Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

Алкоголизм это социально-значимое заболевание, вызывающее огромные медико-социальные, экономические, морально-этические и духовные потери.
По данным Совета Общественной палаты Российской Федерации, экономические потери от злоупотребления алкоголя в России только в 2009г. составили один триллион 700 миллиардов рублей в год [1, с.5]. Эти потери связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни и с утратой трудоспособности, со снижением производительности труда и затратами на лечение, с социальными выплатами инвалидам и сиротам, с ущербом от пожаров и ДТП, а также с расходами на борьбу с преступностью и беспризорностью.
Таким образом, злоупотребление алкоголем является основным фактором в формировании демографического и социального кризиса в стране [7, с.2].
В Российской Федерации на протяжении ряда лет применялись многочисленные методы, направленные на снижение уровня потребления алкоголя. Это и использование силовых методов: создание лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), применение принудительного лечения больных алкоголизмом и осуществление диспансерного наблюдения за ними, которые в целом не изменили алкогольную ситуацию в стране. С отказом от государственной монополии на производство и продажу винно-водочной продукции в 1992г., увеличилось подушевое потребление алкоголя. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), потребление алкоголя в России только в 2013г. составило 13,5 литров на человека, что почти 1,7 раза превышает уровень, признанный экспертами ВОЗ относительно безопасным.
Поэтому, Правительство РФ была принята «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», целью которой является снижение к 2020г. потребления алкоголя до 8литров в год [2, с.2].
Выполнение данной задачи в Свердловской области затруднено в связи с появлением в наркологической службе ряда негативных тенденций.
Во-первых, в области наблюдается рост алкогольных психозов. За период с 1991 по 2013гг. показатель заболеваемости увеличился в 1,8 раза и составил 26,5 больных на 100 тыс. населения в 2013г. (1991г. – 14,8). Также за этот период увеличился удельный вес больных с алкогольными психозами, обратившихся за наркологической помощью впервые в жизни. Так, в 1991г. этот показатель составлял 22%, а в 2013г. – 48%, т.е. почти половина больных алкоголизмом, обращается за наркологической помощью впервые в жизни, с таким серьезным осложнением алкоголизма как алкогольным психозом.
Во-вторых, наблюдается активное приобщение к алкоголю девушек и женщин. Так, за период 1990-2013гг. заболеваемость женским алкоголизмом увеличилась на 40%. В 2013г. она достигла уровня 29,0 случаев на 100 тыс. женского населения, что составило 22% от общего числа пациентов, впервые выявленных с диагнозом алкоголизм.
В-третьих, снижается обращаемость пациентов в государственные и муниципальные медицинские учреждения, оказывающие наркологическую помощь. Так за период 1980–2012гг. в области в 2 раза уменьшилось число пациентов, обращающихся в государственные наркологические учреждения (в 1980г. - 5,8, а в 2012г. - 2,9 посещений). На этом фоне наблюдается рост посещении в негосударственные медицинские учреждения и центры, оказывающие наркологическую помощь. Это обусловлено сохранением в службе репрессивно-ограничительной модели наркологической помощи, ограничивающей права пациентов. Кроме того, на снижение обращаемости пациентов влияет недоступность наркологической помощи в связи с отдаленностью населенных пунктов от ЛПУ и подразделений областной наркологической службы. Первичная наркологическая помощь в Свердловской области оказывается лишь в 59 муниципальных образованиях (что составляет 84,3%), причем в 51 муниципальных образованиях - только фельдшерами-наркологами.
В-четвертых, в области существует кадровая проблема. Так, за период 2008-2011гг. обеспеченность врачами психиатрами-наркологами снизилась на 12% и составила 0,22 специалиста на 10 000 человек в 2011г., что ниже среднероссийского показателя на 44% [4,с.24]. В настоящее время в области существует потребность более в 40 врачах психиатров-наркологов. Наблюдается также нехватка психотерапевтов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе. С 2010г. по 2011г. число занятых должностей психологов снизилось на 51%, и в 2011г. составило 30,5 должностей, а число специалистов по социальной работе снизилось на 46%, в 2011г. составило 20,0 должностей.
В-пятых, в наркологической службе наблюдается снижение числа больных, находящихся в ремиссии. Так, в области на 12% снизилось количество больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от года до 2-х лет, что составило 10,5 пациента на 100 больных среднегодового контингента в 2011г. Также за этот период на 5% снизилось количество больных, находящихся в ремиссии свыше 2-х лет [5, с.24].
В-шестых, в области наблюдается низкий процент больных, вовлеченных в программы медико-социальной реабилитации. В 2012г. амбулаторную реабилитацию прошли 779 пациента, что составило 1,9% от общего числа больных с алкоголизмом, наблюдающихся у психиатров-наркологов. Стационарную медико-социальную реабилитацию в 2012г. успешно завершили 2679 пациентов, что составило всего 16,6% от общего числа больных алкоголизмом, выбывших из стационаров.
В-седьмых, в области наблюдается преобладание лечебных наркологических коек (741) над реабилитационными койками (85). В связи с этим назрела необходимость увеличения количества реабилитационных коек, необходимых для проведения медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом.
Это позволит увеличить количество больных, вовлеченных в программы медико-социальной реабилитации, увеличить длительность участия больных в программах медико-социальной реабилитации, а также число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от года до двух лет и более двух лет.
Решение негативных тенденций наркологической службы отражено в «Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года», а также в региональной программе «Модернизация здравоохранения Свердловской области на 2011-2012 годы», в которых сделан акцент на усиление профилактических мероприятий, на развитие реабилитационных технологий [3, с.7; 6, с.76].
Таким образом, для оптимизации областной наркологической службы, необходимо развивать учреждения медико-социальной реабилитации, а также активизировать работу по первичной профилактике алкоголизма и пропаганде здорового образа жизни.

Список литературы

1. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия: Доклад Совета Общественной палаты Российской Федерации от 13 мая 2009г. - М., 2009.
2. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009г. № 2128-р. – М., 2009.
3. Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года: методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.04.2013г. № 14-5/10/1-1567. – М., 2013.
4. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2008-2009 годах: стат. сборник министерства здравоохранения и социального развития РФ, ФГБУ «Национальный научный центр наркологии минздравсоцразвития России». - М., 2010.
5. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2010-2011 годах: стат. сборник министерства здравоохранения и социального развития РФ, ФГБУ «Национальный научный центр наркологии минздравсоцразвития России». - М., 2012.
6. Региональная программа «Модернизация здравоохранения Свердловской области на 2011-2012 годы»: Постановление Правительства Свердловской области от 02.11.2011г. №1525-пп. – Ек., 2010.
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537. – М., 2009.