Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ РКИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

В связи с антропоцентрической направленностью современной лингвистики возрос интерес к изучению реальных процессов живой речи. Внимание исследователей сосредоточено на субъектах речевого общения, которые взаимодействуют в сложном коммуникативном контексте, на их речевом поведении, на тех стратегиях и тактиках, которые коммуникатор используют в речевом общении.

Объектом нашего исследования является педагогический дискурс.

Стратегии этого дискурса определяются основной целью - социализацией человека - и сводятся к коммуникативным интенциям, которые конкретизируют основную цель дискурса.

Преподаватель в своей профессиональной деятельности решает разные коммуникативные задачи. Он объясняет, информирует, доказывает, комментирует, спрашивает, обобщает, побуждает, инструктирует. Все эти и другие намерения реализуются в определенных учебно-речевых ситуациях урока.

Материалом для анализа послужили магнитофонные записи занятий русского языка как иностранного в военном вузе.

В речевом общении говорящий ставит перед собой определенные цели, «несмотря на то, что они не обязательно обдумываются»10. Реализация этих целей осуществляется посредством речевых стратегий и тактик.

Стратегии речевого поведения «предполагают отбор фактов и подачу их в определенной последовательности, заставляют говорящего адекватно организовывать свою речь, обуславливают подбор и использование языковых средств»11.

Тактики же речевого общения - это совокупность приемов  ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта»12.

Занятия по русскому языку как иностранному имеют свою специфику. Основная их цель-это формирование коммуникативных навыков у слушателей. Отсюда и особенности речевого поведения преподавателя на уроке русского как иностранного. Формы выражения его интенций и побуждений имеют отличия от других предметов.

На разных этапах урока учитель ставит задачи, которые обусловлены определенной целью на данном этапе. На начальном этапе - установить контакт, привлечь внимание; на этапе объяснения новых знаний - активизация мыслительной деятельности у слушателей, побуждение к работе; на протяжении всего коммуникативного общения преподаватель ставит перед собой задачу поддержать контакт, создать определенный эмоциональный настрой урока; в финальной части занятия преподаватель прерывает речевой контакт.


10 Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие 5-е изд. М., 2003. 26 с

11 Олешков М.Ю. Моделирование коммуникативного процесса. Нижний Тагил., 2006. 121 с

12 Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие 5-е изд. М.,2003. 26 с


В профессиональную компетенцию преподавателя, безусловно, входит владение стратегиями и тактиками общения.

В педагогическом дискурсе стратегии речевого поведения преподавателя тесно связаны с функциями этого типа общения:гностической, конструктивной, организаторской и воспитательной.13

Гностическая функция реализуется через информационный контакт, через информативную стратегию. Организаторская функция осуществляется через императив общения: преподаватель в своей деятельности побуждает и стимулирует слушателей к физическим и ментальным действиям, регулирует и контролирует процесс общения, т.е. применяет императивную стратегию. Конструктивная и воспитательная функции осуществляются через коммуникативно-регулирующую стратегию, с помощью которой преподаватель осуществляет процесс речевого взаимодействия со слушателями на занятии, устанавливает и поддерживает с ними коммуникативный контакт.

В соответствии с функциями педагогического общения нами выделяются три основные стратегии речевого поведения учителя: императивная, информативная и коммуникативно-регулирующая. Эти стратегии являются общими для всех типов уроков, хотя степень     их     значимости     для     реализации    педагогических коммуникативных целей во многом зависит от типа и этапа урока.

    

13 Ипполитова Н.И. Педагогическая риторика. М., 2001. 13 с.


Так, на этапе объяснения нового материала (объясняющих) основная речевая стратегия действий- информативная. На этапе фронтального опроса, закрепляющих, обобщающих – стратегия императивная. Коммуникативно-регулирующая стратегия составляет некую «рамку» любого занятия. Все этапы общения могут быть рассмотрены с точки зрения стратегий, которые реализуются с помощью определенных тактик.

Можно утверждать, что генеральной стратегией педагогического дискурса является императивная стратегия, направленная на управление всей деятельностью слушателя. Она пронизывает весь процесс речевого общения «учителя с учениками» на занятии, начиная с организационного момента и заканчивая подведением итогов и завершением любого контакта.

Преподаватель воздействует на обучающихся, указывая им, что следует делать: писать, слушать, отвечать, активизировать свое внимание, интеллектуальную или физическую деятельность и т.д. Поэтому можно говорить о преобладании в педагогическом общении на занятиях РКИ императивных речевых актов и о высокой частотности в речи преподавателя побудительных высказываний, которые являются основными средствами выражения этих речевых актов.

Рассмотрим способы реализации одной из стратегий педагогического дискурса на примерах занятий РКИ. Императивная стратегии реализуется с помощью определенных тактических ходов. Рассмотрим речевые тактики императивной стратегии.

