Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
19 июля 2020г.

Экономическая политика представляет собой систему целенаправленных мер государства в области управления экономикой; процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей [2].

В настоящее время высока необходимость переосмысления места и роли государства в экономической жизни, в связи с рядом причин, к таким относят и глобализацию, ведущую к взаимной интеграции экономик различных государств и экономических укладов, а также мировые кризисы и геополитические явления, обостряющие противоречия внутри экономических сообществ , все эти процессы несомненно подчеркивают необходимость теоретического обоснования категории «экономическая политика» в части государственного воздействия на экономику.

Государство обеспечивает внешние условия существования и функционирования экономической политики, в то время как право, воздействуя на нее изнутри является оптимальной и единственно возможной формой осуществления экономики. Государство посредством экономической политики способно оперативно и адекватно реагировать на изменения в экономическом поведении рыночных агентов и предусматривать такие меры, практическое воплощение которых будет способствовать развитию основ национальной экономики и повышению уровня социального благополучия. Ведение успешной политики в отношении экономики своей страны является весьма сложной задачей для государства, вне зависимости от его экономической системы. Принимаемые решения носят стратегический характер, из-за чего цена ошибки при их принятии многократно возрастает, особенно в условиях современной глобальной экономики.

Необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования обусловливает необходимость теоретического обоснования сущности, содержания, роли и места экономической политики в обществе [5].

Для раскрытия содержания экономической политики государства следует рассмотреть данную категорию как систему экономических отношений, возникающих между государством, надгосударственными и негосударственными субъектами (исполнителями хозяйственных интересов, выразителями и носителями) по поводу секторальной, отраслевой и региональной структур хозяйства, условий накопления капитала, занятости, денежного обращения, платежного баланса, цен, НИОКР, условий конкуренции, внешнеэкономических связей и других объектов в целях развития экономики и повышения благосостояния нации [3].

Отсюда следует, что субъектами экономической политики выступают: государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей: законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная – отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь, а также институты, имеющие надгосударственный характер (например, ЕС) [4].

С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве субъектов, выделены: исполнители – органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк; носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков – имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.

С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности,  экспертные советы), способные  оказывать косвенное влияние  на принятие решений. Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны.

В современной зарубежной и отечественной литературе экономическая политика государства рассматривается как курс действий правительства, система экономических мер и мероприятий государственного воздействия на экономические процессы.

Следует различать процесс разработки и процесс реализации экономической политики. Если неоклассическая теория общественного выбора в центр исследования поставила процесс разработки экономической политики – политический механизм формирования экономических решений, то кейнсианская теория объектом своего исследования считала, главным образом, процесс реализации макроэкономической политики.

Разработкой политики следует считать процесс определения целей, приоритетов, задач, количественных и временных характеристик, конкретных исполнителей и необходимых ресурсов. Разработка экономической политики – это принятие государственных решений, связанных с законодательным процессом и оперативным управлением со стороны органов исполнительной власти. Разработка экономической политики государства заключается в ее научном обосновании, учете необходимости обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны. Это предполагает научное определение целей, задач и приоритетов, отражающих потребности и интересы общества, выбор механизмов и инструментов ее практической реализации.

Сложности разработки экономической политики обусловливают  необходимость соблюдения определенных требований, которым должны удовлетворять этот процесс и содержание самой политики. Основу эффективной экономической политики государства должна составлять система принципов ее формирования.

На современном этапе развития общества построение экономической политики государства требует фундаментальных знаний в области механизмов действия инструментов и методов достижения поставленных целей. Современная экономическая политика государства должна стать научной, так как только основанные на теоретической базе практические меры могут иметь успех. Вместе с тем, эффективность экономической политики во многом обусловлена системным подходом к ее формированию, поэтому необходимо соблюдать принцип системности, что предполагает наличие четко определенной совокупности целей, соответствующих этим целям инструментов и ответственных за достижение целей государственных органов, т. е. требуется следующая модель экономической политики государства: цели – инструменты и методы – институты.

В процессе формирования экономической политики особое значение имеет выбор целей и соответствующих им инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение.

Целевая направленность экономической политики представляет собой постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, заданных публичной властью.

Формулирование целей экономической политики отражает осознанные потребности и особенно интересы общества по направлению к достижению желаемого блага, что происходит посредством управляющих усилий государства.

Экономической политике присущ длительный временной «горизонт» и благодаря этому государство может осуществлять действенное регулирующее влияние на развитие национальной экономики. Доверием будет пользоваться последовательная во времени политика, которая не порождает в будущем стимулов нарушать принятые обязательства. Однако издержки обеспечения последовательности экономической политики могут быть довольно значительными.

Таким образом, экономическая политика выдвигает цели, определяет приоритеты, принимает решения и проводит их в жизнь, при этом учитывая не только экономические параметры, но и всю совокупность социальных, психологических, экологических, организационных, политических факторов. Чтобы избежать ошибок в экономической политике, нужно разработать и внедрить средства снижения рисков ошибок при ее реализации, законодательно установить общественный контроль за ее формированием и реализацией.

Отсутствие в странах действенной экономической политики стало следствием невысокой эффективности государственной власти. К сожалению, правительства далеко не всегда находят адекватные решения финансово-экономических проблем, встающих перед ними. Крайне негативно влияют на реализацию экономической политики существующие в обществах дисбаланс полномочий между ветвями власти, закрытость власти для общества, высокий уровень коррупции. При господстве теневой экономики экономическая политика часто реализует интересы не общества, а отдельных финансово-экономических групп, которые стремятся использовать власть в своих интересах [1].

 

Список литературы

 

1.   АткинсонЭ. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995.

2. Бункина М. К., Семенов А. М. Экономическая политика. М., 1999.

3.    Коваль А. А. Недостатки в экономической политике Российской Федерации // Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2007.

4.   Коваль А. А. Цели, методы и инструменты экономической политики государства // Предпосылки развития экономических систем: монография / под ред. И.Т. Корогодина. Воронеж, 2008.

5.Лагутин В. Д. Экономическая политика государства: сущность, этапы, механизмы // Экономическая теория, 2006. № 3. URL: http://www.ief.org.ua