Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ КОНСЕРВАТИВНЫХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
22 января 2016г.

Аннотация

В статье представлены консервативные политико – правовые воззрения отечественных и современных исследователей. Рассматривается возникновение консерватизма как философского течения. Обобщаются консервативные взгляды периода Французской революции середины ХIX в.,  и начале XX в. Представлены консервативные взгляды отечественных исследователей середины ХIX в., и начала XX в. Анализируется значение консерватизма в социально правовой жизни Франции и России середины ХIXв., и начале XX в. Рассматриваются ценностные установки исследуемых течений.

Ключевые слова: консервативные политико-правовые воззрения периода Французской революции, консервативные воззрения отечественных учёных XIX и начала XX веков.

 Annotation

    In article are presented conservative policy – legal views of domestic and modern researchers. Conservatism emergence as philosophical current is considered. Conservative views of the period of the French revolution of the middle of the XIX century, and the beginning of the XX century are generalized. Conservative views of domestic researchers of the middle of the XIX century, and the beginning of the XX century are presented. Value of conservatism in socially legal life of France and Russia the middle of the XIX century, and the beginning of the XX century is analyzed. Valuable installations of studied current sare considered.

 

Keywords: сonservative political and legal views of the period of the French revolution, conservative views of domestic scientists by XIX and beginning of the XX centuries.

 

    Формирование полноценных представлений о праве трудно представить без анализа основных идеологических течений, поскольку в последних отражается накопленный опыт в урегулировании общественных отношений. Заслуженным вниманием и большой актуальностью пользуется в современной науке консервативное идеологическое политико-правовое течение. В разработках современных авторов по-прежнему используются консервативные подходы в оценке права [3.C. 46-50], социально экономического развития общества [4.C. 48].

    В условиях востребованности фундаментальных выверенных знаний возникает необходимость обобщения имеющихся консервативных политико- правовых идей, используя разнообразные методы: исторический, сравнительного правоведения, материалистической диалектики и др.

    В настоящее время консерватизм понимается, как обозначение идейно-политических течений, опирающихся на принципы традиций и преемственности в социальной и культурной жизни [1.С. 36].Консерватизм олицетворяет собой приверженность существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, противодействие социально-политических изменениям, отстаивание эволюционного развития. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления позиций, в идеализации прошлого.

    В основном определение понятия «консерватизм» представляется как«тип социально – политического и философского поведения, носители которого выступают за сохранение традиционных основ общественной жизни». Кроме того, консерватизм (от латинского «conservare» (англ) - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) определяют, как политическую идеологию, ориентирующуюся на сохранение, поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь, морально-правовых ее основ, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности [2.С. 18].

    Впервые понятие «консерватизм» было упомянуто английским мыслителем и политическим деятелем Эдмундом Берком. В 1790 г. он выпустил памфлет «Размышления о революции во Франции», в котором он обвинял французских просветителей в уничтожении строгой общественной иерархии – основы порядка и нормального функционирования  всей социальной системы. По мнению  Берка, идеи просветителей рано ли поздно подорвут традиционные отношения между социальными слоями и индивидами, обеспечивающие стабильность общества. Существующий общественный порядок – это результат длительной эволюции общества, установление стабильности, традиций, обычаев и предрассудков. Все это достижение предков, которые следует хранить и оберегать.

   В период Французской революции, Э. Берк писал: «Никто никогда и мечтать не должен о начале перемен путем ниспровержения, к ошибкам государства должно относиться, как к отцовским ранам – с уважительным благоговением и трепетной заботой»[2.С. 19].Таким образом, Э.Берк указывает на то, что консерватизм подразумевает уважение к традициям, заповедям предков, религиозным нормам и устоям, невозможность реального равенства между людьми (как полагают консерваторы – люди исконно не равны – одни лучше, умнее, благороднее, чем иные) – вот основные положения и принципы политического консерватизма.

   При наличии общих системообразующих принципов консервативные идеологии, возникающие в различных культурных пространствах и опирающиеся на разные традиции, содержательно различны.

    Значительной спецификой обладает русский консерватизм, на протяжении последних столетий являющийся влиятельным течением  политической мысли.В  началеXIXв. он принял идеологическую форму, отразив стремление широких слоев населения сохранить свою самобытность, боязнь ослабления монархии. В определенной степени консерватизм был реакцией на возможность разрушения привычного уклада жизни под влиянием происходившей на Западе промышленной революции.

   В основе русского консерватизма лежит тысячелетняя традиция, связанная с идеалом православного типа социальных взаимоотношений, культом мощного централизованного государства и антизападничеством.

