Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
01 августа 2017г.

Территории практически всех унитарных государств, за исключением, пожалуй, государств «карликовых», таких как Ватикан и Люксембург, а также территории субъектов федераций – в федеративных государствах, соответственно разделяются на административно-территориальные единицы. Это имеет большое значение при дальнейшем образовании местного самоуправления, так как вышеназванные административно-территориальные единицы учитываются при его создании [7, с. 313]. Так, традиционно муниципальные образования создаются внутри пределов административно-территориальных единиц. Но вне зависимости от того, совпадают или не совпадают они территориально, необходимо понимать то, что муниципальное образование и административно-территориальные единицы различны в своем качестве – они имеют различные правовые понятия, и, соответственно, управляются также по- разному.

Данный аспект приобретает еще большее значение при изучении той роли, которая отводится малому предпринимательству в развитии муниципального образования. Так, население административно- территориальной единицы управляется исключительно назначенными сверху представителями государства, отсюда и появляется специфика в регулировании такого управления и в методах самого управления. Примером может служить административно-территориальное устройство одного из городов федерального значения, города Москвы. Так, административно-территориальными единицами этого города выступают 12 округов, которые возглавляются префектами, и что более важно – выборных органов для управления в таких округах не создается вовсе [7, с. 313].

Качественным же отличием муниципальных образований служит то, что основой для них выступает социально-территориальная общность людей, которая имеет свою собственность, сама создает выборные органы, местное самоуправление.

Сами муниципальные образования в России подлежат обязательной государственной регистрации, при ее прохождении им выдаются свидетельства о включении в реестр муниципальных образования. Также муниципальные образования имеют и другие признаки, такие как собственные флаги и знаки отличия.

Также, при исследовании роли малого предпринимательства в развитии муниципального образования, необходимо учитывать и то, что на территории самих муниципальных образований действуют не только его выборные органы, как правило, во многих крупных  муниципальных образований образовываются территориальные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и отделы государственных министерств. Они, в отличии от органов местного самоуправления, решают задачи, которые не относятся к задачам местного значения. Таким образом, при дальнейшем анализе малого предпринимательства и определении его роли в развитии муниципального образования, необходимо учитывать то, какой именно орган взаимодействует с малым предпринимательством в каждом конкретном случае. Так, является бесспорным то, что подходы, закладывающиеся в систему  поддержки  малого и среднего предпринимательства со стороны государства или со стороны органов местного самоуправления, все-таки имеют определенные различия, которые необходимо обязательно учитывать.

Также, учитывая специфику государственного устройства нашей страны, нельзя не обратить внимание на автономию муниципальных образований, и относительный характер такой автономии. Так, все муниципальные образования автономны. Такой вывод можно сделать, если учитывать, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а также никак не подчинены иерархически различным государственным органам. Но это конечно же не говорит о том, что муниципальные образования не обязаны соблюдать законы государства.

В подтверждение вышесказанному можно привести пример наличия в зарубежных странах министров по делам местного самоуправления, а в России – наличия министра регионального развития. Вышеназванные министры не имеют никаких полномочий по вопросам местного значения, они не дают и давать не вправе каких-либо указаний муниципальных органам. Их предназначение, в сущности, состоит в том, чтобы следить за соблюдением законодательства, оказывать возможную поддержку органам муниципальной власти, а также, при необходимости и наличии грубых нарушений со стороны органов муниципальной власти обращаться в органы государственной власти, которые уполномочены предпринимать соответствующие закону действия.

В контексте рассматриваемой темы, особый интерес представляет рассмотрение Федерального закона об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации [2]. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей назначается Президентом на пять лет, но при выборе кандидатуры большое значение имеет мнение предпринимательского сообщества.

При этом особое значение имеет определение компетенции уполномоченного по защите прав предпринимателей. Среди них можно выделить главные. Так, к ним относятся контроль за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также непосредственно прямое взаимодействие с предпринимательским сообществом. Что еще более важно, вышеназванный уполномоченный может принимать к рассмотрению жалобы субъектов предпринимательства. Особенно актуально это в настоящее время, когда субъекты предпринимательства, особенно малого, не имеют достойной правовой защиты своих интересов. Зачастую субъектам малого предпринимательства, против которых ведутся монопольные действия или иные действия неправового характера, сложно реализовать свои права на защиту. Именно поэтому наличие такого института, как Уполномоченного по правам предпринимателей, дает дополнительную правовую гарантию, ограждающую предпринимателей от произвола действий иных лиц. Поэтому  справедливо замечание в отечественной доктрине о том, что институт уполномоченного по правам предпринимателей выполняет также и превентивную функцию.

При раскрытии понятия муниципального образования и дальнейшего определения роли малого бизнеса в его развитии рационально будет выделить основные признаки муниципальных образований. Так, к основным признакам муниципального образования можно отнести: 1) населенная территория в местных границах; 2) местное самоуправление осуществляется выборными органами; 3) определенная, хотя и относительная автономность муниципальных образований при решении местных вопросов; 4) наличие у муниципального образования своей собственности; 5) а также статус юридического лица и наличие собственного устава.

При внесении изменений в законодательство о местном самоуправлении была также изменена и классификация муниципальных образований по территориальному признаку. Так, в настоящий момент, согласно ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в России осуществляется в городских поселениях, сельских поселения, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения [3].

