Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОГО КУПЕЧЕСТВА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПАВЛА I

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
22 января 2016г.

Аннотация

Статья посвящена анализу нормативно-правовой базы, способствовавшей формированию и развитию правосознания купеческого сословия в России в период правления Павла I.

 

Ключевые слова: именной указ, купечество, гильдия, протекционизм, правосознание.

 

 

     Во второй половине XVIII в., в период от городской реформы 1720-х годов до сословно-податной реформы 1770 – 1780-х годов, в Российской империи фактически завершился процесс формирования состава, а также закрепления перечня прав, привилегий и обязанностей гильдейского купечества. После принятия Екатериной II Манифеста 17 марта 1775 г., а затем и Грамоты на права и выгоды городам Российской империи 1785 г. были четко зафиксированы размеры купеческих капиталов, необходимые для причисления к той или иной гильдии, подушная подать, выплачиваемая "на круг", была заменена гильдейским сбором в казну в размере 1% с объявленного капитала [2; с. 85]. В результате этих реформ купечество становится не только наиболее сильной в экономическом отношении частью торгово-промышленного населения, но и самым привилегированным после дворянства и духовенства сословием.

    После смерти Екатерины на российский престол вступает ее сын Павел I. В отечественной историографии на сегодняшний момент не существует единого мнения относительно как личности потомка Екатерины, так и основных мероприятий, проводимых во внутренней и внешней политике. Однако, если проанализировать нормативно-правовую базу времени правления Павла, то можно выделить определенные тенденции, свидетельствующие о преемственности и продолжении политики Екатерины в сфере развития экономики и торговли страны и поддержке отечественного купечества.

    Во-первых, регламентируется состав купеческого сословия. Сенатскими указами от 29 декабря 1796 г. было запрещено записываться в купечество крестьянам до момента отбытия ими рекрутской повинности, а также были увеличены вдвое ставки гильдейских сборов с объявленных капиталов для купцов-евреев [9; с. 257]. В октябре 1797 г. было запрещено записываться в купечество и мещанство крестьянам и мастеровым казенных ведомств в случаях имеющихся у них долгов или отсутствия начального капитала [8; с. 773]. Затем налагается запрет на поступление в купеческое сословие оружейных мастеров казенных заводов [3; с. 798].

    В дальнейшем происходит и повышение ставки гильдейских сборов в результате увеличения ставки налогообложения на¼ процента, что в ит оге стало составлять 1,25% с суммы объявленного капитала. Это же правило было распространено и на наследование купеческих капиталов.

    Все эти меры должны были способствовать стабилизации состава и правового положения купечества, т.к. купечество в социальном плане являлось своего рода «перевалочным пунктом» для всех, кто двигался вверх или вниз по общественной лестнице:

-     верхушка купеческого сословия стремилась заключить брачные союзы своих детей с дворянами, поскольку это гарантировало им более высокий социальный статус, доступ к государственной службе и право на покупку крепостных;

-   купцы, не уплатившие ежегодных гильдейских пошлин, выбывали в категорию мещан;

-   исключенные из общества купцы, годные к службе, отдавались в рекруты;

-      мелкие предприниматели из крестьян, мещан и ремесленников, сколотив минимальный капитал, необходимый для перехода в купеческое сословие, вступали в гильдии, внуки их могли стать уже дворянами [2; с. 86].

    Во-вторых, в интересах развития торговли продолжалось проведение политики протекционизма. Различными способами поощрялось развитие производства внутри страны с целью насыщения внутреннего рынка и увеличения экспорта товаров. Издаются именные указы, поощряющие добычу и продажу соли, развитие суконных фабрик, разведки и добычи руд, каменного угля, производство «шелковичных дерев», увеличение и усовершенствование виноградного садоводства и т.п.

    Так, например, в соответствии с Сенатским указом от 27 августа 1798 г. мастеровых, обнаруживших новые залежи руд, какого бы свойства не были эти руды, необходимо было наградить [7; с. 357].

    Согласно Высочайше утвержденной записке Действительного Тайного Советника князя Гагарина и Генерал-прокурора Обольянинова «О распространении и усовершенствовании шелковичного производства в полуденных губерниях России» [1; с. 45], для дворян и купцов, которые приняли бы решение заняться разведением тутовых деревьев и производством шелковых тканей, предоставлялись казенные земли, установлены были специальные субсидии, планы государственных закупок шелковых тканей по тем же ценам, что и зарубежные.

    Помимо всего прочего, при Павле на законодательном уровне было установлено введение машинного производства для «чесания хлопчатой бумаги и обрабатывания разных бумажных материй», что, несомненно, способствовало техническому прогрессу.

   Все эти мероприятия должны были поддержать, стимулировать производство как для государственных нужд (и в первую очередь для них), так и свободную реализацию.

    В-третьих, произошла реорганизация государственных органов в сфере управления промышленностью и торговлей.

    В ноябре 1796 г. были восстановлены на правах государственных органов Берг, Мануфактур и Коммерц- коллегии. К ведению первых двух относились промышленность и добыча полезных ископаемых, Коммерц-коллегия управляла и регламентировала внутреннюю и внешнюю торговлю государства. Затем, в 1797 г. были созданы Учетная и Страховая Конторы при Государственном Ассигнационном банке для «усиления и всепомоществования ремеслу и торговле Российских купцов, заводчиков и фабрикантов, имеющих в деньгах нужду на срочное время для полезных их оборотов…» [11; с. 833].

