Экономическая политика представляет собой систему целенаправленных мер государства в области управления экономикой; процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей [2].
В настоящее время высока необходимость переосмысления места и роли государства в экономической жизни, в связи с рядом причин, к таким относят и глобализацию, ведущую к взаимной интеграции экономик различных государств и экономических укладов, а также мировые кризисы и геополитические явления, обостряющие противоречия внутри экономических сообществ , все эти процессы несомненно подчеркивают необходимость теоретического обоснования категории «экономическая политика» в части государственного воздействия на экономику.
Государство обеспечивает внешние условия существования и функционирования экономической политики, в то время как право, воздействуя на нее изнутри является оптимальной и единственно возможной формой осуществления экономики. Государство посредством экономической политики способно оперативно и адекватно реагировать на изменения в экономическом поведении рыночных агентов и предусматривать такие меры, практическое воплощение которых будет способствовать развитию основ национальной экономики и повышению уровня социального благополучия. Ведение успешной политики в отношении экономики своей страны является весьма сложной задачей для государства, вне зависимости от его экономической системы. Принимаемые решения носят стратегический характер, из-за чего цена ошибки при их принятии многократно возрастает, особенно в условиях современной глобальной экономики.
Необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования обусловливает необходимость теоретического обоснования сущности, содержания, роли и места экономической политики в обществе [5].
Для раскрытия содержания экономической политики государства следует рассмотреть данную категорию как систему экономических отношений, возникающих между государством, надгосударственными и негосударственными субъектами (исполнителями хозяйственных интересов, выразителями и носителями) по поводу секторальной, отраслевой и региональной структур хозяйства, условий накопления капитала, занятости, денежного обращения, платежного баланса, цен, НИОКР, условий конкуренции, внешнеэкономических связей и других объектов в целях развития экономики и повышения благосостояния нации [3].
Отсюда следует, что субъектами экономической политики выступают: государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей: законодательная власть определяет и утверждает основные направления экономической политики, исполнительная – отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь, а также институты, имеющие надгосударственный характер (например, ЕС) [4].
С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве субъектов, выделены: исполнители – органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк; носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков – имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.
С точки зрения влияния, оказываемого субъектами на экономическую политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении экономической политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений. Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны.
В современной зарубежной и отечественной литературе экономическая политика государства рассматривается как курс действий правительства, система экономических мер и мероприятий государственного воздействия на экономические процессы.
Следует различать процесс разработки и процесс реализации экономической политики. Если неоклассическая теория общественного выбора в центр исследования поставила процесс разработки экономической политики – политический механизм формирования экономических решений, то кейнсианская теория объектом своего исследования считала, главным образом, процесс реализации макроэкономической политики.
Разработкой политики следует считать процесс определения целей, приоритетов, задач, количественных и временных характеристик, конкретных исполнителей и необходимых ресурсов. Разработка экономической политики – это принятие государственных решений, связанных с законодательным процессом и оперативным управлением со стороны органов исполнительной власти. Разработка экономической политики государства заключается в ее научном обосновании, учете необходимости обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны. Это предполагает научное определение целей, задач и приоритетов, отражающих потребности и интересы общества, выбор механизмов и инструментов ее практической реализации.
Сложности разработки экономической политики обусловливают необходимость соблюдения определенных требований, которым должны удовлетворять этот процесс и содержание самой политики. Основу эффективной экономической политики государства должна составлять система принципов ее формирования.
На современном этапе развития общества построение экономической политики государства требует фундаментальных знаний в области механизмов действия инструментов и методов достижения поставленных целей. Современная экономическая политика государства должна стать научной, так как только основанные на теоретической базе практические меры могут иметь успех. Вместе с тем, эффективность экономической политики во многом обусловлена системным подходом к ее формированию, поэтому необходимо соблюдать принцип системности, что предполагает наличие четко определенной совокупности целей, соответствующих этим целям инструментов и ответственных за достижение целей государственных органов, т. е. требуется следующая модель экономической политики государства: цели – инструменты и методы – институты.
В процессе формирования экономической политики особое значение имеет выбор целей и соответствующих им инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение.
Целевая направленность экономической политики представляет собой постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентаций, заданных публичной властью.
Формулирование целей экономической политики отражает осознанные потребности и особенно интересы общества по направлению к достижению желаемого блага, что происходит посредством управляющих усилий государства.
Экономической политике присущ длительный временной «горизонт» и благодаря этому государство может осуществлять действенное регулирующее влияние на развитие национальной экономики. Доверием будет пользоваться последовательная во времени политика, которая не порождает в будущем стимулов нарушать принятые обязательства. Однако издержки обеспечения последовательности экономической политики могут быть довольно значительными.
Таким образом, экономическая политика выдвигает цели, определяет приоритеты, принимает решения и проводит их в жизнь, при этом учитывая не только экономические параметры, но и всю совокупность социальных, психологических, экологических, организационных, политических факторов. Чтобы избежать ошибок в экономической политике, нужно разработать и внедрить средства снижения рисков ошибок при ее реализации, законодательно установить общественный контроль за ее формированием и реализацией.
Отсутствие в странах действенной экономической политики стало следствием невысокой эффективности государственной власти. К сожалению, правительства далеко не всегда находят адекватные решения финансово-экономических проблем, встающих перед ними. Крайне негативно влияют на реализацию экономической политики существующие в обществах дисбаланс полномочий между ветвями власти, закрытость власти для общества, высокий уровень коррупции. При господстве теневой экономики экономическая политика часто реализует интересы не общества, а отдельных финансово-экономических групп, которые стремятся использовать власть в своих интересах [1].
1. АткинсонЭ. Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995.
2. Бункина М. К., Семенов А. М. Экономическая политика. М., 1999.
3. Коваль А. А. Недостатки в экономической политике Российской Федерации // Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2007.
4. Коваль А. А. Цели, методы и инструменты экономической политики государства // Предпосылки развития экономических систем: монография / под ред. И.Т. Корогодина. Воронеж, 2008.
5.Лагутин В. Д. Экономическая политика государства: сущность, этапы, механизмы // Экономическая теория, 2006. № 3. URL: http://www.ief.org.ua