Малое предпринимательство зачастую играет особое значение при формировании экономической основы местного самоуправления – оно уплачивает земельные налоги и торговые сборы, создает рабочие места для населения муниципального образования, реализует товары, которые бы иначе крупные предпринимательства возможно и не сочли бы экономически эффективным доставлять в отдаленные и низко заселенные муниципальные образования. Более того, малый бизнес зачастую арендует муниципальную собственность, покупает земельные участки, вынесенные на торги внутри муниципального образования, а также участвует и в реализации муниципального заказа.

Понятие самой же экономической основы органов местного самоуправления рассматривают традиционно в материальном и формальном смыслах.

В первом, материальном смысле, под экономической основой местного самоуправления понимаются фактически существующие финансовые средства, имущества различных форм собственности и объекты инфраструктуры, которые в своей совокупности решают вопросы местного значения и дают возможность органам местного самоуправления реализовать полномочия государственные, которые им передаются.

В формальном же смысле под экономической основой  органов местного самоуправления понимается совокупность правовых норм, которые закрепляют и регулируют те общественные отношения, которые связаны с формированием и использованием муниципальной собственности и местных бюджетов [5].

Согласно части второй Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам и сборам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор [1]. При этом организации уплачивают два налога – земельный налог и торговый сбор. В этой связи важно также отметить, что торговый сбор взимается с организаций только в некоторых городах – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, и при условии, что нормативно-правовыми актами вышеуказанных городов установлен данный сбор и его сумма. Так, вышеперечисленные налоги, уплачиваемые в том числе представителями малого предпринимательства в местные бюджеты, зачастую составляют значительную часть таких бюджетов. При этом также важно понимать, что налоги, уплачиваемые субъектами малого и среднего предпринимательства, поступают не только в местный, но и в региональный и федеральный бюджеты. Так, к региональным налогам, уплачиваемым субъектами предпринимательства, относятся, например, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций. Также необходимо отметить, что налоги, которые поступают от субъектов малого и среднего предпринимательства в региональные бюджеты, часто направляются регионами в муниципалитеты, которые к ним относятся.

Большое значение в развитии муниципального образования малое предпринимательство занимает также из-за того, что создает новые рабочие места. В этой связи справедливо будет отметить простую закономерность, говорящую о том, что чем больше количество безработных на территории, тем больше эта территория подвержена различным преступлениям. Тем самым, субъекты малого предпринимательства не только увеличивают количество рабочих мест в границах муниципального образования, но и косвенным образом влияют на политическую стабильность внутри него.

Субъекты малого бизнеса также играют важную роль в организации товарооборота внутри муниципального образования, организуя доставку и реализацию товаров внутри муниципалитета его населению. Особенно актуальной данная функция предпринимательства становится для тех муниципальных образований, которые находятся в труднодоступной местности и характеризуются низкими количеством и плотностью населения. Тем самым особо подчеркивается необходимость в достаточном количестве субъектов предпринимательства в муниципальных образованиях, так как при их отсутствии или при наличии ограниченного количества представителей малого бизнеса риск монополизации той или иной сферы возрастает многократно. Так, законодатель предусмотрел различные благоприятные условия для поддержания достаточного количества предпринимателей в социальной сфере. Примером могут служить пониженные налоговые ставки в налоге на добавленную стоимость, которые предусматривают сниженные налоговые ставки на продуктовые товары, товары для детей и медицинские товары.

В данной связи интересны исследования Н.М. Конина, касающиеся области методологии административно-правового регулирования. На основании его исследований можно сделать вывод, что государственное воздействие на субъекты предпринимательской деятельности может осуществляться прямым и косвенным способом. При этом под прямым непосредственным воздействием понимается непосредственное государственное управление, а под косвенным же воздействием органов государственной власти на представителей предпринимательства понимается государственное регулирование предпринимательской деятельности [6].

Также, важную роль малого предпринимательства в развитии муниципальных образований можно проследить, изучив законодательство об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. Так, Указом Президента РФ от28.04.2008 N 607 (ред. от 04.11.2016) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" выделяется перечень показателей, по которым проводится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов [4]. Первым показателем в данном нормативно-правовом акте является число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения. Схожий критерий можно выделить и при анализе местных целевых программ развития малого и среднего бизнеса. Так, например, одним из ключевых критериев в программах поддержки развития малого и среднего предпринимательства в муниципалитетах выступает показатель, характеризующий количество предпринимателей на 1000 человек населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что малое предпринимательство играет важную роль в развитии  муниципальных  образований.  Субъекты  малого  бизнеса,  находящиеся  на  территории муниципального образования, уплачивают налоги в местный и региональный бюджеты, создают новые рабочие места, тем самым снижая количество безработных и повышая политическую стабильность в обществе. Также субъекты малого предпринимательства имеют возможность арендовать муниципальную собственность, которая является важным составным элементом экономической основы местного самоуправления. Помимо этого, субъекты малого предпринимательства часто «сотрудничают» с органами власти на местах – участвуют в муниципальном заказе, выступают в роли подрядчиков, заключая с муниципалитетами гражданско-правовые договора. Все это позволяет говорить  об особо важной роли, которую играет малое предпринимательство в развитии муниципального образования.

Список литературы

 

 

 

1.        "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) // СПС КонсультантПлюс

2.        Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

3.        Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

4.        Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 04.11.2016) "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" // СПС КонсультантПлюс

5.        Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации : учебник для магистратуры/ отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 272 с.

6.        Ковалева Н.Н. Соотношение государственного регулирования и государственного управления в сфере предпринимательской деятельности[Текст] / Н. Н. Ковалева // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 1 (102). - С. 25-27.

7.        Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с.

8.        Сухинин А.В. Государственная кадровая политика применительно к кадрам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2015. - №1. – С. 64-68.