Рабочая программа факультативных занятий по русскому составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, учебного плана МОУ.
Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.
Актуальность программы состоит в том, что данный факультативный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.
Образовательная область: «Филология» Сроки реализации программы – 2 года – 67 часов (8 класс- 34 часа, 9 класс- 33 часа). Считаю, что, начиная с 8 класса, учащиеся более мотивированы для подготовки к сдаче ОГЭ.
Цель курса: подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность,
системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам. Информационный материал сочетается
с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы работы: сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы.
Основные виды учебной деятельности Лекции учителя с различными видами заданий; Составление обобщающих таблиц и схем;
Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
Самостоятельный отбор материала; Работа в группах;
Проведение деловых игр и практикумов; Работа с пакетами КИМов;
Написание изложений и сочинений.
Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ОГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.
иметь представление о структуре экзаменационной работы,
кодификаторе, спецификации ГИА по русскому языку;
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка;
- нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
- систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
- уметь писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
- уметь писать сжатое изложение.
- повышение мотивации учащихся на учебную деятельность;
- качественная сдача ОГЭ;
- овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;
- умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Личностнымирезультатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– организовывать самостоятельную деятельность
–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Ра здел I. (14 ч)
ОГЭ-9.Методикаобучениянаписаниюсжатогоизложения.
Изложение. Виды изложений
Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.
Извлечение информации из различных источников.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)
Культураречи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм. Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов.
Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии.
Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.
Синтаксические нормы.
Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Правильное построение предложений. Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи
ОГЭ-9.Сочинение-рассуждение.Структурасочинения- рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения 15.1, 15.2, 15.3
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением 15.1,, 15.2, 15.3
Как начать сочинение-рассуждение? Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.
Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Лексика и фразеология. Лексика и грамматика. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Речь. Язык и речь. Средства речевой выразительности.
Для учителя:
1. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2016.
2. Львова С. И. ОГЭ 2016. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс– М.: Эксмо, 2016.
3.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2016: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на- Дону: Легион, 2016.
4. Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2016.
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2016г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ
выпускников 9-х классов 2016 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену.
1. Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь- справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2013. – 176 с.
2. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2011. – 160 с.
3. Егораева Г.Т. Русский язык. ГИА. Выполнение заданий части С.М,. Экзамен, 2016
4. Егорова Г.Т. Русский язык ГИА 2014. Сборник экзаменационных тестов. М, Экзамен, 2016
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 2011. – 704с.
5. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 2010. – 332с.
|
№ |
Тема |
Дата План факт |
|
|
1 |
Изложение. Виды изложений. |
|
|
|
2 |
Способы и приемы компрессии текста. |
|
|
|
3 |
|||
|
4 |
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. |
|
|
|
5 |
Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста |
|
|
|
6 |
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. |
|
|
|
7 |
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. |
|
|
|
8 |
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические. |
|
|
|
9 |
Текст как продукт речевой деятельности. |
|
|
|
10 |
Смысловая и композиционная целостность текста |
|
|
|
11 |
Извлечение информации из различных источников |
|
|
|
12 |
Тестовая работа |
||
|
13 |
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью |
|
|
|
14 |
свёрнутости (сжатое изложение) |
||
|
15 |
Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Нормы ударения и произношения Трудности современного русского произношения и ударения |
|
|
|
16 |
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. |
|
|
|
17 |
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы |
|
|
|
|
Трудности современной русской фразеологии. |
|
|
|
18 |
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. |
|
|
|
19 |
Выразительность русской речи. Выбор и организация |
|
|
|
|
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой |
||
|
|
и ситуацией общения. |
||
|
20 |
Средства выразительности. |
||
|
21 22 |
Правописание корней |
|
|
|
23 |
Трудности современной русской орфографии. |
|
|
|
24 25 |
Правописание приставок |
|
|
|
26 |
Трудности современной русской орфографии. |
|
|
|
27 28 |
Правописание суффиксов |
|
|
|
29 |
Трудности современной русской орфографии. |
|
|
|
30 |
Словосочетание. Виды связи в словосочетании. |
|
|
|
31 |
Синтаксические нормы. |
||
|
32 |
Трудности грамматического управления в современном |
||
|
русском языке |
|||
|
33 |
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа |
|
|
|
34 |
предложения. Грамматические нормы. |
||
|
35 |
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в |
|
|
|
36 |
простом осложнённом предложении: при обособленных |
||
|
37 |
определениях, при обособленных обстоятельствах, при |
||
|
|
сравнительных оборотах, при уточняющих членах |
||
|
|
предложения. |
||
|
38 |
Знаки препинания в предложениях со словами и |
||
|
конструкциями, грамматически не связанными с членами |
|||
|
предложения |
|||
|
39 |
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. |
|
|
|
40 |
Союзы в сложносочинённом предложении: |
||
|
соединительные, разделительные, противительные. |
|||
|
Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие |
|||
|
знаков препинания в сложносочинённом предложении. |
|||
|
41 |
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
|
|
|
42 |
Указательные слова в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов. |
|
|
|
43 44 |
Синтаксический анализ сложного предложения. |
|
|
|
45 46 |
Сложные бессоюзные предложения. |
|
|
|
47
48 |
Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. (Последовательное, параллельное, однородное подчинение.) Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. |
|
|
|
49
50
51 52 |
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения- рассуждения. Алгоритм работы над сочинением – рассуждением Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении- рассуждении. Аргументы, способы оформления аргументов, речевые клише для аргументации. Тематика сочинений-рассуждений. Критерии оценивания. Комментарий, аргументы |
|
|
|
53 |
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую |
|
|
|
54 |
тему. Комментарий, аргументы |
||
|
55 56 |
Анализ сочинений на лингвистическую тему |
|
|
|
57 |
Написание сочинения – рассуждения 15.2. |
|
|
|
58 |
Комментарий, аргументы |
||
|
59 60 |
Анализ сочинений – рассуждений 15.2 |
|
|
|
61 |
Написание сочинения – рассуждения 15.3. |
|
|
|
62 |
Комментарий, аргументы |
||
|
63 64 |
Анализ сочинений – рассуждений 15.3 |
|
|
|
65 |
Написание сочинения-рассуждения 15.1, 15.2, 15.3 (на |
|
|
|
66 |
выбор) |
||
|
67 |
Обобщение. |
|
|