    В развитии русского консерватизма можно выделить следующие периоды:

1)    дореволюционный консерватизм – это, реакция на революцию во Франции и западное влияние в XIX – начале XX вв.;

2)    консерватизм русской эмиграции –это, ответ на русскую революцию 1917 г.;

3)     современный консерватизм – это, идейно-политическая реакция на процессы, начавшиеся во второй половине 1980-х гг.

    Особенность воззрений русских консерваторов характеризуется скептическим отношением к демократии и механизму её осуществления. Демократические институты и процедуры они считали искусственными, поддельными, неспособными выражать подлинную волю народа и решать волнующие его проблемы. Согласно К.П. Победоносцеву, именно из института представительства, опирающегося на мнение большинства, и проистекает «сложный механизм парламентского лицедейства», «образ великой политической лжи» [2.C.20].

   Специфику славянофильского направления консерватизма составляли преимущественно культурно- религиозный характер его концепций, акцентирование национального начала. Оно исходило из тезиса о принципиальном отличии путей развития России и Запада, идеализировало историческое прошлое страны и национальный характер. Неповторимость исторического пути России объяснялась наличием русской идеи, отражавшей своеобразие народа.

    В первой половине ХIХ в. правительство Российской империи старалось создать собственную идеологию, которая способствовала бы воспитанию преданного самодержавию молодого поколения. Одной из основных теории, способствующих такому Главным идеологом консервативных идей стал министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Он выдвинул «теорию официальной народности», которая строилась на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до 1917 года. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство, как главная опора самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Уваров утверждал, что Россия «крепка единодушием беспримерным - здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу» [3.С. 16].

    Апеллируя к традиционным ценностям, консерватизм изначально проявил себя как антилиберальное течение, которое, с одной стороны, было направлено против демократической и социалистической доктрин, а с другой - допускало критику правящих властных структур. Это была критика, обличавшая неспособность власти проконтролировать начавшиеся перемены и одновременно разработать систему мер, которая могла бы предотвратить радикальную ломку традиционных отношений. Хотя в консервативном лагере и были сильны ностальгические настроения, было ясно, что модернизационный процесс невозможно остановить силой. Консерваторы понимали, экономические перемены тесно связаны с политическими. Осознавая невозможность тотального противодействия реформам консерваторы стремились придать им нужное направление.

    В целом, в начале ХХ века русские консерваторы в своих программах экономического развития по – прежнему настаивали на протекционизме, приоритете аграрного развития страны и всемерной помощи со стороны правительства помещичьему хозяйству [6.C.6]. Тем не менее, они пришли к пониманию, что капитализм неизбежен в России, в индустриальном развитии и  частном предпринимательстве есть спасение страны от бедности (Катков, Тихомиров)  [7.С. 36]. Они осознали, что необходимо  отказаться от некоторых  традиций (община), чтобы сохранить строй. Признали существование рабочего вопроса и предложили способы его решения. Настаивали на решительном вмешательстве государства в социально – экономическую сферу, что позволит, по их мнению, создать эффективную экономику, решить социальные проблемы и избежать революции. Во многом их программы были утопичны. Они пытались соединить развивающуюся капиталистическую промышленность с сословной социальной структурой и старым государственным устройством, решить проблемы нового строя (рабочий вопрос) в рамках существующей политической системы.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

1.      правовой  консерватизм  характеризуется  идеологической  приверженностью  традиционным ценностями порядкам, устоявшимся социальным или религиозным ценностям, доктринам.

Политический консерватизм отстаивает ценностисложившегося государственного и общественного порядка, характеризуется неприятием реформ.

2.      приверженность части российского общества консервативным идеям обусловлена сложными процессами развития национального самосознания в условиях модернизации и резкого снижения геополитического статуса страны, прежде всего кризисом национальной идентичности и невозможностью определить своё место в исторической перспективе.

 

Список литературы

1.      Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г. История России с древнейших времен до наших дней. М.: Проспект, 2012. С. 36.

2.      Скирбекк Г, Гилье Н. История философии (Берк – консервативная реакция) / Под ред. Г. Скирбекк, Н. Гилье. М.: Владос, 2003. С. 16

3.      Современный западный социологический словарь. М., 1990. С. 18.

4.      Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории «правовые основы» // История государства и права. 2013. № 9. С. 46-50.

5.      Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании правовых основ социально-экономического развития общества // Юридическая мысль. 2011. № 6. С. 46-50.

6.      Струсь К.А. Государство и гражданское общество: генезис идеи и современная Россия // Новая правовая мысль. 2003. № 2. С. 6.

7.      Хорина Г.П. Идеология консерватизма и управление современной Россией // Знание. Понимание. Умение. №3. 2012. С. 36.