Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО ДОГОВОРА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
19 июля 2020г.

В настоящее время, учитывая стремительное развитие рыночной экономики, причем как мировой, таки национальной, участие иностранных коммерческих организаций в гражданском обороте на территории Российской Федерации, постоянно растет. В силу действия принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Поэтому, становясь участниками хозяйственного оборота, иностранные коммерческие организации используют привычные им договорные конструкции, одной из которых является дистрибьюторский договор. Дистрибьюторский договор не поименован в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации и заимствован из других современных правовых систем. По причине существования дистрибьюторского договора в системе российского права, необходимо определить его место среди других договоров, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности. Поскольку отсутствует единый подход к пониманию дистрибьюторского договора в научных исследованиях, необходимо определиться с квалификацией данного договора в юридической и правоприменительной практике. На сегодняшний день под дистрибьюторский договор рассматривается как договор поставки; как договор поставки с предоставлением услуг по поиску покупателей; как агентский договор; как договор возмездного оказания услуг; как смешанный договор.

Итак, если обратиться к международному законодательству, международным негосударственным рекомендательным актам, то вст. IV.E.-5:101 Модельных правил европейского частного права определяют дистрибьюторский договор, как договор, по которому одна сторона (Поставщик), обязуется на постоянной основе поставлять другой стороне (Дистрибьютору), продукцию, которую последний обязуется покупать, принимать, оплачивать и продавать от своего имени и в своих интересах третьим лицам. В документе определены виды дистрибьюторских договоров, а именно они разделены на исключительные, избирательные и исключительные договоры о закупках. Исключительный дистрибьюторский договор определен как договор, по которому поставщик обязуется на определенной территории или для определенной группы потребителей осуществлять поставку товара только одному дистрибьютору. По избирательному дистрибьюторскому договору поставщик обязуется поставлять продукт только дистрибьюторам, отвечающим определенным требованиям. В силу исключительного договора о закупках дистрибьютор обязуется покупать, принимать и оплачивать продукт только у определенного поставщика или у указанного им лица[2].

С.А. Андреева определяет дистрибьюторский договор как соглашение, по которому дистрибьютор распространяет и продвигает товара от своего имени и за свой счет на определенной территории и (или) определенному кругу покупателей, а также оказанию иных сопутствующих услуг, а поставщик обязуется соблюдать эксклюзивное право продажи дистрибьютора. Так же она определяет, что основная цель дистрибуции заключается в расширении зоны торговой деятельности, экономии материальных и трудовых ресурсов с возможностью ускорения совершения торговых операций[1].

По мнению Д.П. Стригуновой, дистрибьюторский договор - это соглашение между дистрибьютором и грантором, являющимися иностранными лицами по отношению друг к другу и / или осуществляющими регулярную деятельность на территории различных государств, в силу которого дистрибьютор, действуя от своего имени и за свой счет, обязуется систематически приобретать у грантораопределенные товары (договорные товары) и продавать их на закрепленной за ним территории (договорная территория) в течение продолжительного периода времени (определенный или неопределенный срок), а также осуществлять юридические и фактические действия, связанные с организацией продаж договорных товаров, за осуществление которых грантор уплачивает дистрибьютору вознаграждение[8].

А.А. Серебрякова определяет дистрибьюторский договор как договор, по которому дистрибьютор, приобретая товар у поставщика, обязуется уплатить за него цену и осуществить сбыт и продвижение этого товара на определенной территории[7].

Обращаясь к судебной практике, следует отметить, что, несмотря на наличие споров, вытекающих из дистрибьюторских договоров, его определение судами не дается. Квалификация судом договора как дистрибьюторского, зависит от условий, являющихся предметом договора. Анализируя судебную практику, можно прийти к выводу, что суды квалифицируют данные договорные конструкции как договоры поставки или смешанные договоры, применяя к нему соответствующие положения гражданского законодательства. Так, по иску о взыскании денежных средств на основании дистрибьюторского договора, удовлетворены исковые требования в полном объеме, на основании положений ГК РФ о договоре поставки товаров. Употребляя термин «дистрибьюторский договор», суд применил к договору нормы ГК РФ о договоре поставки[4]. В другом решении суд по исковому заявлению об истребовании оборудования от ответчика квалифицировал дистрибьюторское соглашение, заключенное между истцом и ответчиком, как смешанный договор, применив к отношениям сторон по поставке товара нормы о договоре поставки, а к отношениям связанным с временным владением и пользованием оборудования нормы о договоре аренды[5]. Также, в одном из постановлений, суд квалифицировал дистрибьюторский договор, заключенный сторонами, как смешанный и содержащий в себе элементы агентского договора, договора купли-продажи и поставки[3].Существует судебная практика, согласно которой арбитражные суды квалифицируют дистрибьюторский договор как самостоятельный непоименованный вид договора и применяют к нему общие положения ГК РФ о договорах и обязательствах, без применения норм об определенных видах договоров. Так, суд удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности по дистрибьюторскому договору с эксклюзивными правами, ссылаясь на общие положения ГК РФ о договорах и обязательствах без ссылки на нормы Особенной части ГК РФ[6].

Учитывая многообразие подходов к определению природы дистрибьюторского договора, следует, все же, указать его признаки, которые говорят о самостоятельном характере дистрибьюторского договора. Для того чтобы квалифицировать договор как дистрибьюторский, необходимо, чтобы он содержал следующие условия:

1)   дистрибьютор, распространяя товар, выступает посредником между поставщиком и третьими лицами- покупателями товара;

2)   дистрибьютор является собственником товара в отношениях с третьими лицами;

3)    обязанностью дистрибьютора, помимо уплаты цены за товар, является обязанность осуществлять продвижение товаров, приобретаемых у поставщика;

4)   дистрибьюторский договор определяет территорию, на которой действует дистрибьютор;

5)       встречной по отношению к обязанности дистрибьютора является обязанность поставщика предоставить дистрибьютору исключительное право продажи товара на согласованной территории.

Несмотря на то, что некоторые условия дистрибьюторского договора схожи с условиями поименованных договоров, он все же является договором особого рода непоименованным (нетипичным), под которым следует понимать договор, выходящий за рамки определенного типа гражданско-правового договора. Поэтому, пока отсутствует специальное законодательство, при разрешении споров, вытекающих из заключенных дистрибьюторских договоров, следует руководствоваться, прежде всего, условиями таких договоров.

 

Список литературы

 

 

1.        Андреева С.А. Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций // Конкурентное право. 2013. № 3. С. 16 - 20.

2.        Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография / К.М. Беликова, А.В. Габов, Д.А. Гаврилов и др.; отв. ред. М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2015. 656 с.

3.     Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 г. по делу № А53- 6819/2016 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2020).

4.        Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2017 г. по делу № А40-221873/16-29-2159 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2020).

5.        Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2016 г. по делу № А40-40835/16-147-353 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2020).

6.        Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12 октября 2015 г. по делу № А21- 6847/2015 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.06.2020).

7.        Серебрякова А.А. Проблемы правопонимания дистрибьюторского договора как организационного // Гражданское право. 2018. № 6. С. 18 - 20.

8.        Стригунова Д.П. О содержании международного дистрибьюторского договора и унификации его нормативного регулирования в рамках ЕАЭС // Юрист. 2017. № 13. С. 11 - 19.