    В-четвертых, расширялась система торговых договоров с иностранными государствами. И если в европейском направлении в связи с разрывом отношений с Англией и напряженными отношениями с Францией российская торговля несла большие убытки, то в азиатском направлении наблюдались качественные продвижения во взаимной торговле. Увеличивалась торговля с Китаем, Персией, Хивой, Бухарой, было разрешено вывозить через таможни Кизлярскую, Моздокскую и Троицкую железо, медь, олово, хлеб, иностранную золотую и серебряную монету. 

   В феврале 1798 г. на Крымском полуострове, в Феодосийской и Евпаторийской гаванях было установлено порто-франко на 30 лет, а жителям и иностранным предпринимателям были дарованы различные выгоды [6; с. 64].

    Таким образом, в период правления Павла I нормативно-правовая база в отношении купеческого сословия была направлена, главным образом, на защиту прав и интересов российских предпринимателей, которые, по сути, составляли основу складывавшейся национальной буржуазии. Государство всеми средствами пыталось способствовать развитию российского купечества, поощряя его государственными заказами, субсидиями, раздачей различных привилегий, защищая таможенными и торговыми тарифами, устанавливая высокие пошлины для иностранцев, позволяя в определенной степени без вмешательства государства регулировать цены на товары и т.п., стремясь создать торговый класс на автономных началах. Однако, как замечает Г.Ф. Шершеневич, «само купечество оказалось совершенно неспособным к самоуправлению» [12; с. 49].

    Развиваясь в таких комфортных условиях, не ощущая сильной конкуренции, руководствуясь в основном нормами нормативных актов, выработанных государством, российское купечество не сформировало комплекса корпоративных норм, норм обычного торгового права. Государство пыталось посредством нормативного регулирования установить систему общеобязательных требований, предъявляемых к купечеству, закрепить их социально-правовой статус, а также установить меры ответственности за нарушение этих норм. И получалось, что ответственность устанавливалась нормами государственного, публичного права, а не частного, корпоративного.

     Помимо всего прочего, российское купечество в конце XVIII – начале XIX вв., по мнению многих историков, в частности, Н.В. Киприяновой, обладало низким социальным статусом «мужика сорокоалтынного», имело плохо развитую правовую культуру и правовое сознание [5]. Этому способствовали и характер первоначального накопления капитала, который зачастую имел уголовную специфику, и низкий уровень образованности, и особенности взаимоотношений купечества и органов власти, когда купцы, жалуясь на нарушение правовых норм со стороны других купцов или представителей иных сословий, сами стремились обойти закон при первом же удобном случае, и др.

    В целом же торгово-промышленное население продолжало свое развитие в направлении, заданном реформами Екатерины, формируя основу будущего класса национальной буржуазии, постепенно накапливая капиталы, развивая капиталистический уклад в экономике и формируя свой комплекс корпоративных норм и отношений.

 

Список литературы

1.      Высочайше утвержденная записка Действительного Тайного Советника князя Гагарина и Генерал- прокурора Обольянинова от 22.02.1800 г. «О распространении и усовершенствовании шелковичного производства в полуденных губерниях России» // ПСЗ РИ - I. Т. 26. N 19290.

2.      Гончаров Ю.М. Купеческая семья второй половины XIX - начала XX в. (по материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). - Москва, 1998.

3.      Именной указ от 08.11.1797 г. «О запрещении оружейным мастерам казенных заводов записываться в купечество» // ПСЗ РИ - I. Т. 24. N 18241.

4.      Кашенов А.Т. Социально-правовой статус купцов по законодательству Российской империи конца XVIII – первой половины XIX вв. // Актуальные вопросы истории Сибири. Пятые научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина: Сборник научных трудов / Под ред. В.А. Скубневского и Ю.М. Гончарова. - Барнаул: "Аз Бука", 2005.

5.      Киприянова Н.В. Отношение к закону российского провинциального купечества во второй половине XVIII в. // www.rusnauka.com/35_PWMN_2008/Istoria/38606.doc.htm - Дата обращения: 26.06.2014 г.

6.      Манифест от 13.02.1798 г. «О установлении на полуострове Таврическом порто-франко на 30 лет и о даровании разных выгод жителям сего острова и приезжающим туда иностранцам» // ПСЗ РИ - I. Т. 25. N 18373.

7.      Сенатский указ от 27.08.1798 г. «О награждении мастеровых, при самом предъявлении ими приисков руд, какого бы свойства металл не был» // ПСЗ РИ - I. Т. 25. N 18642.

8.      Сенатский указ от 21.10.1797 г. «О представлении на утверждение Сената о крестьянах и мастеровых казенного ведомства, желающих записаться в купечество или мещанство» // ПСЗ РИ - I. Т. 24. N 18213.

9.      Сенатский указ от 29.12.1796 г. «О незаписи крестьян в купечество, доколь не исправят рекрутскую очередь, и о разбирательстве нижним расправам случающихся между ними и обществами в очередях споров» // ПСЗ РИ - I. Т. 24. N 17695.

10.   Старцев А.В. Торгово-промышленное законодательство и социально-правовой статус предпринимателей в России в XVIII – начале ХХ вв. // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XX вв.): Межвузовский сборник научных статей. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1995.

11.   Уставы Учетных Контор и Страховой Конторы, при Государственном Ассигнационном Банке учрежденных от 18.12.1797 г. // ПСЗ РИ - I. Т. 24. N 18275.

12.   Шершеневич Г.Ф. Торговое право. Том 1. – СПб, 1908.