Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ СПОСОБЕ ПРОДАЖИ

Авторы:
Город:
Биробиджан
ВУЗ:
Дата:
01 августа 2017г.

Одним из главных направлений в современной России является применение эффективных методов для защиты прав потребителя. Российская Федерация провозгласила на законодательном уровне международно-правовые стандарты защиты прав потребителей. В Законе РФ от 07.07.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» определен круг основных прав потребителя, установлен механизм реализации данных прав [1].

Но все же, в связи с тем, что потребительский рынок растет, появляются новые товары, работы, услуги, вопрос, касающийся защиты прав потребителя требует добавлений и изменений.

На сегодняшний день, с развитием глобальных систем большую популярность приобретают интернет сервисы. Все больше людей стали совершать покупки дистанционным способом, но законодательство в этой сфере дает низкий уровень защиты прав потребителей.

Продажа товаров дистанционным способом является одним из видов договора розничной купли- продажи, который заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, которые содержаться в каталогах, буклетах, флаерах, либо изображенный на фотоснимках или с использованием сетей почтовой, телефонной связи, сетей электросвязи, в том числе с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а так же сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, которые исключают ознакомление покупателей с товаром в натуре, либо образцом товаров при заключении договора.

Продажа товаров дистанционным способом регулируется Гражданским кодексом РФ[2], Законом РФ «О защите прав потребителя»[1], Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»[4].

Закон содержит лишь только норму в отношении дистанционной торговли товарами, но не регулирует порядок и предоставление услуг дистанционным способом. Приобретая товар в привычном магазине, мы знаем все его данные: юридический адрес, ИНН, ОГРН, наименование магазина, с этими данными мы можем легко обратиться о своих нарушенных правах в государственные или общественные органы. При дистанционной торговле потребитель может увидеть лишь название сайта, контактный телефон, адрес.

Решая купить товар дистанционным способом, покупатель должен уделить особое внимание информации о товаре и условиях покупки, которую ему представляет продавец. Согласно пункту 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, продавец должен до заключения договора розничной купли- продажи (далее - договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора[5]. И вот здесь возникают проблемы.

Так как вся информация о продавце размещается на сайте в  информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», но сайт представляет собой сочетание информации и программного обеспечения и нематериален, именно по этой причине сайт сам по себе не может приводить к образованиям постоянного представительства. Помимо того, большинство владельцев сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не являются собственниками своих серверов и для того, чтобы разместить информацию, продавцы вынуждены обращаться к специализированным организациям, которые владеют всем нужным оборудованием и оказывают соответствующие услуги. Может возникнуть случай, когда информация, которая содержится на сайте о продавце товара, недействительна, и к кому тогда обратиться, в том случае, если вы заходите вернуть товар и забрать деньги?

Пункт 19 Правил не допускает передачу потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об обязательной оплате товаров[1].

На самом деле такие действия могли быть  допущены при продаже товаров с использованием почтовой связи, когда покупатель получает заказанный товар в виде бандероли или посылки, а в почтовом отделении предлагают произвести доплату, после вскрытия посылки выясняется, что товар, который заказывал потребитель, не соответствует заказу или пришел не полностью.

Несоблюдение таких пунктов Правил может привести продавцов к административной ответственности по части 1 статьи 14.8. Нарушение иных прав потребителей, по статье 14.7. Обман потребителей, по части 2 статьи 14.8. Кодекса об административных правонарушениях РФ[5].

Получается, что если продавец не соблюдает или каким-то образом нарушает Правила дистанционной продажи, то это дает основания для применения к продавцу административной ответственности.

Проблема информационных посредников представляется в виде вопроса о допустимой мере ответственности владельцев сайтов – операторов торговых площадок – за информацию, размещаемую на их сайтах.

Дистанционный способ продажи – это разновидность договора купли-продажи. В законодательстве о защите прав потребителей не определен порядок, условия заключения договора и его форма. На практике очень часто возникает вопрос о том, когда же был заключен договор. В пункте 20 Правил продажи товаров дистанционным способом говорится, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар[2]. Но по факту, покупатель заказывая товар в электронной форме, ему всего лишь приходит ответ о том, что заказ принят и с вами в ближайшее время свяжется менеджер. Получив такой ответ, покупатель воспринимает его как акцепт, а если предложение на сайте было публичной офертой, то в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского кодекса РФ - как подтверждение получения акцепта, и начинает ждать звонка или письма от менеджера заказа[1].

Существует проблема со сроками доставки товара. В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если в договоре срок доставки товара не определен и отсутствуют возможности определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении[6].

Еще в 2011 году было предложено внести изменения в Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» создать бесплатный торговый реестр Интернет-магазинов, в котором будут содержаться актуальные сведения о наименовании, адресе, ОГРН, контактных телефонах и ответственных лицах продавцов, но до сих пор данное предложение реализовано не было.

