Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. «ХИРУРГИЯ», 1884 Г. (АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧА)

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.

Чехов не любил юбилеи - это хорошо известно. Трудно представить Антона Павловича, принимающего сафьяновые папки-адреса с выбитыми золотом поздравлениями от официальных лиц. Как отметить 150-летие писателя и при этом не выпасть из его ироничного стиля? Предлагаем провести анализ одного произведения писателя с точки зрения врача-стоматолога.

Антон Павлович Чехов, великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии, родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Чехов-врач и Чехов-писатель неразрывно связаны друг с другом и тема медицины сопровождает практически все его  творчество. Он часто  и очень достоверно  описывает болезни, душевное и физическое состояние, смерть своих героев, но это совсем не похоже на сухие «заметки врача». Ему удавалось изображать в своих произведениях образы больных людей, не прибегая к сложным медицинским терминам, а используя слова и выражения, понятные для простого читателя. К тому же, главными героями у Чехова, зачастую, становятся именно врачи. Именно благодаря его «медицинскому» видению мира, нам знакомы неповторимые образы чеховских врачей. И, возможно, кто-то, читая Чехова, тоже захочет связать свою жизнь с прекрасной профессией врача. Перечитывая известные и любимые чеховские произведения, часто замечаешь, как гармонично переплетается художественное творчество с медициной. Медицинские знания расширили границы творчества Чехова. Наблюдая за жизнью совершенно разных слоев общества в качестве практикующего врача, он получил большое количество материала для своих работ.

Одна из жемчужин раннего творчества Великого русского писателя Антона Павловича Чехова ̶ рассказ «Хирургия», написанного в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Автор представляет лекаря, который несерьѐзно относится к своему делу. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. В этом произведении мы знакомимся с двумя героями — фельдшером Курятиным и дьячком Вон- мигласовым. Чехов изображает обычную ситуацию: дьячок обратился к фельдшеру с просьбой вылечить больной зуб. Но в этой жизненной истории писатель показывает нам, к чему приводит безответственность лекаря [2].

Герои рассказа — дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «...толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем левой руки — сигара, распространяющая зловоние». Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не получается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое...», «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!». Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ничего не выйдет

Дьячок Вонмигласовне найдя у Курятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За отсутствием истинной веры скрываются и нравственные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдшером и несмотря на жуткую боль, он не забывает захватить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

В завязке рассказа в земскую больницуна прием приходит дьячок Вонмигласов и жалуется на больной зуб:" «Питие мое с плачем растворях». Сел намеднисо старухой чай пить и – ни боже мой, ни капельки, ни синь- порох, хоть ложись да помирай… Хлебнешь чуточку – и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону… Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет!". Курятин диагностирует у пациента кариозную полость:" Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом."

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у Вонмигласова глубокий кариес, осложненный пульпитом. Ухудшает ситуацию то, что Вонмигласов не сразу обратился к врачу, а занялся самолечением. Если в начале болезни не обратиться к врачу, процесс разрушения зуба будет прогрессировать, микробы проникнут через дентин в пульпу зуба и вызовут еѐ воспаление – пульпит. Пульпит – это воспаление пульпы, возникшее в результате проникновения микробов в полость зуба из кариозного дефекта. Его течение может быть острым, весьма болезненным, заставляющим больного немедленно обратиться к врачу. Возникшие боли часто пульсирующие, отдающие на всю половину челюсти, нередко в область уха и других участков головы, именно на эти симптомы жалуется Вонмигласов.

В те времена единственным методом лечения глубокого кариеса было удаление зуба. Фельдшер берется за зуб, неумело порезав десну, с первого раза не удалось его удалить. Еще одна попытка удалить зуб приводит к перелому коронки. Это может быть связано со значительным поражением зуба кариозным процессом, а иногда зависит и от анатомических особенностей строения корня, окружающей костной ткани. Часто это осложнение возникает вследствие нарушения техники операции: неправильное наложение щипцов (несоблюдение правила совпадения оси щѐчек с осью зуба), недостаточно глубокое их продвижение, резкие движения во время вывихивания зуба, грубое и неправильное применение элеваторов. Оставление отломанной части корня в лунке может привести к развитию воспалительного процесса в окружающих тканях. Фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки со взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси».

