Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФЕНОМЕН ПРИЗРАКА В ТВОРЧЕСТВЕ В.А. ЖУКОВСКОГО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Актуальность работы связана с тем, что интерес к загадочному и иррациональному преследует человека с давних времен и находит отражение в разнообразных произведениях мировой культуры. В частности, он проявляется в русской  литературе, особенно в эпоху романтизма, что связано с интересом представителей данного литературного направления к фольклору.

Несмотря на достаточное количество научных работ, посвященных исследованию русского романтизма, следует признать, что феномен призрака в литературе данного периода изучен слабо. Отдельные упоминания встречается лишь в трудах И.А. Айзиковой [1], А.В. Волошко [2], Э.Э. Найдича [5] и др.

Цель работы заключается в изучении роли и сущности феномена призрака в художественном мире В.А. Жуковского.  Анализ  проводится  на  материале  произведений  «Таинственный  посетитель»,  «Славянка», «Людмила», «Светлана».

В толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дается следующее толкование понятию «призрак»:

«То, что видится, мерещится, видение, образ чего-нибудь» [6]. Также интересной представляется трактовка слова «привидение»: «Призрак умершего или отсутствующего человека, представляющийся суеверным или с больным воображением людям» [6].

В произведениях романтического периода выстроен нерушимый вектор, отражающий связь реального мира с миром идеалов. Появление феномена призрака в данном контексте дает представление человеку о высшей реальности, напоминает о справедливости Божьего суда, открывает тайны мироздания.

Таким образом, четко выстраивается иерархическая схема двоемирия, включающая несовершенную земную реальность и сакральный мистический мир, вестником которого является призрак.

В результате исследования были выявлены два типа феномена призрака, характерных для литературы первых десятилетий XIX века и нашедших отражение в творчестве В.А. Жуковского.

Первый тип обладает гармонизирующим началом, которое благоприятно воздействуют на персонажа, открывает для него иной, сакральный мир, позволяет отойти от обыденности земного существования. Данный феномен встречается в произведениях В.А. Жуковского «Таинственный посетитель» и «Славянка».

Второй тип оказывает достаточно жесткое влияние на окружающую действительность и оказывает на главного героя отрицательное воздействие. Данный тип тесно связан с различными фольклорными сюжетами устрашающего характера. С появлением призрака в данном ключе связаны мотивы рока, наказания, воздействия темных хаотичных сил на жизнь человека. Данный феномен призрака встречается в балладах В.А. Жуковского« Людмила», «Светлана» и др.

Анализ обоих типов проводился по следующей модели:

-   время и место появления призрака;

-   внешний облик;

-   специфика воздействия на человека;

-   функция в произведении.

В стихотворении «Таинственный посетитель» В.А. Жуковский избегает конкретных указаний на время и место встречи лирического героя с призраком. Становится очевидной лишь вертикальная организация пространства: человек принадлежит земному миру; «посетитель» – небесному.

Часто в жизни так бывало: Кто-то светлый к нам летит, Подымает покрывало

И в далекое манит [3, с. 239].

Облик призрака обладает абстрактным характером, его внешность не передается автором, а само явление «таинственного гостя» раскрывается сквозь призму метафор: Надежда, Любовь, Дума, Поэзия и т.д.

Лирический герой стремится понять происхождение «гостя», цель его визита, но все эти вопросы остаются без прямого ответа. Однако последние строки отражают индивидуально-авторскую концепцию поэта-романтика понимания функции призрака. Призрак является неотъемлемой частью романтического двоемирия и выполняет роль «вестника», «проводника» для человека, совершающего путь от земной несовершенной реальности в мир идеалов. Таким образом, благодаря воздействию мистических сил лирический герой получает своего рода «тайное знание», которое преображает его внутренний мир, делает светлее и гармоничнее.

Данное произведение тесно связано с элегией «Славянка», в финале которого изображается встреча лирического героя с «таинственным гостем». В произведении конкретизируются временные и пространственные характеристики: встреча происходит на фоне вечернего пейзажа, что отвечает романтическим установкам В.А. Жуковского. По аналогии с «Таинственным посетителем» посланник неба изображен абстрактно, хотя на уровне отдельных черт в образе призрака угадываются человеческие черты:

И некто урне сей безмолвный приседит; И, мнится, на меня вперил он темны очи; Без образа лицо, и зрак туманный слит

С туманным мраком полуночи [3, с.20].

Во время встречи с призраком лирический герой испытывает сильный душевный подъем, выраженный в стремлении преодолеть границу романтического двоемирия.

Внезапное исчезновение призрака вызывается у лирического героя одновременно печаль и светлое чувство познания иного мира:

Одна лишь смутная мечта в душе моей:

Как будто мир земной в ничто преобратился; Как будто та страна знакомей стала ей,

Куда сей чистый ангел скрылся [3, с.20].

