Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСВОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА ВРАЧАМИ-СТОМАТОЛОГАМИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

Послевузовское образование всегда имело большое значение в медицине для обмена опытом, передачи знаний, внедрения и развития новых технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваний. В условиях реформы образования и здравоохранения важность этого направления деятельности учреждений дополнительного профессионального образования многократно возрастает, так как постоянное совершенствование их деятельности, нацелено в первую очередь на улучшение качества образовательных услуг. В этой связи, все большее значение приобретает самостоятельная внеаудиторная работа слушателей.
Целью исследования явилась оценка эффективности построения диагностического алгоритма в процессе внеаудиторной самостоятельной работы при обучении врачей-стоматологов на курсах повышения квалификации.Всего было проанализировано 84 анкеты (по 10 вопросов в каждой) обучающихся на циклах ОУ. Эффективность обучения определяли с помощью «индекса удовлетворенности» обучением и методом рейтинговой оценки.
Применяемая нами методика домашних заданий включает следующие разделы:
1 .Основные цели изучения предстоящей темы.
2 .Источники литературы с указанием конкретного объема изучаемого материала, которые необходимо проработать в период подготовки.
3 .Контрольная часть содержит задачи различной степени сложности, решить которые можно лишь на основе анализа прочитанного.
4 .Задания могут быть представлены в различной форме (задачи, рефераты, задания в тестовой форме и др.).
Так, например, при подготовке к проведению клинического разбора стоматологического пациента, слушатели во внеаудиторное время должны:
работать с литературой, после прочтения которой, начинается работа над оформлением истории болезни – выделяются основные симптомы и синдромы, характерные для основного заболевания и сопутствующих нозологических форм;
оформлять предварительный диагноз;
составлять план обследования, с указанием цели проведения каждого действия; анализировать результаты обследования;
формулировать окончательный диагноз;
составлять план ведения стоматологического больного; давать оценку результатам лечения;
формулировать прогноз течения стоматологического заболевания, необходимость диспансерного наблюдения;
оформлять результаты лечения в виде презентации для демонстрации на клиническом разборе.
Одной из основных функций специалиста с высшим медицинским образованием является диагностическая функция. В частности, для специальности «стоматология» специалист с высшим медицинским образованием должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения следующих основных функций: диагностической, лечебной, профилактической, консультативной, реабилитационной, организационной.
В связи с этим к одному из видов самостоятельной внеаудиторной работы слушателей мы относим и работу по разработке (составлению) диагностического алгоритма.
При составлении диагностического алгоритма следует придерживаться следующего порядка действий: выбрать ведущий синдром или симптом, на который предполагается разработка диагностического алгоритма. Этот синдром выносится в начало алгоритма. При выборе синдрома следует учитывать, во-первых, множественность нозологических единиц, проявляющихся данным синдромом. Если их количество превышает 10 диагнозов, то синдром надо разбить на несколько синдромов. Например, симптом «зубная боль» предполагает очень большое количество диагнозов. Поэтому целесообразнее сформулировать синдром, например, следующим образом: «зубная боль + повышенная температура», и др. Второе условие, которое следует учитывать при выборе синдрома - это реальность, достижимость постановки диагнозов. Если диагнозы нельзя поставить с достаточно большой долей вероятности, то на такой синдром нецелесообразно строить диагностический алгоритм;
составить список всех важнейших дифференцируемых болезней, проявляющихся данным ведущим синдромом;
выписать все симптомы, характерные для данного синдрома и соответствующих заболеваний; выделить все решающие симптомы для каждого из дифференцируемых заболеваний.
выделить один из решающих симптомов, сразу же разграничивающий дифференцируемые болезни на крупномасштабные группы;
последовательно выделить дальнейшие симптомы с условием, что на одном этапе рассматривается только один симптом. При этом для каждого симптома определить разграничивающий критерий (наличие, отсутствие или степень выраженности симптома), который дает возможность произвести разветвление диагностической мысли на две, три или более ветвей;
после каждого этапа составить резюме, причем на первых этапах давать крупные категории понятий типа
«болезненность по ходу ветвей тройничного нерва», а на последующих этапах выводы постепенно конкретизируются до отдельных нозологических единиц;
построить диагностический алгоритм на бумаге в виде графа;
провести первоначальное испытание диагностического алгоритма, т. е. отдифференцировать его;
дополнить алгоритм диагностическими предписаниями тактического типа, если остались две-три нозологические единицы, дальнейшее диагностика которых требует специальных труднодоступных методов исследования.
Результаты исследования эффективности обучения построению диагностического алгоритма продемонстрировали «индекс удовлетворенности» ниже 60%, что указывает на низкий уровень знаний, только на исходном контроле знаний (54,9%). На этапе промежуточного контроля, показатели индекса составили 81,2%. При сравнении средних результатов исходного и итогового контроля рост индекса показал увеличение числа «удовлетворенных» на 56,7% и составил 93,5% по окончании обучения темы.
Об успешности усвоения материала при увеличении роли самостоятельной внеаудиторной работы свидетельствовали также данные, полученные при расчетах рейтинговой оценки группы обучающихся. На этапах исследования, прослеживалось динамическое увеличение цифровых показателей от 33,6% на исходном контроле знаний, до 74,9% на итоговом контроле. При этом повышение средней рейтинговой оценки составило 49,2% (p<0,01), что свидетельствует об эффективном теоретическом использовании полученных знаний по построению диагностического алгоритма врачами-стоматологами в процессе их дополнительного профессионального образования.