Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
22 января 2016г.

   Сеть Интернет не только расширяет коммуникационные возможности физических и юридических лиц, но и позволяет получать посредством данной сети различные виды доходов. Теперь получить доходы можно не выходя из дома или просто отдыхая на курорте в любой точке мира, 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Для этого достаточно иметь компьютер и (или) мобильный телефон, подключенные к сети Интернет. Вместе с тем это не означает, что доходы, полученные посредством глобальной сети, где границы государства относительны, не подпадают под действие налогового законодательства.

   Для проведения операций в сети Интернет физические и юридические лица открывают электронные кошельки в соответствующих системах электронных денег. Операции с использованием электронных денег осуществляются в сети Интернет посредством специальных программ, инсталлируемых на персональном компьютере или в мобильном телефоне пользователя.

    На пути интеграции Российской Федерации в мировое экономическое сообщество, происходит внедрение процессов, направленных на развитие информационных технологий, электронного декларирования, Интернет- коммерции. В связи с этим разработана государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», направленная на стимулирование отрасли электронных технологий, рынка труда указанной сферы и подготовки IТ-специалистов. Однако, при всей амбициозности данного проекта, на практике возникает целый ряд экономических и правовых проблем.

    Рассмотрим более детально проблемы, связанные с деятельностью в Интернете физических лиц, возникающие на практике.

   Для физических лиц, при оформлении деятельности в Интернете возникает проблема указания основного вида деятельности в соответствии с классификатором, в связи с отсутствием детализации видов деятельности, связанных с сетью Интернет. Целесообразней было бы указать такие виды в общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности.

    Возникают серьезные трудности при определении момента получения дохода физическим лицом, а также объекта   налогообложения.   Законодательство   Российской   Федерации   устанавливает,   что   объектом налогообложения являются доходы, полученные плательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, а также от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Средства, зачисляемые на расчетный счет физического лица, рассматриваются как доход от осуществления коммерческой деятельности. Однако необходимо однозначно определить, в какой именно момент физическое лицо получает доход с точки зрения Налогового кодекса в случаях осуществления расчетов с помощью систем электронных денег. На данный момент законодательно не установлены указания касательно  того, какие из средств, поступающих на электронный расчетный счет, следует считать доходом, а какие не следует, что в свою очередь является недопустимым пробелом в действующем законодательстве.

   Также не регулируются законодательством вопросы, связанные с определением источника получения дохода на территории РФ или за ее пределами.

     Еще одна проблема возникает в процессе декларирования доходов. Она связанна с представлением в налоговый орган документов, подтверждающих факт получения дохода, так как в большинстве случаев при предоставлении услуг во «всемирной паутине» (создание и обслуживание сайтов, покупка и продажа товаров и услуг и т.д.) договоры не заключаются и нигде не указываются доходы, полученные за предоставление услуг. Однако налоговый орган при тщательной проверке и выявлении нарушений имеет  право квалифицировать данные действия как незаконную предпринимательскую деятельность.

    Возможно, именно отсутствие выгодных условий для осуществления легальной предпринимательской деятельности способствует развитию и укреплению «теневого» бизнеса и уклонению от уплаты налогов. Одновременно с этим, у органов налоговой службы возникают проблемы с квалификацией совершенных незаконных действий, а также с контролем источников получения доходов.

     На наш взгляд, для налоговых органов есть два способа, которые помогли бы учитывать доходы, полученные по международным платежным системам, например, широко используемой системе «PayPal» или «WebMoney». Первый способ заключается в создании, в рамках указанных систем, так называемого надзорного органа для сбора и контроля соответствующих статистических данных.

    Однако необходимо учитывать, что наибольшей популярностью в России пользуются такие виртуальные системы, в которых, во-первых, нет необходимости обязательного указания данных, однозначно идентифицирующих участника системы, т.е. системы могут быть использованы анонимно, а во-вторых, позволяющие просто, с точки зрения технической и временной оценки, обмениваться электронными деньгами с участниками систем, находящихся в разных уголках мира. Из чего можно сделать вывод что, если налоговые органы получат доступ к данным определенной виртуальной финансовой системы, то ее пользователи начнут использовать какую-либо другую, существующую на данном рынке, и более отвечающую их потребностям и требованиям, платежную систему.

    Второй способ является более затратным и длительным - полное декларирование всеми участниками рынка собственных доходов и расходов. Также в этом случае появляется возможность с помощью полного перекрестного контроля выявить неплательщиков. Однако для его реализации необходим длительный период времени. Кроме того, немаловажным аспектом является то, что постоянно  возникают новые системы электронных платежей, что делает бессмысленным разработку законов, жестко привязанных к схемам работы имеющихся на данный момент платежных систем сети Интернет.

     На данном этапе становления для внедрения в жизнь государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» необходимо расширение рынка функционирования электронных денег в Российской Федерации, упрощение налоговой системы, а также создание нормативно-правовой базы, регулирующей данную отрасль. На наш взгляд, одной из возможных мер для государства полностью не терять доходы от деятельности физических лиц в сети Интернет, является установление минимальной процентной ставки подоходного налога, либо регрессивной шкалы ставок, что приведет к нецелесообразности существования системы нелегального вывода денег, что в свою очередь приведет к пополнению бюджета.

   Для России находящейся на новом этапе своего исторического развития в экономической и политической сферах, считаем необходимым формирование  единого международного законодательства по регулированию налогообложения деятельности в системе электронных платежей, электронной торговли, так как эта отрасль имеет специфическое отражение результатов, носит транснациональный характер, не признает границ государств и позволяет более гибко вести бизнес, чутко реагируя на конъюнктуру рынка.