Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРТ-ДИЗАЙН В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

Возросший интерес к эстетической и знаковой функциям костюма и

появление новых технологий производства одежды привели к тому, что в

начале XX1 в. в сфере проектирования одежды появилась необходимость исследования модного костюма с позиций искусствоведения. Модный костюм подвержен влиянию живописи, скульптуры, архитектуры, театра и

становится непременным элементом перформанса в концептуальных демонстрациях одежды. Принципиальный перенос акцента в костюме с утилитарно-функционального назначения одежды на её эстетическое содержание отражает закат классических модных стандартов, и формирует новый подход к одежде, который заставляет обратиться к творчеству дизайнеров, работающих на границе моды и концептуального искусства.

Социально-культурные   перемены    затронули   дизайн,    технологию,




процесс производства костюма. В связи с появлением новых технологий и формированием иной идеологической среды изменились традиционные представления о принципах и методах моделирования одежды. В производстве модного костюма появилось новое, пока не достаточно изученное направление арт-костюма, что обуславливает актуальность рассмотрения как теоретических установок этого явления, так и исследование возможностей практического применения полученных данных. [4]

 

Сегодня человек интересуется костюмными формами, способными отразить его субъективное миропонимание, ему нужна одежда, не только отвечающая утилитарным предназначениям, но и наделённая концептуальным художественным смыслом.

 

Товары, схожие по качеству и дизайну, ежегодно сходят с конвейеров, теряют свою индивидуальность, становясь безликими и не интересными для общества. В ХХI веке наиболее важным критерием при выборе товара становится приобретение новых эмоций, стремление скорее к самовыражению, нежели функциональному удовлетворению. Этому требованию отвечает арт-дизайн одежды с его невиданными образами, формой и конструкцией.

 

В течении нескольких лет на кафедре дизайна и технологий изделий легкой промышленности ЮЗГУ разрабатываются арт-коллекции одежды с использованием приемов совмещения технологии валяния шерсти и шелка,

«вживление» кусков гипюра и фрагментов росписи по шелку и хлопку. [2]

 

Создание арт-коллекций позволяет использовать инновационные разработки в фактурообразовании ткани, технологии и конструировании новых форм одежды, что расширяет возможности в поиске новых форм костюма. Путь от создания арт-коллекций до внедрения одежды в промышленное производство, позволяет исследовать предпочтения потребителем той или иной формы костюма как на подиумах, так и на торговых площадках.

 

Достижения в области высоких технологий, всеобщая компьютеризация производства позволяет дизайнерам воплощать свои идеи, применяя недоступные ранее материалы в своей коллекции, воссоздавая объемную фактуру, чтобы удовлетворить тактильные потребности потребителя.[1]

 

Проектирования таких коллекций подтолкнули к поискам уникальных проектных решений, отвечающих новым типам восприятия пространства. Поиск оригинальных идей для создания арт-коллекций, требует углубленных поисков в области технологии создания одежды, конструирования, фактурообразования и инноваций.[3]




В исследовании рассматриваются особенности модных показов, как направлений дизайн-деятельности и механизмов выработки новых зрелищных норм культуры. Дефиле становятся не только трансляцией модных трендов, но и сложными театрализованными действами, формирующими новые феномены культуры. Особая атмосфера модного показа создается объединением и взаимодействием многих средств художественной выразительности.

 

Дизайнерская одежда является неотъемлемой частью гардероба тех, кто следит за модой. Коллекции, представленные модельерами, отличает общая идея, определенная тематика или похожие цветовые решения. Они могут быть созданы как одним автором, так и группой дизайнеров определенного бренда или Дома моды. Часто модельеры черпают вдохновение в других видах искусства. Так, на современные коллекции одежды большое влияние оказали такие направления, как сюрреализм (например, при соединении чего- либо несоединимого), поп-арт (использование фото, других реалистичных объектов), постмодернизм и т. д.

 

Самым инновационным способом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование, или проектное прогнозирование, которое занимается изучением желаемых перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этого идеала.

 

Развитие конструктивного решения коллекции предполагает динамичную выразительность нюансов кроя.

 

Декоративное решение коллекции должно четко продумываться от модели к модели. Коллекция не должна быть перегружена декором. Дизайнер не должен подменять понятие «дизайн одежды» украшательством моделей. Количество декора в каждой модели должно быть разным. Модели, выполняющие роль композиционного центра в коллекции и являющиеся по сути кульминацией, выражающей центральную идею и замысел автора, могут иметь самое яркое и насыщенное декоративное решение.

 

Обязательным условием грамотно разработанной коллекции является построение развития ее тонального ряда. Коллекция должна иметь свой тональный композиционный центр, причем он не всегда может совпадать с центральными моделями коллекции. Работа над тоновым решением коллекционного ряда — серьезная задача для начинающего дизайнера. Наряду с построением тонального развития ряда дизайнер выстраивает свое видение ряда цветового. Развитие колорита коллекции начинается с выбора цветового композиционного центра. Наиболее сильным по своему образно- эмоциональному  воздействию  на  зрителя  является  вариант,  когда  в коллекции моделей тональный и цветовой композиционные центры совпадают

 Дизайнер одежды работает совместно с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспериментальную модель (опытный образец), который испытывается, в том числе и на контрольной группе потребителей. Затем после отбора, исправления недостатков и апробации разрабатывается промышленный образец (рабочий проект), который передается на производство для последующего тиражирования. В рабочий проект входит следующая документация: конструкторские чертежи, карты технологической сборки изделия, карты цветовых и фактурных решений.

