Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ ПРАЗДНИКА ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

Цель настоящей работы – рассмотреть восточнославянские традиции поминальных ритуалов, совершаемых в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) у русских, украинцев и белорусов.

Поминовение усопших в праздник Входа Господня в Иерусалим и последующую Страстную седмицу выражается в посещении кладбища с освящённой вербой.

Обычай приносить в продолжение цикла Вербного воскресенья освящённую вербу на кладбище получил распространение у всех восточных славян. В XX столетии такой обычай фиксируется у русских в Рязанской, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Смоленской областях; у белорусов — в Брестской и Гомельской областях; у украинцев — в Волынской области. Этот обычай отмечался и в художественной литературе (в частности, И.С. Шмелёвым в повести «Лето Господне»). Ритуальные действия с вербой, совершаемые у могил умерших родных и близких, являются схожими у восточнославянских народов, варьируются только дни и отдельные детали «вербных» ритуалов.

Общая основа поминальной практики на Вербной неделе прослеживается в том, что ветки вербы, принесённые на кладбище, втыкают (то ркают,  тыка ют, са дят) в могилы. При этом иногда указывается место на могиле, куда следует втыкать вербу: под могильным крестом (в ногах покойника), у головы. Судя по отдельным записям, из прута, воткнутого в могилу, впоследствии могло вырастать новое вербное дерево. Очевидно, что в данных реалиях просматривается прагматика ритуального втыкания вербы —    высадить у могил умерших родных святое дерево (ср. объяснение того, зачем вербу втыкают в могилы: «чтобы освящённая верба росла возле святых, т.к. все покойники святые») [4].

Целенаправленное высаживание освящённой вербы (её веток) у могил является характерным для поминальной практики современной полесской традиции. В русской традиции конца XX – начала XXI вв. сведений о выращивании вербы на кладбище практически не обнаруживается. Однако, как  можно  судить  по  этнографическим  фактам,  использованным И.С. Шмелёвым в повести «Лето Господне», этот обычай был свойственен когда-то и русскому народу. Обратимся к фрагменту повести, в котором описывался совершаемый на Радуницу обычай — относить на кладбище вербу, проращиваемую в воде с Вербного воскресенья, и сажать её возле покойного: «…домой принесём свячёную (вербу, освящённую на праздничной службе — Т.Л.), в бутылочку поставим — она как раз к Радунице, на Фоминой, белые корешки-ниточки выпустит. И понесём на Даниловское (здесь: название московского кладбища — Т.Л.), покойному (…), вголова посадим, порадуем его душеньку» [5, с. 344-345].

Как представляется, на обычай сажания вербы у могил в праздник Входа Господня могла повлиять легенда об укрытии от бесовской погони при конце света на вербе, посаженной в праздник: «Хто посвячену вербу iмiє, собствинно ним посажину, тоï при концi вiку може на iï спастися. Ото як стануть за ним ганяться рiзнi демони, привернуть його пiд свою власть, так вiн на її злїзе i сидїти ме, i його нїхто не може занять» [1, с.167]. Весьма вероятно, что прослеживаемая здесь идея спасения при конце света благодаря соблюдению праздничного ритуала высаживания освящённой вербы распространяется, в народных представлениях, не только на живых, но и на мёртвых.

Специфическим эпизодом посещения кладбища в Вербное воскресенье в белорусской традиции является ритуальное хлестание вербным прутом могил умерших родных [2, с. 144], [3, c. 109]. При этом вербу, использовавшуюся при хлестании, здесь, как и в других восточнославянских традициях, принято оставлять (втыкать) на могилах.

Как можно заключить, посещение кладбища в продолжение цикла Вербного воскресенья представляет собой поминальную практику, включающую разнообразные действия с освящённой вербой. Нами выявлены следующие звенья, входящие в эту практику:

1) втыкание вербных веток в могилы; 

2) высаживание вербы у могил; 

3) хлестание вербой могил с последующим оставлением на месте проведения ритуала.

Эти звенья призваны подчеркнуть поминальную символику ритуальной вербы: она служит знаком памяти об усопших в данный календарный период.

Итак, рассмотрение поминальной обрядности праздника Входа Господня в Иерусалим и Страстной седмицы позволяет найти обоснование применению в ней освящённой вербы. Посещение кладбища на Вербной неделе, противоречившее церковному канону, получило распространение в народной практике благодаря его символическому осмыслению: отнесение вербы на могилы усопших определялось её поминальной символикой и в то же время отвечало народно-христианским представлениям о вербе как символе победы над смертью, воплощающем идею грядущего всеобщего воскресения. При этом отдельные действия с вербой на кладбище — высаживание на могиле — могли мотивироваться легендой об укрытии на вербном дереве от бесовской погони при наступлении конца света.

Подведём итог рассмотрению этнокультурной специфики восточнославянских вербных ритуалов, вошедших в поминальную обрядность праздника Входа Господня в Иерусалим и Страстной седмицы. Общими для восточнославянских народов ритуалами на кладбище являются втыкание освящённых веток вербы в могилы усопших, высаживание веток вербы у могил. Ритуалом, присущим только белорусской традиции, следует считать хлестание вербой могил с последующим втыканием на месте проведения обрядовых действий.

 

 

Список литературы

 

1.    Дикарев М.А. Народний календар Валуйського пов. (Борисiвської вол.) у Воронïжчинї // Матерiяли до украïнсько-руськой етнольогiï. Етнографiчна комiсiя наукового товариства iменi Шевченка. Т. VI. — Львiв, 1905.

2.     Земляробчы каляндар: Абрады i звычаi / Уклад., класiф., сiстэм. матэрыялаў i камент. А.I. Гурскага, А.С. Лiса. — Мiнcк: Навука i тэхнiка, 1990.

3.      Ненадавец А.М. Шанаванне дрэваў старажытнымi беларусамi // Беларускi фальклор: Жанры, вiды, паэтыка. Кн. 5: Мiфалогiя. Духоўныя вершы / А.М. Ненадавец, А.У. Марозаў и др.; Навук. рэд. А.С. Фядосiк. — Мiнск: Бел. навука, 2003.

4.        Полесский архив, хранящийся в Отделе этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН.

5.    Шмелёв И.С. Лето Господне: Повесть / Вступ. ст. и коммент. О. Михайлова. — М.: Дет. лит., 2004.