Таким образом, в обоих произведениях призрак выполняет функцию посредника между миром горним и дольним, указывает лирическому герою на возможность перехода из несовершенной реальности в высшую. Явление призрака придает смысл существованию человека, помогает сформировать его главную жизненную цель: совершить данный переход в назначенное время.

Облик посланца в указанных произведениях представлен абстрактно, внешняя детализация минимальна или полностью отсутствует. Также в ряде случаев отсутствует указание на время и место встречи человека с призраком.

Иной тип феномена призрака отражен в балладном творчестве В.А. Жуковского. Если в стихотворениях и элегиях встреча со сверхъестественным несет человеку благо, то в балладах явление потустороннего существа открывает человеку темный, враждебный мир.

В произведении «Людмила» встреча героини с женихом-мертвецом происходит ночью при свете луны. Такое время выбрано неслучайно: полночь, с точки зрения романтиков, особое пограничное время, в которое темная сила может проникнуть миром живых. Время после полуночи до крика первого петуха используется нечистой силой для активных действий, а жениху-призраку важна каждая секунда из-за долгого пути. Это является доказательством, что призраки, находящиеся в каком-либо виде в реальном мире, полностью подчиняются земным параметрам пространства и времени.

Узнавание Людмилой жениха, установление с ним речевого и тактильного контакта свидетельствует о том, что призрак обладает привычным человеческим обликом и до определенного момента не проявляет признаков существа иного мира. Проявление же истинной иррациональной сущности призрака становится возможным в особом временном контексте – на рассвете. Именно в утренние часы происходит разрушение созданной темными силами иллюзии:

Видит труп оцепенелый: Прям, недвижим, посинелый, Длинным саваном обвит.

Страшен милый прежде вид [2, с.10].

Похожим образом феномен призрака представлен и в балладе «Светлана», которая имеет ту же литературную основу, что и «Людмила». Иррациональные силы в произведении также принадлежит злу.

События баллады, предшествующие появлению призрака, происходят в лунный крещенский вечер. Не указан точный момент перехода героини из реальности в пространство сновидения, где и происходят основные события баллады. Пробуждение Людмилы происходит в духе народной традиции: темные силы теряют власть над человеком при первом крике петуха.

Гадание в данном произведении выполняет роль обряда-приглашения призрака, цель явления которого – передача гадающему тайного знания о существования иного мира, которое становится опасным для человека и может привести его к гибели. Об этом свидетельствует и эмоциональное состояние Людмилы и Светланы, которые испытывают ужас и опустошение от встречи с мистическим.

В итоге можно отметить, что в творчестве В.А. Жуковского ведущую роль играет мотив романтического двоемирия. Лирический герой, находясь в пространстве обыденной реальности, стремиться познать иной, сакральный мир, преодолеть невидимую грань мироздания, получить тайное знание от высших сил. В этой системе координат призрак выполняет роль «вестника», «проводника», «свидетеля» тесной взаимосвязи иррационального и реального миров. Данная функция реализована в двух моделях. Первая свойственна элегиям и стихотворениям; в ней встреча с призраком оказывает одухотворяющее и гармонизирующее воздействие на человека, преображает его внутренний мир, придает надежду на переход к высшей реальности. Вторая – условно «балладная модель» – отражает встречу человека с призраком как с представителем враждебного мира, несущего ему опустошение и гибель. В первом случае, призрак представлен абстрактно, с минимальной внешней детализацией или без нее. Во втором – облик сверхъестественного существа антропоморфен, с ним возможен речевой и тактильный контакт.

В обоих случаях важное значение принадлежит мотиву времени: встреча человека с призраком происходит поздним вечером или ночью, а развязка – под утро, на рассвете.



Список литературы

1.     Айзикова И.А. Жанрово-стилевая система прозы В. А. Жуковского: Дис… д-ра филол. наук: 10.01.01 Томск, 2004. – 415 c.

2.     Волошко А.В. Мотив встречи с мистическими персонажам в балладах В.А. Жуковского // Наукові записки ХНПУ ім. Г.С. Сковороди, 2014 2(78) – с. 26 – 36.

3.     Жуковский В.А. Баллады – М.: Детская литература, 1981. – 157 c.

4.     Жуковский В.А. Полное собрание сочинений в 20 т. Т.2 – М.: Языки славянской культуры, 1999 – 639 с.

5.     Найдич Э.Э. Еще раз о «Штоссе» // Лермонтовский сборник. – Л.: Наука, 1985. – с. 194 – 212.

6.     Современный       толковый       словарь      русского      языка       /      Под       ред.       Т.Ф. Ефремовой.       URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/225734.