Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО – ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

   Уголовно-исполнительная система — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу). Федеральным органом уголовно-исполнительной системы является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Минюсту России. До 2005 года существовало Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Минюста России, которому уголовно-исполнительная система (УИС) была передана из органов МВД РФ в ходе реформы 1998 года на основании Указа Президента РФ № 904 «О передаче уголовно- исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации», и которая, в свою очередь, в ходе административной реформы 2004—2005 годов была передана в специально созданную Федеральную службу исполнения наказаний, находящуюся под патронатом Министерства юстиции РФ. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются на территориях субъектов Российской Федерации.

     ФСИН России создана и действует на основании двух Указов Президента РФ: от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». Также важным в истории становления уголовно – исполнительной системы России является Указ Президента РФ № 904 «О передаче уголовно – исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Данные документы регламентируют работу ФСИН России, еѐ полномочия, задачи, функции, цели, основные виды деятельности, выполняемые службой, а также принципы и правила еѐ осуществления, права и обязанности сотрудников системы [1].

   Также были приняты такие документы, как Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положение «О Федеральной службе исполнения наказаний», Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2005 № 317 «О некоторых вопросах федеральной службы исполнения наказаний», Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", которые дополняют и расшифровывают полномочия и функции ФСИН России.

   Перечисленные выше документы описывают общие положения деятельности уголовно – исполнительной системы. Стоит отметить, что это специализированные ведомственные отечественные документы, принятые Министерством юстиции РФ и Федеральной службой исполнения наказания. Но сотрудники данной службы опираются также на федеральные отечественные документы и зарубежные документы.

   Среди федеральных документов, составляющих нормативно – правовую базу деятельности сотрудников УИС, стоит выделить такие документы, как Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс, Уголовно – исполнительный кодекс. Основываясь на этих документах, разрабатываются все ведомственные документы, устанавливаются принципы и правила работы сотрудников исправительных учреждений с осуждѐнными.

    УИС России придерживается международных стандартов работы пенитенциарных учреждений, поэтому все отечественные документы приведены в соответствии с мировыми стандартами, принятыми Организацией Объединѐнных Наций. В настоящее время существует несколько таких документов.

     «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» были приняты на Конгрессе Организации Объединенных Наций, состоявшемся в Женеве в 1955 году. В этом документе содержатся основные и самые важные правила и принципы по работе с осуждѐнными и их содержанию в колонии. Данные правила касаются как жилищных и бытовых условий в колонии, так и требований к работе и отношению сотрудников колонии по отношению к осуждѐнным. Данный документ определяет основной принцип работы сотрудника исправительного учреждения с осуждѐнными – беспристрастность, уважение его убеждений и ценностей, недопущение дискриминации по какому – либо признаку. Также описывается процедура и основные моменты по назначению наказаний за дисциплинарные нарушения: оно должно быть назначено в рамках закона; осуждѐнный должен быть уведомлѐн о поступке, инкриминируемом ему в вину; у правонарушителя должна быть возможность выступить в свою защиту; телесные, жестокие, бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство наказания должны быть запрещены; если по наказанию предусмотрено строгое заключение или сокращение питания, то требуется предварительное заключение  врача. При поступлению в пенитенциарное  учреждение осуждѐнного следует  ознакомить с правилами этого учреждения, его правами и обязанностями, проинформировать о возможности обращения с жалобами и просьбами к начальнику учреждения и иным лицам. Также у каждого осуждѐнного должна быть возможность связи и общения со  своими родственниками под надзором сотрудников учреждения.

    «Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года. Этот документ делает особый акцент на основные правила работы сотрудников УИС с несовершеннолетними. Данными стандартами устанавливается, что отправление несовершеннолетнего в пенитенциарное  учреждение является крайней мерой наказания, настаивая на такой работе, результаты которой возможно достигнуть без этой меры. Это обусловлено опасениями за трансформацию личности в исправительных учреждениях (особенно это касается людей, подверженных чужому влиянию) [2].

    Перечисленные документы составляют одну из основ и учитываются при разработке отечественных документов. Например, такие как «Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно- исполнительной системы», «Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Также Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р была утверждена концепция развития уголовно – исполнительной системы, в которой закрепляется основная направленность уголовно – исполнительной политики - смягчение строгости наказания и усиление воспитательных мер воздействия на осужденных, создание более мягкой и доброжелательной атмосферы отбывания наказания.

     Нормативно – правовое обеспечение деятельности сотрудников касается не только общих принципов работы, но и конкретных направлений деятельности.

   Так, одно из направлений деятельности сотрудников УИС – организация производственной деятельности и трудовой адаптации осуждѐнных. Данное направление деятельности регулируется Трудовым кодексом РФ, Приказом ФСИН России от 23.04.2010 № 171 «Об утверждении Положения об управлении трудовой адаптации осуждѐнных Федеральной службы исполнения наказаний», «Методика выбора оптимальных форм нормирования и организации труда» [1].

   Ещё одно направление деятельности – организация медико – санитарного обеспечения. Основными нормативными документами этого направления являются Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», а также всеми вышеописанными документами [1].

    Но одним из самых важных направлений деятельности сотрудников УИС является воспитательная, социальная и психологическая работа с осуждѐнными. Основными документами по этой деятельности являются Уголовно – исполнительный кодекс (глава 15 «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» в частности), «Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы», «Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы».

   Таким образом, деятельность сотрудников уголовно - исполнительной системы имеют широкую нормативно – правовую базу, опирающуюся как на отечественные документы (федеральные и ведомственные), так и на международные.

Список литературы

1.     Официальный  сайт  Федеральной  службы  исполнения  наказаний  [www.fsin.su]  (Дата  обращения: 25.06.2015г.)

2.     Сайт Организации Объединённых Наций [http://www.un.org/ru/] (Дата обращения: 25.06.2015 г.)