Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВНУТРИСАЛОННАЯ НЕСМЕРТЕЛЬНАЯ АВТОТРАВМА В ГОРОДЕ КРАСНОДАРЕ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) 50 млн. жителей мира получают повреждения различной тяжести, погибают более 1,2 млн. человек. По официальным данным Госавтоинспекции МВД России, в нашей стране каждый год фиксируется около 200 тысяч пострадавших и около 27 тысяч погибших в ДТП. В период 2010-2014 гг. в России зарегистрировано 980591 ДТП, вследствие которых погибли 132548 человек, получили травмы различной тяжести 1048039 человек, из которых около 50 тыс. стали инвалидами. Несчастные случаи с участием транспортных средств (ТС) являются источником огромных социальных и финансовых издержек для общества в целом. Неслучайно дорожно-транспортный травматизм характеризуют как травматическую эпидемию, требующую серьѐзных противоэпидемических мер борьбы и профилактики.

Уровень обеспеченности автомобилями в городе Краснодаре составляет 430 единиц на 1 тыс. жителей, что показателей Москвы (380) и Краснодарского края (290). В период с 2010 по 2014 годы в Краснодарском крае произошло 33247 ДТП, в которых пострадали 39701 человек, из них 6069 погибли. В г.Краснодаре за этот период в автоавариях получили повреждения 7707 человек. По данным годовых отчетов ГБУЗ «Бюро судебно- медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Краснодарского края, количество экспертиз и освидетельствований в случаях автомобильной травмы в 2014 году по сравнению с 2010 годом возросло на 76% (Рисунок 1).




Цель исследования - изучение структуры и динамики несмертельного дорожно-транспортного травматизма (ДТТ), анализ случаев несмертельной автомобильной внутрисалонной травмы.

Материалы и методы.

Произведен ретроспективный анализ 1621 заключений экспертов и актов судебно-медицинских освидетельствований, выполненных в отделе судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГБУЗ «Бюро СМЭ» за 2013 год в случаях автомобильной травмы. Информацию обрабатывали при помощи программы Microsoft Excel 2010 с использованием для обработки таких данных  как  пол, возраст, расположение пострадавших, место, время, вид происшествия, локализация повреждений, причиненный вред здоровью.

Результаты исследования.

Среди пострадавших на долю мужчин пришлось 55,6%, женщин – 44,4%. Возрастная структура: грудной возраст (возраст до 1 года) – 0,18%, раннее детство (1-2 года) – 0,55%, первый период детства (3-7 лет) – 1,42%, второй период детства (8-12 лет) – 2,84%, подростковый возраст (13-16 лет у мужчин, 12-15 лет у женщин) – 3,08%, юношеский возраст (17-21 лет у мужчин, 16-20 лет у женщин) – 10,43%, первый период зрелого возраста (22-35 лет у мужчин, 21-35 лет у женщин) – 44,4%, второй период зрелого возраста (36-60 лет у мужчин, 36-55 лет у женщин) – 24,43%, пожилой возраст (61-75 лет у мужчин, 56-75 лет у женщин) – 9,87%, старческий возраст (76-90 лет) – 2,65%, долгожители (старше 90 лет) – 0,12% (Рисунок 2).


Наибольшее количество случаев регистрировалось в октябре, августе и мае. Меньше всего случаев было зарегистрировано в феврале (Рисунок 3). Следует отметить, что в большинстве случаев между ДТП и обращением в Бюро СМЭ, проходило различное время (от нескольких дней до 2-3 недель), что было связано с нахождением пострадавшего на лечении в медицинской организации.

При анализе оценки причиненного вреда здоровью легкий вред установлен у четверти пострадавших, средний – в 18,1% случаев, тяжкий вред отмечен в 24,2%: 47,8% - по признаку опасности для жизни, 52,2% по признаку стойкой утраты общей трудоспособности более чем на одну треть; у 24,8% вреда здоровью не зарегистрировано, в 7,7% случаев вред здоровью экспертом определен не был в связи с непредставлением необходимой медицинской документации или противоречивостью данных клинического обследования.

Доля внутрисалонной травмы составила 44% от общего числа дорожно-транспортной травмы. Почти в половине случаев пострадавшим был водитель, 22% приходилось на пассажиров переднего сидения, 10% пострадавших являлись пассажирами заднего сидения; в каждом пятом случае место пострадавшего в салоне автомобиля указано не было (Рисунок 4).




