». Ребята занимаются с большим удовольствием и энтузиазмом. В танцевальном ансамбле создан благоприятный социально- психологический климат, развитая структура межличностных отношений, тем самым воспитанники выражают удовлетворенность своим участием и положением в ансамбле, где позволяют детям осуществлять сотворчество в коллективе. Коллектив ведет свою работу по двум направлениям: 1. Танцевальная группа; 2. Народное творчество (дэгэрэҥ ырыата, чабырҕах, тойук, оһуохай, хомус).

Коллектив обладает высоким исполнительским мастерством, отличается своеобразием и самобытностью. За период работы неоднократно становились призерами, номинантами, лауреатами, хозяевами Гран-при разных смотров, конкурсов и фестивалей, и принимает активное участие в наслежных, улусных, региональных, республиканских, федеральных, а также международных культурных мероприятиях, и тем самым заслужили признание зрителей.

Все вышесказанное позволяет нам утверждать, о художественном значимом уровне культуры якутов и ее влиянии на весь процесс развития народного танца.

Таким образом, региональная сущность и специфика народного танца якутов как одного из ведущего компонента народно-художественной культуры, отражаются в их названиях, семантике, структуре, содержании, композиции, элементах танцевальных движений, а также в традиционном мировоззрении, мировосприятии, религиозном веровании, нравах, поведении, знаниях, языке, образах, символах и культурных кодах народа. Отсюда возникает потребность в изучении, сохранении и развитии традиций народной культуры как неотъемлемых составляющих системы нравственных и духовных ценностей общества.