Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«МИФ О ЧИНЕ» В РАННИХ РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА КАК ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 августа 2016г.

Задача настоящей работы – рассмотрение сущности и роли «мифа о чине» в ранних рассказах А.П. Чехова, заложивших основу развития ведущих




тем и мотивов в последующем творчестве писателя. Следует отметить, что с точки зрения авторов статьи, данная мифологическая составляющая воспринимается как почва для формирования своего рода философии одиночества и галереи одиноких персонажей, возникающих в повестях и рассказах середины 1880-1890-х гг. Анализ проводится на материале произведений  «Толстый  и  тонкий»,  «Смерть  чиновника»,  «Хирургия»,

«Хамелеон».

 

Ранний период творчества А.П. Чехова принято называть юмористическим, однако при внимательном прочтении становится очевидным, что смех определяет лишь внешнюю сторону чеховских произведений. За ним скрывается обращение к серьезным нравственно- философским проблемам, связанным со спецификой человеческих взаимоотношений и самоопределением личности как в социуме, так и системе духовно-ценностных ориентиров.

Острота заявленных проблем связана как с индивидуально-авторским мировосприятием А.П. Чехова, так и со специфическими особенностями эпохи. Конец XIX – начало XX века воспринимается многими историками, философами и культурологами как эпоха «безвременья», отразившая множественные кризисные проявления в обществе. Человек рубежа веков сталкивается с серьезными вызовами: утрачивает незыблемый авторитет традиционная мораль, религия, ценности государства, семьи, культуры. Человек становится на путь мучительного поиска новых духовно- нравственных ориентиров, который во многом оборачивается чередой ошибок и ведет к состоянию внутреннего упадка. Именно в этот период в отечественной литературе начинает с наибольшей остротой звучать тема бесцельности человеческого существования, смерти, самоубийства, одиночества, неверия. Необыкновенную популярность приобретает лирика С.Я. Надсона и поэтов его круга; суицидальные мотивы наиболее остро проявляются в лирике А.Н. Апухтина и К.К. Случевского и др.

Творчество А.П. Чехова наиболее полно отразило основные тенденции эпохи рубежа веков. Кризис религиозного сознания затронул писателя, которого принято считать материалистом и атеистом. Выбор Чеховым естественной специальности – медицины – лишний раз доказывает этот факт. Однако же, на наш взгляд, внутренние искания писателя гораздо сложнее и не вписываются в «прокрустово ложе» полярных оценок верующий / атеист. Находясь вне религиозного-конфессионального контекста, писатель часто задумывался над стержневыми вопросами мирозданья, поиском Абсолюта, своеобразного идеала. Именно по этой причине многие темы и мотивы его творчества следует понимать расширительно, подключая к анализу психологический, философский, религиозно-метафизический, мифологический пласты. Одним из аспектов индивидуально-авторского взгляда писателя на эпоху «безвременья» следует признать актуализованную им тему одиночества и создание галереи образов одиноких персонажей, имеющих как общие, так и сугубо индивидуальные черты. А разработанный и предложенный писателем «миф о чине» на этапе его раннего творчества стал своеобразной базой для последующих идейно-философских исканий автора.

Одним из первых рассказов, определивших вектор творчества писателя, стал «Толстый и тонкий», в котором ведущую роль занимает мысль о восприятии человеком своего места в служебной иерархии. При этом иерархичность здесь – категория не столько социальная, сколько психологическая, болезненно искажающая сознание его носителей. Главной темой рассказа является изображение измененного сознания человека, для которого реальная жизнь и истинное положение вещей (давняя дружба с Толстым) перестает существовать, вытесняется своеобразным фантомом – мифом о всесилии чина. Чиновничья иерархия (в искаженно-патологическом ключе) в данном случае представляет собой своеобразный пантеон, обладающий строгой этикетно-ритуализованной структурой, регламентирующий процесс коммуникации, обращения, поведение, мимику, жесты, тематику беседы и т.д.

