Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКСО КОЛИЕВА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

В деле развития осетинского языка, письменности, культуры особенно велика роль отдельных представителей духовной интеллигенции Осетии, которые свою проповедническую деятельность в русле православного христианства удачно сочетали с учительской деятельностью. Среди них самой яркой фигурой, проложившей первую глубокую борозду в деле просвещения родного края и оживления в нем общественной мысли, был именно Аксо Колиев. «Без преувеличения его можно назвать первопроходцем среди осетин и на ниве религиозно-нравственного воспитания масс, и в просветительской деятельности. В лице Аксо Колиева на общественно-политическую арену в середине XIX века выступил человек, который повел народ за собой к просвещению и духовному возрождению», - пишет о нем Л. Чибиров [4, с. 78].

Колиев был первым осетином, окончившим Тифлисскую духовную семинарию, которая считалась самым престижным духовным высшим учебным заведением на Кавказе. После ее окончания работал инспектором и учителем Владикавказского духовного училища, а затем и его смотрителем.

Характерным штрихом в деятельности А. Колиева является удачное совмещение службы в качестве священника, попечителя школ и учителя.

Аксо Колиеву особое место в истории осетинской культуры 40-60-х годов XIX века отводится за его культурно - просветительскую и общественно-педагогическую деятельность.   Являясь сторонником «христианского» просвещения народа, он использовал имевшиеся тогда возможности для развития школьного дела. «Можно смело утверждать, что все те школы, которые появились в осетинских аулах в 50-60 годы, были открыты при личном участии А. Колиева или по его инициативе» [1, с. 126].

В тех сельских приходах, где не удалось открыть школы, Колиев и его сподвижники вели богослужение на родном языке. Занимаемую должность управляющего всеми школами Северной Осетии А. Колиев максимально использовал для оказания содействия в улучшении условий учебы, подыскивал помещения, обеспечивал школы учебными программами, вовлекал в школу детей социально бесправных слоев общества, ставил вопрос о том, чтобы дети малоимущих учились за казенный счет.

Его заботила и судьба выпускников школ. В одном только 1848 году по настоянию А. Колиева семь выпускников церковно-приходской школы продолжали образование в высших духовных академиях и семинариях Москвы, Тифлиса, Екатеринославля, Воронежа. Подвижнической деятельности Колиева высокую оценку дал известный осетинский писатель Сека Гадиев, лично знавший его: «Аксо хорошо знал и отлично понимал свой народ. Днем и ночью не знал покоя и отдыха. Как птица – великая труженица, облетел Осетию вдоль и поперек, побывал многократно во всех ближних и дальних ее районах, чтобы объединить ее народы… во имя добра, справедливости и лучшего светлого будущего» [2, с. 113].

А. Колиев был первым зачинателем женского образования в Осетии. В 1862 году у себя дома, во Владикавказе, на свои средства открыл первую на Северном Кавказе женскую двухклассную школу. Вот как описывает это благое начинание управляющий осетинским приходом архимандрит Иосиф Чепиговский: «Первый он понял, что для воспитания поколений на христианских началах нужна, прежде всего, христианская семья, а, следовательно, и христианская мать: и вот по своей собственной инициативе и на собственные скудные средства образует он небольшую школу для девочек-осетинок. Помещаясь сам со своей семьей в двух небольших комнатах, он находит возможным здесь же заниматься со своими учениками…» [3, с. 79].

Вместе с тем Аксо Колиев ясно осознавал, что для поднятия учебного процесса на должный уровень необходимо вложить в школу значительно больше  финансов.  Учитывая  материальные  затруднения  А.  Колиева «Общество восстановления христианства на Кавказе» с пониманием отнеслось к его просьбе и сочло возможным ежегодно выделять школе по 300 рублей для покрытия расходов на жалованье учителям и приобретения необходимых материалов.

После скоропостижной смерти Колиева в 1866 году шефство над его школой взяло на себя «Общество восстановления христианства на Кавказе». Вскоре она была преобразована в школу с пансионом и названа в честь княгини Ольги Федоровны Ольгинской. С переходом школы в ведение «Общества» учебный процесс в осетинской женской школе оживился, постепенно меняла свой облик, становилась популярной. И когда в начале 90-х годов местная власть предприняла попытку закрыть школу, «лучшие представители осетинской интеллигенции, возглавляемые Коста Хетагуровым, отстояли школу» [5, с. 56].

