Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИП ПОЛИТИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
19 июля 2020г.

Конституция Российской Федерации в статье 13 закрепила идеологическое и политическое многообразие как основу конституционного строя в России. В нашей стране с 90-х годов прошлого столетия произошел переход от обязательной государственной идеологии к возможности выражения различных мнений и взглядов. Данный переход способствовал действительному началу процесса демократизации государства, общества и созданию многопартийности.

Что касается, происходящей в Российской Федерации политической модернизации – она вызвана необходимостью создания и развития в стране современных демократических политических институтов и практик, направленных на совершенствование политической системы и повышение эффективности ее функционирования. Изменения на уровне политико-правового регулирования деятельности органов государственной власти и взаимодействия их с обществом, хотя и находятся в прямой зависимости от системных общественно-политических преобразований, характеризуются значительными модификациями. В силу этого многие существующие концепции и парадигмы общественно-политического развития нуждаются в переосмыслении, поиске новых путей, форм и способов разрешения возникающих социально- политических проблем.

Российская Федерация вступила в XXI век в условиях сложной международной и внутренней обстановки. Ее внутреннее положение, наряду с позитивным влиянием проводимых реформ во всех сферах общественной жизни, характеризуется достаточно серьезными последствиями системного кризиса, сопровождаемыми социальной дифференциацией общества, коррупцией, участившимися проявлениями национализма - это не полный перечень обстоятельств, которые являются внутренними дестабилизирующими факторами, представляющими серьезную угрозу для нашего Отечества. Все это происходит на фоне новых довольно сложных международных реалий.

Особую актуальность в этой связи приобретает необходимость анализа и осмысления понятий «политический плюрализм» и «политическое многообразие» как ключевых факторов функционирования современной модели российской государственности, институционализации политической власти, политических институтов и различных общественных объединений, становления и развития субъектов государственного управления в условиях взаимодействия и представительства интересов. Понятие «политическое многообразие» было заимствовано и привнесено в Конституцию РФ 1993г. из зарубежной политической науки, о чем свидетельствует широко распространенное в политологической литературе Запада такое понятие, как «политический плюрализм» [2].

Отметим, сегодня политический плюрализм понимается, с одной стороны, как разномыслие, присутствующее в обществе и обусловливающее его развитие; с другой стороны, означает многообразие мнений и идеологий в политике. Причем, плюрализм мнений признается естественной формой человеческого разномыслия, без которого невозможно развитие социума. Вполне очевидно, что в любой сфере деятельности человек действует по-своему усмотрению: благодаря своему интеллекту, уровню знаний, накопленному опыту. Вследствие того, что люди обладают разными умственными способностями, они вправе иметь и выражать свое собственное мнение, кардинально отличающееся порой от мнения других. Однако при этом авторы отмечают, что в отличие от идейного плюрализма политический плюрализм, обладающий различием интересов и форм их выражения, имеет иной правовой статус [3, с. 286].

Нельзя не согласиться с позицией доктора политических наук   Ю.Л. Парникеля, который утверждает, что ссылки на «иной правовой статус» не способствуют объяснению сущности плюрализма в политике. Такая интерпретация не позволяет понять, почему в странах, вроде бы, благополучной Западной Европы, возникают демонстрации под явно политическими лозунгами. Кровавые стычки в Генуе «антиглобалистов» с полицией в июле 2001г. - тому наглядный пример [4, с. 14].Ю.Л. Парникель, отмечает, что «политический плюрализм - это система общественных отношений, охватывающая большие социальные группы (нации, классы, страты, производственные, научные и другие коллективы, а также представляющие их организации), функционирующая на основе юридической автономии субъектов политических отношений, баланса их экономических, политических и идеологических интересов при соблюдении социально-правового равенства» [4, с. 15].

Политическое многообразие - отражает систему общественных отношений, основанную на праве и свободе отдельно взятой личности выражать собственные политические убеждения, а также больших социально-политических групп, функционирующих на базе политической конкуренции, балансе экономических, политических и идеологических интересов при соблюдении социально-правового равенства. Кроме того, политическое многообразие, в отличие от политического плюрализма, предполагающего духовно-философское осмысление действительности, всегда имеет четко направленный деятельностный аспект.

Сохранение политического многообразия в государстве является средством развития политических отношений в целях обеспечения общих интересов. Поэтому обеспечение политического плюрализма – есть задача всех участников политических отношений, для чего необходимы подготовленные законодательные органы, которые формируются на основе конкурентного отбора избирателями. Многопартийность лаконично связана с политическим многообразием, она является его основным принципом организации. Политические партии по своей природе относятся к объединениям граждан, однако они отличаются от остальных закрепленным в Конституции РФ статусом. Политические партии являются одним из важнейших политических институтов современного общества, обеспечивающих легитимную и мирную передачу властных полномочий, политическую мобилизацию масс и легитимацию существующих политических режимов.

Существование и развитие политических партий составляет необходимую составляющую конституционного строя Российской Федерации, так как они являются оптимальной формой выражения политических интересов, мнений определенной части или всего населения. Реализация политическими партиями своих основных функций дает им возможность эффективно влиять на функционирование всей политической системы. Партии выступают в роли организационных выразителей принципа политического многообразия путем преодоления попыток узурпации государственной власти. На основе принципа политического многообразия политические партии стремятся влиять на государственную власть, участвовать в формировании органов власти, контролировать их деятельность. Партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте, правительстве, которые дают в дальнейшем возможность осуществления управления государством, а через государство – всем обществом.

В процессе борьбы политических партий за политическую власть в обществе и государстве создается определенная демократическая атмосфера, которая дает возможность многонациональному народу России – единственному носителю суверенитета и государственной власти делать осознанный выбор направления развития общества и государства. При реализации политическими партиями своих ключевых функций они максимально эффективно воздействуют на функционирование всей политической системы государства, тем самым превращая себя в ключевых авторов жизнедеятельности общества.

Сохранение политического многообразия в государстве является средством развития политических отношений в целях обеспечения общих интересов. Поэтому обеспечение политического плюрализма – есть задача всех участников политических отношений, для чего необходимы подготовленные законодательные органы, которые формируются на основе конкурентного отбора избирателями. Полномочий в руках одного центра [1].

Таким образом, функционирование политических партий, их многообразие в рамках демократических стандартов является одним из основных признаков жизнеспособности общества и залога успешного развития демократического государства [5]. Посредством избирательных механизмов общество может грамотно различать политические партии по соответствующим им признакам, сделать осознанный и грамотный выбор, делегировать им ряд соответствующих прав для дальнейшего отстаивания интересов в системе представительной власти.



Список литературы

 

1.     Гуторова А.Н. Эволюция конституционного регулирования организационно-правовых основ создания политических партий в Российской Федерации (на примере требований к количественному составу) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 2-1. С. 30-34.

2.     Мушинский В.О. К характеристике идеологии плюрализма//Государство и идеологическая борьба: Сб. ст. - М., 1986.

3.   Общая и прикладная социология. - М., Московский государственный социальный университет, 1997.

4.    Парникель Ю.Л. Политический плюрализм в современном российском обществе: социальные условия становления: Дис. …док. полит. наук: 23.00.02: - Москва 2003.

5.      Яценко В.В., Грохотов А.Н. Конституционно-правовая институализация парламентского контроля в России как механизм повышения эффективности властной вертикали // Известия Юго- Западного государственного университета. 2012. № 5-1 (44). С.166-170