Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ СОЦИАЛЬНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
31 января 2016г.

    В п.1 ст. 9 ГК РФ предусмотрено, что «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права». К таким правам относится предусмотренная в ст. 18 ГК РФ, наряду с другими правомочиями, возможность граждан создавать юридические лица. С недавнего времени юридические лица подразделяются на корпоративные и унитарные, а корпоративное право, стало составной частью гражданского права, что следует из анализа п. 1 ст. 2 ГК РФ, в котором законодателем в настоящее время закреплены положения, сформулированные в Концепции развития гражданского законодательства РФ [1].

   Говоря об основных началах гражданского законодательства, следует подчеркнуть, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (п.2 ст. 1 ГК РФ). По принадлежности к субъекту интересы можно разделить на такие категории, как частные и общие [5, с. 19].

    Это означает, что осуществление гражданских прав, корпоративных прав строится на основе реализации частных интересов. Субъекты достигают поставленной перед собой цели, в качестве которой выступает занятие предпринимательской деятельностью для извлечения прибыли, что диктуется социально-экономическими условиями жизни общества. Подобная цель будет достижима при осуществлении права на занятие предпринимательской деятельностью, что санкционировано законодательством. Несмотря на то, что цели, ради которых осуществляется то или иное субъективное право, определяются волей управомоченного субъекта, они не могут выходить за рамки целей, вытекающих из закона. Поэтому когда при    осуществлении субъективного гражданского права преследуются цели, санкционированные законом, говорят об осуществлении права в соответствии с его социальным назначением [4].

    Не вызывает сомнений тот факт, что вся система корпоративного управления должна строится с учетом интересов всех участников корпоративных отношений, а не только крупного бизнеса, что будет обеспечивать социальную ответственность бизнеса.

   Если брать за основу, основанные на членстве взаимоотношения в юридическом лице, то содержание корпоративных прав заключается в том, что это права субъектов - участников (учредителей) юридического лица. Следовательно, содержание корпоративного правоотношения образуют права и обязанности участников (учредителей), связанные с членством, и корреспондирующие с ними права и обязанности самой корпорации. При этом права участников корпораций, в своей основе преследующие частные интересы, конкретно закреплены в специальных нормах законодательства, также указаны обязанности.

   Обязанности самой корпорации носят более широкий характер. Помимо того, что корпорация обеспечивает равное отношение ко всем участникам (акционерам, членам), ее деятельность, в определенной степени, должна строится и с учетом общественных интересов, иметь социальную направленность на решение общих задач с учетом принципа социальной ответственности.

   Социальная ответственность бизнеса заключается в эффективной организации производства, зарабатывании прибыли и уплате налогов, что отвечает основе принципа социальной справедливости.

    Основой социальной ответственности бизнеса является представление об осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии с морально-этическими принципами и нравственными идеалами добра и справедливости, а сама ответственность проявляется в определенных действиях (деятельности), имеющих социальную, общественно значимую направленность. При этом термин «социальный» в данном контексте, отмечает А.Ф. Нуртдинова, обозначает не только сферу соответствующей деятельности бизнеса, подчеркивая ее общественную значимость, но и характер ответственности, проявляющийся в существовании нравственного долга перед обществом в целом [2, с. 37].

  Впервые в российском законодательстве термин «корпорация» был закреплен с принятием Федерального закона РФ от 08.07.1999 № 140-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон РФ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»,  когда была  введена  новая организационно-правовая форма некоммерческой организации - государственная корпорация. Содержание подобных нововведений законодательства позволяет сделать изначальный вывод о том, что «корпорация» - это «юридическое лицо, создаваемое в публичных целях».

    В последние годы бизнес-структуры под влиянием социально-направленной правовой политики государства подошли к осознанию необходимости формирования определенных правил корпоративного управления. Так, в рамках Национальной программы «Российская деловая культура» были разработаны «Принципы ведения дел в России» [3], в основу создания которых легли «Семь принципов ведения дел в России», принятые отечественными предпринимателями в 1912 году. Еще 2002 году Российский союз промышленников и предпринимателей принял Хартию деловой и корпоративной этики [6]. Основной задачей этих документов является построение деловых отношений на основе стандартов ответственного делового поведения и инвестирование в развитие социального и человеческого капитала.

   В  нашей  стране  исторически  сложилось  так,  что  в  законодательстве  понятия  «корпорация», «корпоративные правоотношения» до настоящего времени не использовались, за исключением вышеприведенного случая о государственной корпорации. В связи с этим можно констатировать факт зарождения системы корпоративных норм, являющихся частью гражданского законодательства, которой еще предстоит пройти определенную проверку временем, для того, чтобы стать четко определенной системой правовых норм корпоративного права, практическая реализация которых строится с учетом взаимной социальной ответственности.

Список литературы

1.     Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // Вестник ВАС РФ. - 2009. - № 11.

2.     Нуртдинова А.Ф. Социальная ответственность бизнеса: правовые аспекты экономической концепции / А.Ф. Нуртдинова // Журнал российского права. - 2015. - № 1. - С. 30-46.

3.     Принципы ведения дел в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tpprf.ru/ru/main/committee/kometik/prog/prinzip/.

4.     Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. - М.: Статут, 2011. - Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. - 958 с.

5.     Рыженков А.Я. Действие своей волей и в своем интересе как принцип гражданского законодательства / А.Я. Рыженков // Юрист. - 2014. - № 16. - С.16-21.

6.     Хартия деловой и корпоративной этики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http.