Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О СООТНОШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СВЕТЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ 

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
19 июля 2020г.

  * Статья выполнена при поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований (РФФИ), проект № 20-011-00141 А «Уголовно-правовое воздействие как реакция государства на преступления и преступность и его роль в обеспечении национальной безопасности России».


УК РФ в ч. 1 ст. 2 определяет круг благ, представляющих ценность и нуждающихся в уголовно- правовой охране. Одним из уголовно-охраняемых благ является безопасность, которая определяется как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. То есть безопасность перечневым способом включает в себя такие разновидности как государственная, общественная и личная безопасность. Соответственно общим объектом уголовно-правовой охраны не может выступать общественная безопасность, поскольку она включает в себя лишь безопасность общества. Необходимо выделить понятия, которое бы синтезировало безопасность государства, общества и личности, что позволило бы исключить неоправданно широкое толкование общественной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны и общего объекта всех преступлений. В качестве объекта уголовно- правовой охраны и общего объекта всех преступлений предлагается рассматривать национальную безопасность. Национальная безопасность, являясь социальным благом, может быть обеспечена комплексным использованием всех имеющихся у государства ресурсов, средств и инструментов, в том числе и системой средств и мер уголовно-правового воздействия. Соответственно, предлагается закрепить национальную безопасность в данном качестве в УК РФ.

В ч. 1 ст. 14 УК РФ в качестве одного из ключевых обязательных признаков преступления закреплена «общественная опасность». Отсюда следует, что все преступления посягают на общественную безопасность в разных ее проявлениях и сферах. Однако в ч. 1 ст. 2 УК РФ общественная безопасность закрепляется в качестве родового объекта, что подтверждается разделом IX Особенной части УК, а далее в главе 24 общественная безопасность выступает в качестве видового объекта. Такая позиция законодателя вызывает определённые нарекания. Одно и тоже явление выступает в трёх значениях – в качестве общего, родового и видового объекта, в связи с чем законодателем порождена и нормативно закреплена неопределенность общего объекта уголовно-правовой охраны, что, в свою очередь, порождает и иные проблемы доктринального характера. В частности, проблему структуры и построения Особенной части УК[5].

На наш взгляд, позиция законодателя по данному вопросу нуждается в корректировке. Представляется, что разграничение указанных понятий имеет огромное значение для единства правильного применения норм уголовного права и гарантированности тем самым единства законности в стране. При этом следует помнить правило, сформулированное Н.С. Таганцевым: «Если законодатель придал какому- либо выражению специальное значение, то и во всех других статьях, где употребляется это слово, оно должно иметь то же значение, пока не будет доказано противное»[10, с. 91].

 Общее понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова означает положение, при котором кому-либо или чему-либо не угрожает опасность[9, с. 74]. В ст. 1 ранее действовавшего Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность определялась как «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Недостатком ныне действующего Федерального закона 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» является отсутствие четкого определения безопасности. Вместе с тем, в ст. 1 данного закона перечневым способом отмечается, что безопасность включает в себя такие ее разновидности как государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность личности и другие.

Таким образом, объектами безопасности являются: интересы государства – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность, интересы общества – его материальные, духовные и иные блага, интересы личности – ее права и свободы. Соответственно, понятие безопасности не ограничивается лишь общественной безопасностью и, естественно, что понятие общественной безопасности не может вместить в себя все признаки безопасности в целом. Общественная безопасность, например, не может включать в себя безопасность деятельности государственных институтов. Под общественной безопасностью следует понимать только безопасность общества, которая существует наряду с государственной безопасностью и безопасностью личности. Эти явления взаимосвязаны между собой и обеспечение одного невозможно без обеспечения другого.

Мы уверены, что необходимо выделить понятие, которое бы синтезировало безопасность государства, общества и личности, что позволило бы исключить неоправданно широкое толкование общественной безопасности как общего объекта всех преступлений[4;6, с. 22-23]. В качестве такового многими авторами предлагается понятие национальной безопасности, которое до этого уже некоторое время использовалось как в специальной литературе[3, с. 93], так и в подзаконных правовых актах (в частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683).

Национальная безопасность, являясь социальным благом, может быть обеспечена только комплексным использованием всех имеющихся у государства ресурсов, средств и инструментов, в том числе и системой средств и мер уголовно-правового воздействия. Именно поэтому национальную безопасность следует рассматривать в качестве общего объекта уголовно-правовой охраны[2, с. 56]. Соответственно, уголовное право играет особую роль в системе правового обеспечения национальной безопасности, поскольку уголовный закон направлен на минимизацию (нейтрализацию) преступлений как наиболее опасных проявлений девиантного поведения, которые, в конечном итоге, все посягают на национальную безопасность. Как справедливо отмечают исследователи, уголовно-правовое регулирование социальных отношений, обеспечивающих государственную и общественную безопасность, а также безопасность личности, таким образом, в целом обеспечивает национальную безопасность[7, с. 24].

