Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ- ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Авторы:
Город:
Ижевск
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.

CHARACTERISTICS OF THE FUNCTIONAL STATE OF JUVENILE OFFENDERS IN THE COMPARATIVE ASPECT

Burt A.A.

Candidate of Medical Sciences, senior staff scientist of branch (Izhevsk) of Scientific Investigation Institute of Federal Penitentiary Service

 

Длительные социально-экономические преобразования в стране и низкий уровень материальной обеспеченности граждан привели к увеличению количества социально неблагополучных семей, росту детской безнадзорности и беспризорности [1]. Неуклонный спад нравственности в обществе и девольвация общечеловеческих ценностей способствовала раннему приобщению молодежи к таким неблагоприятным социальным явлениям как раскованное сексуальное поведение, алкоголизм, наркомания, национальный экстремизм. Все это обусловило неизбежный рост преступности среди молодежи [2]. Кроме того, пубертатный период характеризуется рядом психофизиологических особенностей, обусловленных гормональными изменениями и морфофункциональной перестройкой в организме, которые определяют особое юридические и социальные аспекты подростковой преступности [3, 4, 5].

Возрастом наступления уголовной ответственности в нашей стране принят возраст в 14 лет (Ст. 20 УК РФ). С этого момента правонарушителям возможно применение различных видов  наказания вплоть до лишения свободы. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних должно производиться в специально созданных для этого учреждениях, которыми являются воспитательные колонии. Однако, как указывают психологи и др., применение к подросткам суровых видов наказания все же не является эффективным в отношении их перевоспитания. Тюремная среда, в которой оказывается подросток, не только не способствует его исправлению, но и нередко воздействует на подростка пагубным образом, способствуя рецидивам преступного поведения [5, 6, 7, 8]. Но все же одним из самых неблагоприятных факторов, воздействующих на организм осужденного, является сам факт изоляции от общества и лишения свободы, который формирует в организме подростка порой необратимые психофизиологические нарушения [9]. В соответствии с Международными правилами отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и с целью устранения карательного механизма воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, в нашей стране начинают применяться механизмы гуманизации правосудия в отношении несовершеннолетних, которые заключается в более широком применении условного наказания и других альтернативных видов наказания. Одной из таких форм исправления несовершеннолетних правонарушителей является программа работы с трудными подростками, осуществляемая в оборонно-спортивном лагере «Призывник», функционирующем под эгидой Министерства Удмуртской Республики по молодежной политике. Известно, что в программе лагеря присутствуют программы изучения теории военного дела (уставы, вооружение), строевая и физическая подготовка, боевые стрельбы, прыжки с парашютом.

Целью настоящего исследования явилось изучение функционального состояния организма правонарушителей в зависимости от различных форм применения исправительного воздействия.

Материалы и методы. Под наблюдением находилось 81 правонарушитель в возрасте от 15 до 18 лет (средний возраст составил 16,9±0,14 лет), из них 45 – отбывали наказание в Ижевской воспитательной колонии (ФКУ ИК-8 УФСИН  России по Удмуртской Республике), а  36 – либо получили условное  наказание, либо находились на учете в отделах по делам несовершеннолетних. Группа несовершеннолетних осужденных согласно экспертной оценке психологической службы колонии была разделена на две подгруппы: группу лидеров (n=19) и группу подростков, склонных к аутоагрессии (n=26). Это деление было обусловлено различной степенью адаптации заключенных к условиям отбывания наказания. Отбор группы подростков-правонарушителей, к которым применены альтернативные виды наказания или состоящих за свои правонарушения на учете в комнатах милиции, проводился на базе оборонно-спортивного лагеря «Призывник», в котором реализуется программа по работе с трудными подростками. Группу сравнения составили 58 здоровых подростков, обучающихся в средних и высших учебных заведениях города Ижевска. Всем подросткам проводилась кардиоинтервалография. Исследование осуществляли с помощью программно-диагностического комплекса «Валента» (ООО «Компания Нео») натощак в первой половине дня, в соответствии с рекомендациями Европейского общества кардиологов и Североамериканского общества электростимуляции и электрофизиологии (1996). Учитывали короткие 5- минутные записи продолжительностью не менее 300 кардиоциклов. По данным вариабельности ритма сердца подсчитывали показатель: индекс адаптационного потенциала (ИАП), который защищен авторским правом [10]. При значении ИАП≤25 единиц фиксируют низкое расходование адаптационных ресурсов, при значении 25<ИАП≤50 единиц фиксируют среднее расходование адаптационных ресурсов, при значении ИАП>50 единиц – фиксируют высокое расходование адаптационных ресурсов. Статистический анализ проводился с использованием программы Microsoft Excel и SPSS 14.0 for Windows методами вариационной статистики, Стьюдента и Колмогорова-Смирнова.

Результаты.

