Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
19 июля 2020г.

Аннотация: В статье рассмотрены ключевые нормативные акты правового регулирования социально-экономических отношений в строительстве, а также меры ответственности за нарушение данных законодательных документов.

Ключевые слова: Строительство, градостроительная деятельность, Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Период, начиная с конца 20-го века и начало 21-го века, который прошла российская экономика при переходе с планового режима на рыночную экономику, позволил выявить все положительные стороны, а также указал на недостатки в сфере социально-экономический отношений, включая социально- экономические отношения в строительной отрасли. Реформирование экономики Российской Федерации, которое происходит на протяжении трех десятков лет, не говорит о ее стабильности, и напрямую зависит только от двух показателей – нефти и газа. Невнимание и пренебрежение государства к регулированию, в том числе законодательному других отраслей экономики затормаживает трансформационный процесс и препятствует осуществлению деятельности.

Основой развития правового регулирования в строительной деятельности является понятие «недвижимость».  Статья  130  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации  определяет  понятие «недвижимость». Недвижимостью являются земельные участки, использование которых может быть сопряжено с их застройкой и использованием (эксплуатацией) зданий, сооружений. Таким образом, сам характер использования земли и прочно связанных с ней объектов повлиял на содержание общественных отношений и возникновение их новой группы – строительных отношений [2].

В современной России первым законодательным актом, регулировавшим строительные отношения, явился Закон Российской Федерации от 14.07.1992 г. № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (почти все содержание законодательного акта было новым для российского законодательства в данной области).

Позднее был принят Федеральный закон от 17.11.1995  г.  № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности».

В условиях рыночных отношений возникла необходимость в обновлении системы хозяйственных отношений, ориентированной не на федеральное правовое регулирование, а на региональное правовое регулирование и муниципальное (например, правила землепользования и застройки, как муниципальный правовой акт).

7 мая 1998 года был принят Градостроительный кодекс РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, который стал первым законодательным кодифицированным актом, регулирующим строительную деятельность. Таким образом, с этого момента складывается новая система законодательства о градостроительстве и архитектуре.

В настоящее время действует Градостроительный кодекс Российской Федерации от 24.12.2004 г. № 190-ФЗ. В последние годы в Градостроительный кодекс Российской Федерации вносились существенные изменения, направленные на организацию и регулирование застройки территорий поселений.

Статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет систему законодательства о градостроительной деятельности. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Нормы этих правовых актов регулируют существование административных отношений в сфере строительства, между административными органами и субъектами договоров строительного подряда. Стоит отметить, что эти правила необходимо учитывать при заключении и осуществлении сделок, связанных со строительством.

Особое значение имеют акты, определяющие порядок выдачи разрешений на строительство, градостроительные правила, а также технические и иные требования, предъявляемые к строительству объектов. К их числу относятся ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ от 17.11.1995 №69-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ». Дополнительно установлено, что по вопросам строительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации. Таким образом, законодательство строительной деятельности понимается в широком своем значении.

Институт ответственности за нарушение требований законодательства о строительной деятельности – комплексный правовой институт. Согласно статье 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лица, нарушившие законодательное регулирование строительной деятельности, подлежат дисциплинарной, имущественной, административной и уголовной ответственности. Возникновение отдельных видов ответственности за нарушение градостроительного законодательства зависит от характера преступления, его тяжести, последствий его совершения или угрозы его совершения. Конкретные меры ответственности определяются специальными законодательными нормами. В некоторых случаях одновременно могут возникать несколько видов ответственности: уголовная ответственность, применение мер гражданско- правовой ответственности (возмещение ущерба) и др.

Возмещение материального ущерба или вреда, причиненного жизни или здоровью физического лица, производится в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом гражданским законодательством установлены общие основания ответственности за причинение вреда, а статьи 59– 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации говорят о том, что на всех этапах строительной деятельности существует система дополнения и развития положений о порядке возмещения вреда, причиненного имуществу жизни или здоровью человека, физического или юридического лица [1].

За преступления против законодательства о градостроительной деятельности может быть назначена административная   ответственность,   которая   установлена   Кодексом   Российской   Федерации   об административных правонарушениях. Глава 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, среди которых к основным нарушениям в области строительства можно отнести следующие:

-     Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий);

-   Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию;

-      Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур) и др.

Уголовный кодекс Российской устанавливает уголовную ответственность за тяжкие деяния, деяния, повлекшие крупный ущерб, причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или повлекшие смерть.

Частью 11 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены особенности возмещения вреда вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома. В этом случае субъектами ответственности в определенных случаях могут выступать саморегулируемые организации, или организация, которая провела государственную экспертизу результатов инженерных изысканий и проектной документации[1].

Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора предусмотрено статьей 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

1.    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, член саморегулируемой организации, согласно договору, обязан провести инженерное исследование, и предоставить проектную документацию и т.д.

2.    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО функций технического заказчика субсидиарную ответственность несет саморегулируемая организация.

3.        Если ответственность члена саморегулируемой организации застрахована, то сама саморегулируемая организация несет ответственность не только за фактические убытки, подлежащие возмещению по части страхования, не предусмотренной договором.

4.       В случае ликвидации юридического лица-члены саморегулируемой организации несут ответственность за исследование работ, подготовку проектной документации и строительство объекта.

Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о строительной деятельности регламентируется статьей 62 Градостроительного кодекса РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и Постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20.11.2006 г. № 702  «Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности» [1].

На основе вышесказанного можно сделать вывод: В настоящее время главным правовым актом, регулирующим социально-экономические отношения является Градостроительный кодекс Российской Федерации от 24.12.2004 г. № 190-ФЗ. Дополнительно установлено, что по вопросам строительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты. Лица, нарушившие закон Градостроительный кодекс Российской Федерации, подлежат дисциплинарной, имущественной, административной и уголовной ответственности.

 

Список литературы

 

1.        Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в действ. ред.) // Режим доступа: http://www.consultant.ru

2.       Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в действ. ред.) // Режим доступа: http://www.consultant.ru

3.       Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в действ. ред.) // Режим доступа: http://www.consultant.ru