Взаимоотношение героев. В первой части рассказа, когда еще не возникает конфликта между фельдшером и пациентом и кажется, что существуют согласие и доброжелательность в их отношениях Итак, начато болезненное и неумелое удаление зуба. Настроение каждого персонажа меняется. Речь Вонмигласова перестает быть добродушной. Церковная лексика все чаще сочетается с просторечной и даже откровенно бранной. В отношении фельдшера и его просвещенности звучит откровенная ирония. Он уже видит перед собой не благодетеля, которого «Господь просветил», а злодея-грешника, достойного адских мук («Чтоб тебя так на том свете потянуло!»).

Курятин же меняет равнодушно-снисходительный тон на нервозный. Хирургия теперь уже не пустяки —«хирургия, брат, не шутка» («Легко ли зубы рвать?»). Брань становится взаимной, отношения неприязненными. Курятин не упускает случая противопоставить себя и свое занятие служению дьячка («Это не то, что на колокольню полез да в колокола оттарабанил», «Это тебе не на клиросе читать»), желая унизить собеседника. Что примечательно в поведении такого типа людей, как Курятин, — это желание свалить всю вину на ни в чем не повинного человека («руками хватает», «под руку разные глупые слова говорит»). Это непременные качества самоуверенного невежды.

В диалог включена своеобразная реплика в сторону, обращенная фельдшером к самому себе, имеющая значение для создания комического эффекта: «Надо было б мне козьей ножкой… — бормочет фельдшер. — Экая оказия». Мы  наблюдаем  игру слов «козья ножка» и «оказия».  Слово оказия в разговорном  стиле означает «редкий, небывалый случай». Здесь — и признание своей ошибки, и одновременно самооправдание непрофессионала. Банальный недуг Вонмигласова оказывается редким случаем в понимании Курятина. Или это фиаско (неправильно выбрал инструмент) — редкий случай в практике фельдшера? Сомнительно. Тем более что, защищая себя, он ссылается лишь только на опыт своего общения с Александром Ивановичем Египетским.

В финале рассказа благообразный дьячок становится агрессивным и переходит на оскорбления, на что охотно отвечает Курятин. Интересно обратить внимание на характер этих оскорблений. При обилии просторечий и даже нарушении религиозной этики (слово «черт» не разрешено произносить истинно верующему человеку) Вонмигласов все же остается в рамках церковных представлений о святости, Божьей милости и происках дьявола и выражает эти представления в диалоге. Именно поэтому он обобщенно говорит «насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель», объективно имея в виду не одного Курятина, а подобных ему людей. И это уже вместо «отцов родных, благодетелей», которых «Господь просветил». Не только за неумение, но и за черствость, равнодушие, принесшие ему невыносимые страдания, отказывает Вонмигласов своему мучителю в звании человека и называет его паршивым чертом. Обращая внимание на то, что Вонмигласов не забывает унести просфору, несмотря на испытанный в кабинете врача сильный стресс, можно объяснить это его прагматизмом, жадностью, мелочностью.

Чтение художественной литературы помогает студентам-медикам внимательнее наблюдать за пациентами, анализировать клинические ситуации [1].

 

Список литературы

1.     Петрова М.Н. Написание эссе – эффективный метод творческого развития личности будущего врача/Международный научно-образовательный Форум "Education, forward!" "Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации" (Якутск, 21-26 июня 2015 г.). Материалы форума - М.: Мир науки, 2015. - 714 с;

2.     Произведения Антона Чехова на Викитеке. https://ru.wikisource.org/wiki