Различия между правонарушителями, находящимися в обычных условиях социума, и здоровыми подростками касаются, главным образом, индекса напряжения и амплитуды моды, а также нормированных показателей спектральных характеристик. Так, у здоровых лиц амплитуда моды (AMo) располагается на уровне 34,55±2,15 %, а у подростков-правонарушителей – 44,75±3,17 % (p<0,05). Индекс напряжения (ИН) у подростков- правонарушителей был значительно повышен и составил 172,5±25,65 у.е., тогда как  у обычных подростков 81,04±7,86 у.е. (p<0,01). Соотношение между парасимпатическим (HF) и симпатическими волнами (LF) у правонарушителей смещено в сторону преобладания вагусных влияний (HFnorm=70,47±1,89 n.u., p<0,01), а влияние симпатических волн достоверно снижено (LF norm=29,11±2,02 n.u., p<0,01). Также достоверные различия касаются триангулярного индекса (HRV t.i.): 33,11±2,45 у.е. у правонарушителей и 11,82±0,73 у.е. у группы сравнения (p<0,001).

У осужденных существенные отличия выявлены в группе подростков, склонных к аутоагрессии: у них отмечались достоверно высокие временные показатели: математического ожидания Mo (p<0,05), максимального значения RR (p<0,01) и вариационного размаха MxDMn (p<0,001), а также среднеквадратического отклонения SDNN (p<0,01) и коэффициента вариаций CV (p<0,001). Среди спектральных показателей смещение в сторону преобладания вагусных влияний отмечено в отношении нормированной мощности быстрых волн HF (p<0,001) и абсолютной мощности медленных LF (p<0,05) и очень медленных волн VLF (p<0,05).

В группе осужденных подростков-лидеров отклонений от группы сравнения практически не наблюдается за исключением повышенного коэффициента вариаций (p<0,05) и низкого значения мощности быстрых и медленных волн в абсолютном выражении (соответственно p<0,05 и p<0,001), что свидетельствует о достаточной компенсации адаптационных возможностей организма, несмотря на пребывание в психологически экстремальных условиях.

Уровень индекса адаптационного потенциала организма человека составил у группы сравнения 43,17±2,59 ед., у правонарушителей – 48,3±3,27 ед., а в группе осужденных подростков – 50,49±2,72 ед. у лидеров и 57,93±2,42 ед. – у склонных к аутоагрессии. При распределении по группам: значение ИАП, указывающее на среднее расходование функциональных резервов адаптации, отмечалось у более чем половины обследованных в группе правонарушителей и в группе сравнения, тогда как в группе осужденных подростков преобладало значение ИАП более 50, указывающее на высокое расходование адаптационных резервов (χ2 =11,69; p<0,005).

При сравнительном анализе данных вариабельности правонарушителей и осужденных подростков выяснилось, что наибольшие отличия касаются индекса напряжения (ИН), который у осужденных зарегистрирован на уровне 75,64±10,06 у.е. (показатель указан в целом для группы осужденных), а у правонарушителей на уровне 172,5±25,65 у.е. (p<0,001). Также у осужденных подростков по сравнению с правонарушителями более высокие временные показатели, указывающие на парасимпатическую направленность вегетативной регуляции (p<0,05), особенно это справедливо в отношении группы подростков, склонных к аутоагрессии (p<0,001). В то же время по данным вариабельности ритма сердца четко прослеживаются более высокие значения общей мощности спектра у осужденных подростков, которые в большей степени обусловлено повышенным уровнем мощности очень медленных волн VLF (Z=2,39; p<0,001).

Обсуждение.

По данным исследования подростки-правонарушители, к которым применено уголовное наказание, по- разному  адаптируются  к  новым  для  них  условиям  содержания.  Подростки-лидеры  не  испытывают психологических проблем на этапе адаптации. Исследование их функционального состояния не указывает на значительные отклонения от физиологической нормы, что свидетельствует о хороших функциональных резервах. В то же время удалось с помощью метода анализа вариабельности ритма сердца описать особую группу подростков с отличными от них показателями вариабельности, которые угрожаемы на совершение актов аутоагрессии. Это группа риска среди осужденных нуждается в повышенном внимании социальных работников и психологов в плане коррекции их психологического состояния и проведения особых программ по реабилитации и адекватной социальной адаптации.

Если  вести  речь  о  правонарушителях,  находящихся  в  условиях  оборонно-спортивного  лагеря «Призывник», то в данном случае имеет место тенденция к усилению функционального напряжения вплоть до функционального перенапряжения, принимая во внимание высокий уровень индекса напряжения, что свидетельствует о высоком уровне психологического стресса и высокой мобилизации функциональных резервов. В то же время остальные параметры вариабельности ритма сердца практически не отличались от таковых у группы сравнения. Предположительно эти данные мы связываем с более усиленным двигательным режимом у данной группы подростков, как менее привычным для них. В то же время условия пребывания в воспитательных колониях не предполагают активного двигательного режима, что не способствует удовлетворительной как психологической, так и физиологической адаптации осужденных подростков, за исключением группы довольно хорошо адаптируемых подростков-лидеров. Это свидетельствует о необходимости включения в программы реабилитации осужденных подростков разнообразной физической нагрузки. С учетом более высокой активности парасимпатического звена вегетативной регуляции среди осужденных подростков существует необходимость в усилении как циклических видов нагрузки (бег, спортивная ходьба и др.), так и таких видов нагрузки, которые стимулируют симпатическую нервную систему (соревновательные игры, спринт).