Школа просуществовала до 1918 года. Новые власти Терской республики решили на основе объединения Владикавказского осетинского трехклассного приюта с другими учебными заведениями открыть педагогический институт, ныне Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова.

За 56 лет своего существования из стен школы вышло более 500 выпускников. Культурное воздействие их на осетинское общество было весьма велико, ибо они в подавляющем большинстве предпочитали труд учительницы в функционировавших к тому времени школах. «Во все время существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. Она не могла вмещать всех желающих учиться в ней. Она была, безусловно,    лучшим    учреждением    просветительской    деятельности «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», она насаждала в отдельных уголках Осетии неувядаемые зародыши просвещения. Она давала неувядаемых тружеников для сельских школ… Школа эта становилась насущной потребностью для всего народа», - писал Коста Хетагуров  [6, с. 153].

Вслед за Ольгинской женской школой в городе Владикавказе женские школы открылись и в других населенных пунктах Осетии: Салугардане (1870 г.), Ардоне, Дарг-Кохе, Ольгинском (1871), Гизели, Хумалаге, Вольно- Христианском (1872), Даргавсе (1878) и т. д. Сам факт их возникновения самым тесным и непосредственным образом связан со школой Аксо Колиева. Учителями в них были исключительно выпускники этой школы.

Таким образов, благодаря А. Колиеву, осетинские девочки впервые переступили школьный порог. Благодаря его школе женщина в Осетии получила доступ к образованию значительно раньше, чем в остальных районах Северного Кавказа и Российской империи в целом.

Аксо Колиев, являясь сторонником «христианского» просвещения, большое внимание уделял улучшению прежних переводов и переводу на осетинский язык новых книг церковного содержания. В 1861 году в Тбилиси был издан на осетинском языке старый перевод Литургии Иоанна Златоустого. Книга предназначалась для осетинских церквей, а над переводом работали архимандрит Иосиф, священники А. Колиев, М. Сухиев, А. Аладжиков и С. Жускаев. Этот же авторский коллектив в 1864 году перевел Евангелие для церковно-приходских школ и для осетинских церквей. Общим же результатом переводов богослужебных книг на осетинский язык стало то, что во всех осетинских церквах богослужение стало совершаться на осетинском языке.

Значительный интерес вызывает и общественная деятельность А. Колиева. Он и его единомышленники выдвинули идею объединения народа на христианской основе и страстно ее отстаивали в публичных выступлениях.

В конце 50-х и в начале 60-х гг. XIX века Колиев под флагом защиты интересов христианства возглавил протест осетин Владикавказского осетинского аула, которых местная царская администрация хотела выселить за пределы города. У него не раз были стычки и с генералом М. Кундуховым в связи с начавшейся операцией по выселению осетин-мусульман в Турцию. Колиев со своими сторонниками призывал осетинский народ неукоснительно ориентироваться на Россию, связать судьбу Осетии с судьбой России. Тем более, что к середине века уже установились тесные контакты между передовыми представителями обоих народов, и положительное воздействие этих контактов на культурно-просветительскую деятельность осетинской интеллигенции уже давало о себе знать.

А. Колиев также страстно выступал против предрассудков, мешавших дальнейшему прогрессу в обществе, против всего негативного, вредного в обычаях и традициях осетин, осуждал то, что тормозило продвижение народа по пути просвещения и культуры.

   

Список литературы

 

   

1. Гатуев А. Христианство в Осетии. Владикавказ: Ир, 2007. 203 с. 

2. Джикаев Ш. Ф. История осетинской литературы. Владикавказ: Ир, 2002. 461 с.

3. Игумен Андрей (Мороз). История Владикавказской епархии. Элиста, 2006. 198 с.

4.    Колиев А. Владикавказ: Ир, 1996.  189 с.

5.   Кочисов В. К. Чеджемов С. Р. История развития народного образования в Осетии. Владикавказ: СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2001. 99 с.

6. Хетагуров К. Л. Полн. собр. соч.: в 5-х т. Владикавказ: РИПП имени В. А. Гассиева, 2010. Т. 4. 508 с.