Вместе с тем имеет место целый комплекс проблем, связанных как с доктринальным обоснованием, так и законодательным закреплением и практической реализацией как самого понятия национальной безопасности, так и системы правовых мер по ее обеспечению. Это в полной мере касается и уголовно- правовой сферы, поскольку направления уголовной политики специалисты обоснованно настаивают рассматривать комплексно в трех ключевых аспектах: законодательном, правоприменительном и научном[1, с. 147].

Прежде всего, заслуживает внимания проблема определения и нормативного закрепления понятия «национальная безопасность», поскольку без этого невозможно надлежащее обеспечение и охрана национальной безопасности как блага (ценности).

Некоторое время и в законодательстве и в науке преобладал подход, в соответствии с которым национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью. Так, в соответствии с пп. «а» п. 8 Военной доктрины РФ, утвержденной Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976 военная безопасность определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризующееся отсутствием военных угроз либо наличием способности им противостоять.

Однако сегодня, как справедливо подчеркивает большинство экспертов, пришло осознание того, что национальная безопасности не должна ограничиваться лишь вопросами обороны и отождествляться с военной безопасностью, поскольку такое необоснованно узкое понимание национальной безопасности приводит к недооценке и игнорированию иных, не менее опасных, угроз. В связи с этим границы понятия национальной безопасности следует расширять как по субъектному составу (государство, общество, личность), так и по охвату социальных сфер влияния (история, культура, религия, экономика, политика, экология, оборона и пр.) [8, с. 60]. В связи с этим военную безопасность следует рассматривать лишь как разновидность национальной безопасности, один из составляющих ее элементов. Таким образом, военная и национальная безопасность соотносятся как часть и целое.

На данный момент относительно четкое и достаточно широкое легальное определение национальной безопасности сформулировано в п. 6 Стратегии национальной безопасности РФ 2015 г., где она определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации». Таким образом, данное определение представляет собой некий синтез подходов, которые законодатель продемонстрировал в ранее действовавшем законе о безопасности 1992 года и в ныне действующем законе о безопасности 2010 года, в ст. 1 которого понятие «национальная безопасность» закреплено в качестве синонима понятия «безопасность».

Таким образом, национальная безопасность есть совокупность безопасности личности, общества и государства и иных видов безопасности, иными словами, безопасность страны и ее национальных интересов. Соответственно, именно национальная безопасность является общим объектом уголовно- правовой охраны и, в конечном итоге, общим объектом всех преступлений, а ее элементы (разновидности) ставятся под охрану как возможные родовые объекты преступных посягательств.

В связи с этим считаем необходимым привести УК РФ в соответствие с действующим законодательством о безопасности. В частности, закрепить национальную безопасность в качестве общего объекта уголовно-правовой охраны и в качестве общего объекта всех преступлений. В связи с этим ч. 1 ст. 2 УК РФ предлагаем изложить в следующей редакции: «1. Целью настоящего Кодекса является обеспечение национальной безопасности. Для достижения данной цели ставятся задачи по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений», а ч. 1 ст. 14 УК РФ – в следующей редакции: «1. Преступлением признается виновно совершенное национально опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

 

    Список литературы

    

1.          Efremova, M.A. et al. Trends of Modern Russian Criminal Policy in the Russian Federation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019. V. 10. N 1(39). P. 144-154.

2.          Акимочкин В.И., Короленко И.И., Кравцов Д.Н. Относительно определения национальной безопасности России как объекта уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2018. № 3. С. 53-58.

3.          Борисенко В.М. Национальная безопасность: совершенствование военно-уголовного законодательства. // Правоведение. 2004. № 4. С. 93-106.

4.          Закомолдин Р.В. Дискуссионные вопросы учения об объекте уголовно-правовой охраны и общественной безопасности. // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Юриспруденция. Вып.14. - Тольятти: Изд. ВУиТ, 2001. С. 118-127.

5.          Закомолдин Р.В. О тройственности понятия «общественная безопасность» в нормах действующего УК РФ // Проблемы российского законодательства: история и современность: матер. Межрегион. науч.- практ. конф. Тольятти, 31 янв.-1 февр. 2005 г. Часть 2.- Самара: Изд. Самар. гуманит. акад., 2005. С. 3- 10.

6.          Закомолдин Р.В. Преступные нарушения специальных правил и требований безопасности: монография.- Тольятти: ТФ РГСУ, 2013.

7.          Иншаков С.М., Казакова В.А. Предпосылки обеспечения национальной безопасности в системе уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2017. № 8. С. 23-27.

8.          Липинский, Д.А., Мусаткина, А.А. Социальная и гуманистическая направленность в стратегиях национальной безопасности России и Германии: сравнительный политико-правовой анализ // Сравнительная политика. 2019. Т.10. № 3. С. 58-73.

9.          Словарь русского языка: в 4-х томах. Т.1. А – И / Академия наук СССР, Ин-т русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Русский язык, 1981.

10.       Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. В 2-х томах. Т. 1 / сост. и отв. ред. Н.И. Загородников.- М.: Наука, 1994.