Отдельно обсуждения требует наличие высокой активности очень медленных волн вегетативной регуляции сердечного ритма у осужденных подростков. Данный факт в своих работах [11, 12] мы связываем с частым присутствием в анамнезе молодых людей, находящихся в условиях лишения свободы, черепно-мозговых травм, резидуально-органического поражения ЦНС, а также токсикомании и наркомании, которые приводят к различным психическим расстройствам на надсегментарном уровне. Учитывая эти параметры, существует необходимость ограничения показаний применения силовых и статических видов нагрузки, усиливающих централизацию сердечного ритма и стимулирующих гуморально-метаболические влияния на функциональное состояние организма.

Заключение: 1) Анализ вариабельности ритма сердца подтвердил неоднородность группы осужденных подростков с разной степенью адаптации. С помощью анализа вариабельности ритма сердца определяется группа подростков с парасуицидальным поведением,  требующая повышенного внимания со стороны социальной и психологической службы воспитательной колонии.

2)    Сравнение функционального состояния осужденных подростков и подростков-правонарушителей, не подвергшихся наказанию за правонарушения, а к которым применены альтернативные методы воздействия за правонарушения, свидетельствует о целесообразности включения в их досуг разнообразных вариантов физической нагрузки. Показательным примером такового является пребывание в оборонно-спортивном лагере

«Призывник», в котором воспитательная работа сопровождается различными видами силовой и физической нагрузки.

3)     В связи с выраженными отклонениями в показателях вариабельности ритма сердца осужденных подростков существует необходимость внедрения в реабилитационную работу с ними различных видов физической нагрузки, соответствующих его функциональному состоянию, среди которых предпочтение должно отдаваться циклическим и соревновательных видам спорта.

4)      Исследование указывает на необходимость гуманизации наказания в отношении подростков и применении к ним альтернативных методов воздействия (развитие института пробации) за совершенные правонарушения, т.к. карательная форма наказания не способствует адекватной ассимиляции в общество, затрудняет реабилитацию, провоцирует необратимые физиологические изменения.

 

Список литературы

1.     Орел В.И. Медико-социальные проблемы здоровья уличных детей / В.И. Орел, В.М. Середа // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – Т. 5. – №2. – С. 74-77.

2.     Концепция  развития  здравоохранения  РФ  до  2020  года,  2009         http://www.zdravo2020.ru/concept [Электронный ресурс].

3.     Румянцев, А.Г. Пограничные расстройства / А.Г. Румянцев, Д.Д. Панков // Актуальные проблемы подростковой медицины / А.Г. Румянцев, Д.Д. Панков. – М., 2002. – С. 59-112.

4.     Давыдова Н.В. Некоторые показатели здоровья несовершеннолетних осужденных / Н.В. Давыдова, Б.И. Жолус // Современные проблемы здоровья населения и военнослужащих: Матер. Всерос. науч. – практ. конф. // Вестник Рос. воен. – мед. акад. – 2007. - № 4 (20). – С. 20-21.

5.     Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). – М.: Прометей, 1993. – 251с.

6.     Гурьева В.А. Клиническая и судебно-психиатрическая оценка агрессивного поведения у подростков, принципы реабилитации: Методические рекомендации / В.А. Гурьева, Е.В. Макушкин, Н.В. Вострокнутов.– М. – 2000.

7.     Мокрецов А.И. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учеб. – метод. пособие // А.И. Мокрецов, В.В. Новиков. – Изд. 2-е, испр. – М., 2006.

8.     Эмоционально-личностные особенности подростков с противоправным поведением (особенности психологической диагностики) / В.Я. Семке, А.И. Мандель, Н.А. Бохан [и др.] // Под ред. В.Я. Семке и А.С. Кононца. – Томск. – 2005.

9.     Половникова А.А., Пономарев С.Б., Чубаров А.Л. Иммунологические аспекты синдрома социальной депривации у подростков, находящихся в условиях лишения свободы // Иммунология Урала. 2007. № 1. С. 84.

10. Пономарев С.Б., Половникова А.А., Александров А.Б. Способ оценки адаптационного потенциала организма человека. Патент на изобретение № 2354291 от 10 мая 2009. Изобретения. Заявки и патенты (Изобретения, полезные модели), 2009, № 13, с. 5.

11. Пономарев С.Б. Синдром тюремной социальной депривации в молодом возрасте / С.Б. Пономарев, А.А. Половникова, С.И. Тоцкий, А.Л. Чубаров. – Екатеринбург: УрО РАН. – 2008. – 148с.

12. Половникова А.А. Адаптационный синдром у лиц молодого возраста в условиях социальной изоляции / А.А. Половникова, А.Л. Чубаров, С.Б. Пономарев, С.И. Тоцкий // Вестник Урал. мед. академической науки. – 2006. – №3 (2). – С. 64-66.