Существует проблема идентификации пользователей, которая выражается в особенностях заключения договора в электронном виде. Как уже было сказано выше, законодатель не точно раскрывает, какая же все-таки должна быть форма у договора дистанционной купли-продажи, хоть и Гражданский кодекс РФ предоставляет нам право совершать сделки устно, если отсутствует законодательное предписание или соглашение сторон об ином. Проблемой так же является электронная подпись, а так же проблема защиты данных пользователей, которая возникла в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»[4]. Данный Федеральный закон гласит хранить и обрабатывать персональные данные граждан РФ только на территории Российской Федерации, что приводит к трудностям с зарубежными интернет-магазинами.

В первой половине 1990 х годов в период коммерциализации  Всемирной  паутины появляется проблема юрисдикции. С учетом технологических ресурсов, сложности и распределенности сетевой инфраструктуры между разными юрисдикциями, стандартные правила применения юрисдикции не всегда возможно применить к отношениям в сети Интернет. Проблема применения юрисдикции разворачивается в дискуссиях о возможности применения национального законодательства о защите прав потребителей, либо применять отдельные положения Закона РФ «О защите прав потребителей» к правоотношениям, которые связаны с ведением зарубежной дистанционной торговли.

Еще одной из значимых проблем можно считать международно-правовое регулирование электронной коммерции. Большинство международных организаций занимается унификацией электронного коммерческого оборота. Но на самом деле, правовому регулированию подлежат только частные вопросы, а не только электронная коммерция. Из-за этого возникают проблемы между действующими международными соглашениями и предпринимательскими отношениями с использованием дистанционной продажи.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что в законодательстве о защите прав потребителей существуют пробелы в особенности дистанционной продажи товаров. Для разрешения проблем в данном институте необходимо систематизировать законодательство в продаже дистанционным способом, такое решение позволит установить единые для всех правила на рынке электронной торговли, а так же расширить понятийный аппарат в данной сфере.

Чтобы расширить  возможности для саморегулирования деятельности предпринимателей по дистанционной продаже товаров, следует создать нормативную базу, которая также будет предусматривать организацию уведомительного реестра, в котором будет отображаться доменное имя интернет-магазина с конкретным предпринимателем. Такая электронная регистрация  поможет решить проблему налогообложения электронной торговли.

На законодательном уровне нужно закрепить гарантии для пользователей информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» в сфере дистанционной торговли. Например, можно предусмотреть:

-      обязательное предоставление информации об особенностях электронного договора перед заключением любого электронного договора, в том числе информационными посредниками;

-    установить минимальный перечень сведений, который должен содержать в себе электронный договор, а также форму предоставления этих сведений;

-       для продавцов, намеревающихся создать свой собственный сайт, закрепить требование обязательной регистрации и предоставить сведения о юридическом лице, которое будет размещать на сайте свою информацию, а также об информационном посреднике, который регулирует работу самого сайта;

-   установить ответственность для информационных посредников, за предоставление не полных или недостоверных сведений.

В Гражданском кодексе РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей», Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» закрепить понятие дистанционного договора. Существенными условиями договора определить предмет, цену и срок доставки товаров.

Так же для решения проблемы со сроками доставки, необходимо определить временные границы для исполнения заказа дистанционным способом, если такой срок не будет предусмотрен договором, оптимальным сроком для доставки товара до получателя будет 30 дней с момента заказа товара потребителем.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что совершенствование законодательства о защите прав потребителей при дистанционном способе продажи должно осуществляться с внесением изменений в законодательство, чтобы обеспечить правовой баланс между потребителем и исполнителем (продавцом).

Проблемы защиты прав потребителей при дистанционном способе продажи не исчерпаны, и в целях повышения эффективности действия правовых норм о защите прав потребителей необходимо проведение дальнейшего научного исследования.

 

Список источников и литературы

 

1.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): офиц. текст Федерального закона от 30.11.1994г. № 51-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.

2.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): офиц. текст Федерального закона от 26.01.1996г. N 14-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.

3.        Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях:  офиц.  текст Федерального закона от 30.12.2001г. N 195-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.

4.        О персональных данных: офиц. текст Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ. – СПС Консультант Плюс.

5.        О защите прав потребителей: офиц. текст Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1. – СПС Консультант Плюс.

6.        Об     утверждении     правил    продажи    товаров    дистанционным    способом:     офиц.     текст Постановления Правительства РФ от 27.09.2007г. № 612. – СПС Консультант Плюс.

7.        Кофанов, С.Н. Проблемы организации защиты прав и соблюдения интересов потребителей России на современном этапе / С.Н. Кофанов. – М. : Лаборатория Книги, 2012. – 105 с.