 В зависимости от типа и назначения коллекции в ней преобладают те или иные признаки. В авторской творческой коллекции, например, более существенным является единство коллекции, стиля и образа, при этом могут отсутствовать базовые конструкции. В любой коллекции важнейшим признаком является ее целостность, что отличает коллекцию от механического собрания разнородных моделей. Целостность обеспечивается единством стиля, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов, формы, образов. Кроме того, признаком грамотно разработанной коллекции является динамика, то есть развитие центральной идеи в данной коллекции.

Модная одежда всегда была средством выражения социального статуса человека или иллюзорного его повышения, т.е. потребитель всегда старался казаться на ступень выше в социальной лестнице с помощью более престижной одежды. Дизайнер одежды находится под влиянием процесса потребления, в частности, под влиянием «процесса потребления для развлечения». Эклектизм современной моды разрешает соединять несоединимое, дизайнеры стараются перещеголять друг друга в создании острой выразительности моделей. Каждая демонстрация сопровождается целым театром образов, которые предлагаются на выбор: здесь и элегантность, и юмор, и гротеск, и трагизм, и предупреждение миру о катастрофе, и влияние маргинальных субкультур.[5]

Яркая образность, доходящая до гротеска, достигается целым комплексом средств: одеждой, головными уборами, обувью, дополнениями, макияжем, прической, париками, украшениями. Каждый дизайнер пытается найти свой набор символов или совокупность знаков для визуального сообщения публике. В дальнейшем исследование предполагает подобрать соответствующий набор средств для идентификации каждого типа дефиле и культурного кода. Сегодня модные показы становятся организованной реальностью, которая активно пронизывает социокультурную среду обитания современного человека. Основными проблемами, рассматриваемыми в статье, являются взаимоотношения моды и искусства, взаимосвязи художественных направлений искусства с модными показами, в результате чего формируются новые явления моды.

 На основании проведенного исследования в соответствии с его целью и задачами формулируются следующие выводы:

 

1.   Арт-дизайн

в   проектировании  костюма

-    отдельное     направление

моделирования

одежды,    аккумулирующее

приёмы                 концептуального

искусства и инновационные технологии производства модной одежды.

 

2.         Проектирование арт-коллекций направляется духовной культурой, ценностно-смысловым содержанием и ориентировано на взаимодействие с социально-культурной средой и дальнейшими разработками уже производственных коллекций.

 3.          Формирование арт-дизайна одежды происходило под влиянием дизайнерского творчества западноевропейских художников сер. XIX в., художественных методов авангардного искусства.

4.   Костюмы от-кутюр как арт-объекты создаются в единственном экземпляре и приравниваются к произведениям искусства, которые, как правило, предназначены для демонстрации на подиуме или экспонирования в музее. В арт-дизайне костюма соединяются задачи создания арт-объекта и технологические возможности массового производства одежды.

5.         Новые технологические возможности позволяют экстраполировать концептуальные идеи в дизайн костюма прет-а-порте и создавать одежду, наделённую особой художественной идеей и смысловой информацией, что делает концептуальное направление в арт-дизайне костюма одним из перспективных феноменов проектной культуры нач. XXI в.

 Мода – это то, что определяется сегодняшним днем: ритмом жизни, материалами и духовными потребностями людей, возможностями промышленности. Стилист должен иметь постоянный информационный контакт не только в области искусства, но и с новыми техническими разработками в ассортименте материалов, фактур, колоритов, новых технологических методов обработки изделия, а также соразмерять свои предложения с особенностями рынка. Большое значение для формирования облика людей и выражения их внутреннего содержания имеет образ костюма. Именно костюм, его форма и внешние признаки являются знаком общественной обусловленности его носителя.



Список литературы

 

1.Будникова О.В., Диева О.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА    Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2014. № 2. С. 60-69.

2. Диева О.Н. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ ЦЕЛЬНОВАЛЕНОЙ ОДЕЖДЫ ПРИ ДИАГОНАЛЬНОЙ РАСКЛАДКЕ ВОЛОКОН ШЕРСТИ// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ

НАУК В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 116-119.

 3. Диева О.Н. К проблеме формоустойчивости одежды из войлочных полотен//Вопросы современных технических наук. 2016. С. 104-106.

 4. Плешкова И.С. «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ» КОСТЮМ КАК ДОМИНИРУЮЩЕЕ ЯВЛЕНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. Журнал Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, выпуск № 2-2 / 2010

 5. Федотова И.В., Т.е. Картер Т.Е., Диева О.Н.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ В УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ САПР-ОДЕЖДЫ // Наука и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Кострома, 2013. С. 94-96.