Тонкий, узнав, что его давний товарищ имеет чин тайного советника, моментально меняет свое поведение: дружественное обращение «милый мой» резко сменяется на «Ваше превосходительство». Меняется даже выражение лица, некогда бывшее счастливым при виде старого друга:

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился…» [1, c. 74].

В данном произведении реализуется одна из главных черт «мифа о чине» – разрыв связи с реальностью, выраженный в отсутствии возможного результата. Тонкий и Толстый – друзья детства, они не связанны должностной иерархией, не зависят друг от друга. Более того, Толстый не демонстрирует зависимости от мифа; его чин не становится помехой для сохранения приятельских отношений. Это указывает на еще одну важную черту иллюзорной реальности – большей зависимости от нее человека, стоящего на низшей ступени социальной иерархии.

«Миф о чине» находит свое воплощение и в рассказе «Смерть чиновника». Центральный персонаж – Иван Дмитриевич Червяков – является мелким чиновником, который не просто находится в униженном положении, но даже не стремится выйти из него. Следует заметить, что, как и в предыдущем произведении оба персонажа словно находятся на разных полюсах, не слышат друг друга. Генерал – явно ближе к реальности, его сознание не проявляет зависимости от мифа. Это сближает его с Толстым. Также очевидна параллель между Тонким и Червяковым, которые в одинаковой степени являются носителями мифологизированного сознания. Иными словами, оба произведения роднит важный принцип реализации «мифа о чине», определенный как разрыв связи с реальностью, выраженный в отсутствии возможного результата.

На следующем этапе анализа «мифа о чине» следует обратиться к произведению А. П. Чехова «Хамелеон». Название любого произведения — неотъемлемая и важная часть. Обычно в нем заложена основная мысль произведения, и даже может быть его краткое содержание. Рассказы Чехова не стали исключениями. В 1884 году автор создает очередной юмористический рассказ с целью раскрыть сущность человека, которой под воздействием «мифа о чине» легко меняет свою точку зрения, играет масками, теряя собственное лицо.

Здесь «миф о чине» реализуется здесь через комичное преклонение Очумелова не перед самим генералом (мифологизированный персонаж остается за скобками произведения, занимает позицию «над схваткой»), а перед собакой, которая также выполняет роль специфического маркера социальных взаимоотношений.

В рассказе «Хирургия», развивающем мифологические представления о социальной иерархии, изображены два персонажа — фельдшер земской больницы Курятин, временно замещающий врача, и дьячок Вонмигласов. Обращаясь к образу Курятина, нужно отметить, что на протяжении всего произведения, он будто находится в другом месте. Об этом говорят неоднократные упоминания о некоем образованном человеке, петербургском помещике Александре Ивановиче Египетском, которому якобы удачно смог удалить зуб. При этом он остается глух к страданиям реального человека – Вонмигласова; нет и нацеленности на результат медицинских манипуляций. Очевидно, что в рассказе находит воплощение чеховский «миф о чине» – в основе которого заложено противопоставление реальной жизни и вымышленного мира, в центре которого находится чиновник высшего ранга.

Проанализировав  ряд  рассказов  раннего   периода  творчества А.П. Чехова, представляется возможным сформулировать следующие выводы:

-      в ранних рассказах писателя важное место занимает «миф о чине», определяющий сущность внутреннего состояния персонажа, его самооценку и самовосприятие;

-   в наибольшей степени «миф о чине» реализуется в произведениях «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Хамелеон»;

-       представленную мифологическую систему характеризует оторванность человека от реальности, наличие иллюзорного представления о чине и социальной иерархии, наделение высшего чиновника «божественной ролью», «надпрагматический» (при отсутствии цели), а порой и «негативистский» подход (чинопочитание вопреки желанию должностного лица);

-     «миф о чине», отрывая человека от знакомой ему реальности, искажая картину повседневности, становится базой для формирования устойчивого идейно-тематического комплекса, связанного с понятием «одиночество» и влечет появление галереи образов одиноких персонажей в зрелом творчестве писателя.

 

 

Список литературы

 

Чехов А.П. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1961.