Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НАРУШЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РФ: ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    С 9 мая 2014 г. в Уголовный кодекс РФ была введена в действие статья 280.1, устанавливающая уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ. Эту новеллу многие восприняли как отзвук геополитических событий на Украине. Крым был присоединен к России 18 марта 2014, а рассматриваемая норма вступила в законную силу 9 мая 2014 года. На интернет форумах высказывалось негодование о том, что законодатель таким образом вводит законное средство борьбы с инакомыслящими, которые были против присоединения Крыма к России.

   В пояснительной записке к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 433-ФЗ1 было указано: «ФЗ направлен на предупреждение возможных сепаратистских тенденций и призывов к действиям по уступке частей территории России иностранным государствам, а также пресечение распространения сведений, оправдывающих эти действия». Член президентского Совета по правам человека А. Верховский, объясняя целесообразность введения ст.280.1 УК РФ, заявил: «В стране нет сепаратизма, но, возможно, есть желание приструнить тех, кто выступает против присоединения Крыма. Он же теперь, как известно, наш, а значит, призывы вернуть его могут рассматриваться как сепаратизм».

   Нельзя сказать, что ст. 280.1 УК РФ является абсолютной новеллой уголовного законодательства РФ. Подобные преступные действия ранее охватывались составом преступления, предусмотренного ст.280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности). Ведь согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" одним из проявлений экстремисткой деятельности является насильственное нарушение территориальной целостности РФ. Теперь же такие действия выделены законодателем в отдельный состав преступления. Однако ст.280.1 УК РФ предусматривает призывы к любым, не обязательно насильственным действиям, направленным на нарушение территориальной целостности страны.

    Диспозиция ст.280.1 УК РФ является простой, то есть повторяет название статьи и не указывает признаки объективной стороны преступления, обозначая ее общим термином «призывы». Но что именно следует понимать под «призывами» в ст.280.1 УК РФ? Данный термин неоднократно использован законодателем для определения объективной стороны различных преступлений. Например, в ст.205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», ст.280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и в др. В соответствии с общими положениями уголовного законодательства «призыв» - это одна из форм подстрекательских действий. Призывы - это такая форма воздействия на сознание, волю и поведение людей, при которой путем непосредственного обращения к ним формируются побуждения к определенному виду деятельности. Призывы, в отличие от подстрекательства, носят общий характер, т. е. не обращены персонально к кому-либо, в них нет конкретного указания на место, время и способ совершения преступления.

    Согласно ст.280.1 УК РФ призыв должен быть публичным. Для разъяснения вопроса о том, что понимать под «публичными призывами», логичным представляется применение Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», согласно которому публичными призывами являются выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Постановление Пленума ВС от 9.02.2012 N1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" различает «публичные призывы с использованием СМИ» и «публичные призывы с использованием сетевых изданий». В соответствии с п. 21 решая вопрос об использовании средств массовой информации для публичных призывов, необходимо учитывать положения Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации". Преступления, предусмотренные частью 2 статьи 205.2 УК РФ, следует считать оконченными с момента распространения продукции средств массовой информации (например, продажа, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, начало вещания теле- или радиопрограммы, демонстрация кинохроникальной программы). В том случае, если публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма совершены с использованием сетевых изданий (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированных в качестве средства массовой информации в установленном порядке), содеянное следует квалифицировать по части 2 статьи 205.2 УК РФ. Использование для совершения указанных деяний сайтов в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированных в качестве средства массовой информации в установленном порядке, квалифицируется по части 1 статьи 205 УК РФ. (п.22 Постановления Пленума ВС от 9.02.2012 N1)

    Достаточно широкое понимание публичных призывов, вызывает опасение того, что ст. 280.1 УК РФ может быть применена правоохранительными органами даже за критику внешней политики России. Ведь, например, любая критика внешней политики России может побудить лиц к действиям, направленным на нарушение территориальной целостности РФ. Применительно к ст. 280 УК РФ Пленум Верховного Суда РФ установил критерии разграничения публичных призывов к экстремисткой деятельности от критики деятельности политических организаций. В соответствии с п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды. При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.