Анализ характера повреждений показал, что травма головы встречалась более чем в половине случаев как у водителей, так и пассажиров переднего сиденья - 58,5% и 55,6% соответственно (Табл.1). При этом у водителей повреждения мягких тканей головы были зафиксированы в 52,2% случаев, внутричерепная травма выявлена в 20,3%, переломы черепа - 5,3%; среди пассажиров переднего сидения - 52,6%, 26,6% и 9,6% соответственно.


Таблица 1 

Характер повреждений головы и их частота (в %)


Характер повреждений

Водители

Пассажиры

 

 

Повреждения мягких тканей головы

Ушибы

18,1

14

Ссадины

6,6

12

Раны

16,6

14

Ушибы и ссадины

5

2,7

Раны и ссадины

3,4

1,5

 

Переломы черепа

Лицевой отдел

5,4

5

Мозговой отдел

1

0,7

Сочетанные переломы

0,3

0,7

 

Внутричерепная травма

Сотрясение головного мозга

13,8

18,3

Ушиб головного мозга

5

6,3

Внутримозговое кровоизлияние

0,6

2,5

 

Повреждения шеи были обнаружены у 8% водителей и 5% пассажиров переднего сидения. При этом повреждения мягких тканей шеи в виде ушибов и ссадин – у 3,8% водителей и 4,2% пассажиров переднего сидения; переломы и вывихи шейных позвонков – у 4,4% водителей и у 0,7% пассажиров.

Частота повреждений грудной клетки составила 22,5% среди водителей и 23,9% пассажиров переднего сидения (Табл.2)


Таблица 2 

Характер повреждений грудной клетки и их частота (в %)


Характер повреждений

Водители

Пассажиры

Повреждения мягких тканей

19,1

15,6

 

 

Переломы костей

Ребра

7,8

10

Грудина

2,8

4,2

Грудные позвонки

0,9

4,2

Лопатка

0,6

1,4

 

 

Травма внутренних органов

Ушиб легких

4,6

7,8

Гемоторакс

1,5

2,8

Пневмоторакс

0,6

2,1

Гемопневмоторакс

0,6

2,8

 

Среди травм внутренних органов грудной клетки были выявлены случай сочетанного ушиба легких и сердца у водителя и случай развития разрыва легкого у пассажира переднего сидения. Редко встречались и повреждения органов брюшной полости: изолированные разрывы печени, селезенки и их сочетание; частота встречаемости этих повреждений среди водителей и пассажиров переднего сидения следующая: 1% и 5%, 1,5% и 3,5%, 0,3% и 2,1% соответственно.

Переломы и вывихи поясничных позвонков были установлены в 2,8% случаев среди водителей, в 4,2% среди пассажиров переднего сидения; переломы костей таза – в 4,6% и 4,9% случаев соответственно. Структура переломов костей верхних и нижних конечностей представлена в Табл.3.


Таблица 3 

Локализация переломов конечностей и их частота (в %)


Локализация перелома

Водители

Пассажиры

 

Кости верхних конечностей

Плечо

0,9

2,1

Предплечье

3,8

6,3

Кисть

1,2

2,8

 

Кости нижних конечностей

Бедро

4,7

9,8

Голень

2,8

4,2

Стопа

0,3

0,7

 

Выводы.

Для несмертельной травмы в салоне автомобиля, по нашим данным, наиболее характерным являлось повреждение головы, выявленное более чем в половине случаев как у водителей, так и у пассажиров (58,5% и 55,6%), при этом у последних повреждения мягких тканей встречались в 1,3 раза чаще, переломы черепа выявлялись с одинаковой частотой, внутричерепные травмы чаще обнаруживались у пассажиров; повреждения в области шеи фиксировались достаточно редко (у 8% водителей и 5% пассажиров), более чем у половины (55%) водителей травма шеи была представлена переломами и вывихами позвонков, среди пассажиров такие повреждения выявлялись в 4 раза реже; при травме грудной клетки у водителей чаще всего повреждались мягкие ткани, в то время как у пассажиров чаще травмировался костный каркас грудной клетки с повреждением внутренних органов; травма живота в целом возникала реже, чем травма грудной клетки, разрывы печени и селезенки встречались чаще у пассажиров; переломы костей конечностей обнаруживались в среднем в 2 раза чаще у пассажиров переднего сидения.