Основную дидактическую роль в организации урока играют побуждения, направленные на управление текущей деятельностью слушателей:    их    вниманием,    физической,    вербальной    и мыслительной деятельностью. С помощью такого рода побудительных высказываний преподаватель реализует тактики концентрации внимания, стимуляции физической и умственной деятельности: Итак, давайте вспомним императив глаголов-ехать- ездить; показать-показывать;// Давайте с вами посмотрим примеры в тексте;// Давайте посмотрим/чем же отличаются эти глаголы?// Перед вами текст/ подчеркните все глаголы в этом тексте//Пожалуйста/ смотрим все в учебник//.

Уже на начальном этапе урока преподаватель устанавливая речевой контакт, призывает слушателей к совместным действиям:

Товарищи курсанты/ откройте свои домашние тетради///; Здравствуйте слушатели подготовительного отделения Анголы/садитесь/ начинаем работу с диктанта//; Так/ записываем слова//; Так/ рассаживаемся побыстрее/ начинаем сразу работать// Примеры показывают, что императивная стратегия реализуется здесь с помощью тактики установления речевого контакта.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы следующего характера: даже на начальном этапе урока, где преподаватель преследует цель установить контакт и призвать слушателей к совместным действиям, на выбор тактик императивной стратегии оказывает влияние несколько факторов. Во-первых, возраст слушателей; во-вторых, тип личности преподавателя - авторитарный или демократичный, в-третьих, уровень культуры преподавателя.

Сравним примеры: 

Здравствуйте/ садитесь// Начнем занятие с повторения урока 12/ новой темы// // Подумайте/ пожалуйста/ вспомните/ формы глаголов// Здравствуйте/ садитесь//

Здравствуйте/ садитесь// откройте/ пожалуйста/ учебник/посмотрите таблицы использования слов во 2-ом падеже единственного и множественного числа// сравните/ посмотрите/ в чем разница/скажите/кто/ не понимает/кому трудно?//

Императивная стратегия на этом этапе реализуется с помощью тактики установления речевого контакта, причем учитель использует этикетное слово, пожалуйста, которое явно сглаживает категоричность императивных форм. Кроме того, мы видим, что императивная стратегия в данном эпизоде разворачивается не только с помощью тактики установления контакта, но и тактики активизации умственной деятельности, которая выражается побудительными конструкциями совместного действия с компонентом давайте.

Ср.: Так// садитесь/пожалуйста// Итак/ сразу о ваших оценках/ Это ваши оценки за диктант по спецтекстам// Очень плохо/ возмутительно!//Я вам все разжевале/ разяснила/и какой результат?// я выставлю оценки в журнал// Напишу докладную начальнику спецфакультета// вы не можете учиться//А раз не можете/тогда/может/ вам лучше домой вернуться?// Только вчера все схемы сделали/слова разобрали// Вы-самая плохая группа факультета// открываем тексты/ смотрим внимательно/читаем/учим/прямо сейчас/ одну минуту даю вам/ и пишем еще раз!//

Ни о каком приветствии в данных примерах говорить не приходится. Категоричный преподаватель сразу включает императив общения, который побуждает и к совместным действиям, и к концентрации внимания, и контролирует действия слушателей. Таким образом, тактические ходы императивной стратегии реализуются по-разному, хотя цели преподавателей на начальном этапе урока одинаковые: установить контакт, призвать учащихся к совместным действиям, сконцентрировать их внимание на учебном материале. Но разница в поведении очевидна. Один - императивную стратегию реализует с помощью тактики установления контакта и стимуляции умственной деятельности, используя средства речевого этикета и побудительные конструкции со значением совместного действия, а другой - использует иную тактику в работе: тактику концентрации внимания, контролирующую тактику и тактику стимуляции физических действий, сопровождая их прямыми педагогическими замечаниями, которые сразу создают на уроке напряженную атмосферу. Она по сути деструктивна для работы с иностранцами и не только. Все тактики, безусловно, необходимы преподавателю в работе , но способы выражений тактик и тон общения он выбирает сам и, как мы видим, не всегда удачно.

Таким образом, императивная стратегия является генеральной стратегией педагогического дискурса и реализуется с помощью разнообразных тактик: тактики концентрации внимания, стимуляции физической и умственной деятельности, поддержания побуждения, регулирующей и контролирующей тактик.

 

 

Список литературы

 

 

1.   Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и её жанры / В.В. Дементьев; под ред. В.Е. Гольдина. – Саратов: Изд-во Саратовского университета. 2000. – 248 с.

2.   Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 192 с.

3.   Ипполитова Н.И. Педагогическая риторика.- М., 2001.- 293 с.

4.     Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 284 с.

5.   Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие- 5-е изд.-М.: Флинта: Наука, 2003.-496 с.

6.   Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000. – С. 5-20.

7.   Карасик В.И. Структура институционального дискурса// Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр.– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. – С. 25-34.

 8.   Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: ИТДГК«Гнозис», 2002. – 333 с. 

9.      Олешков М.Ю. Моделирование коммуникативного процесса. – Нижний Тагил, 2006. – с. 121 .