    Еще одной проблемой диспозиции ст.280.1 УК РФ является определение субъекта данного преступления. Согласно ст.ст.11,12 УК РФ уголовной ответственности по УК РФ могут подлежать иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, если преступление направлено против интересов РФ, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве. В таком случае возникает вопрос: будет ли следственный комитет РФ возбуждать уголовные дела, например, против Б. Обамы, королевы Елизаветы ІІ, А. Меркель, которые публично высказывают критику относительно внешней политики РФ или свое мнение о необходимости отделения частей РФ в отдельные государства или присоединения к другим государствам?

    В диспозиции ст.280.1 УК общественно опасным действием являются публичные призывы (множ. число), т.е. не один публичный призыв, а как минимум два. Подобным образом звучат диспозиции и ст.280 УК РФ, и ст. 205.2    УК РФ. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет. Подобное толкование, на наш взгляд, является неправомерным, так как уголовный закон должен толковаться буквально, а любые сомнения толкуются в пользу подозреваемого. Поэтому привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего один публичный призыв к действиям, нарушающим территориальную целостность РФ, является неправомерным. Такая же проблема возникает в отношении содержащегося в диспозиции ч. 1 ст. 280.1 УК РФ указания на действия, направленные на нарушение территориальной целостности, что также наводит на вопрос о том, является ли преступлением единичный призыв к одному подобному действию.

    В настоящее время судебная практика по ст.280.1 отсутствует. Однако 17 августа 2014 года была задержана П.Д.В. Гражданка обвиняется по ч.2 ст.280 и ч.2 ст.280.1 УК РФ в связи с еѐ участием в подготовке несостоявшегося «Марша за федерализацию Кубани». 17 августа 2014 года в Краснодаре должен был пройти «Марш за федерализацию Кубани». Данное мероприятие не было согласовано с властями. П.Д.В. в социальной сети «Вконтакте» на своей странице приглашала всех желающих принять участие в этом марше. Данная запись выглядела следующим образом: «Во всех терактах и катастрофах виноват Путин и его окружение. Только при путинском капитализме постоянно происходят теракты и катастрофы. Чтобы остановить этот беспредел, стране нужна революция. Только революция может избавить страну от всех бед, которые происходят при Путине - платное образование, медицина, невозможность приобретения собственного жилья, низкие зарплаты и высокие тарифы ЖКХ, политзаключенные, и, наконец, военная агрессия на Украине и череда постоянных катастроф. Просыпайся, народ!». Данное обращение  является ярким примеров призыва к насильственному нарушению территориальной целостности РФ, следовательно, содержит признаки экстремисткой деятельности, указанные в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Поэтому действия гражданки необходимо квалифицировать исключительно по ч.2 ст.280 УК РФ.

    Таким образом, введение ст. 280.1 в Уголовном Кодексе породило больше вопросов, чем ответов. Выделяя специальный состав, законодатель всегда преследует одну из двух целей: либо смягчение уголовной ответственности, либо ужесточение за конкретные общественно опасные деяния. Анализ санкций ст.ст.280, 280.1 УК РФ приводит к выводу о том, что они полностью идентичны. Таким образом, введение состава преступления, который уже предусмотрен УК РФ, без ужесточения или смягчения уголовной ответственности за соответствующие деяния порождает лишь только правоприменительную путаницу и ненужную конкуренцию норм Особенной части УК РФ.

Список литературы

1.     «В УК появится статья за призывы к нарушению территориальной целостности страны» // URL: http://pravo.ru/news/view/99825/ [дата обращения:19.04.2015].

2.     Молчание золото: новый срок за публичные призывы к сепаратизму в сети // URL: http://www.rosinform.ru/2014/07/03/molchanie-zoloto-novyy-srok-za-publichnye-prizyvy-k-separatizmu-v-seti/       .

3.     Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов // URL: http://www.memo.ru/d/214405.html .

4.     Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности"// "Российская газета", N 35, 17.02.2012.

5.     Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" // "Российская газета", N 142, 04.07.2011.

6.     "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.