Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О РЕФОРМАХ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В СТОЛИЧНОМ РЕГИОНЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 августа 2018г.

Резюме: В публикации представлены некоторые результаты проводимых реформ первичной медико-санитарной помощи в г. Москве, в частности, подробно описана новая организационная форма оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам старших возрастных групп в оценке ее эффективности.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, новая организационная форма, оценка эффективности

Существующая устойчивая тенденция увеличения в г. Москве численности лиц старших возрастных групп, обремененных множественными хроническими заболеваниями, требует соответствующего увеличения объемов оказываемой им медицинской помощи, что в условиях имеющегося дефицита кадровых ресурсов обуславливает необходимость внесения соответствующих изменений в действующую систему первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).

Комплекс проведенных нами социологических исследований с помощью различных инструментов (интернет-опросы, анкетирование, интервьюирование) позволил выявить, что ожидания лиц от 60 лет и старше имеют свои особенности, связанные с состоянием их здоровья, восприятием организации работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в современных условиях, и их отношением к проводимым реформам ПМСП.

Так, например, было выявлено, что население старших возрастных групп более настороженно настроено относительно любых нововведений по сравнению с лицами трудоспособного возраста.

На момент проведения опроса (2016-2017 гг.) 44% лиц старших возрастных групп, по-прежнему, были не готовы воспринимать электронную форму записи на прием к врачу поликлиники и считали ее неудобной в связи с тем, что она для них не очень понятна (19 на 100 опрошенных), работает медленно и с техническими сбоями (19), трудно записаться к нужному специалисту в удобное для пациента время (30).

Большинство респондентов (73%) отмечали, что происходящие реформы способствовали тому, что в районных поликлиниках не всегда можно обратиться к «нужному» врачу-специалисту ввиду его отсутствия, что влечет за собой определенные неудобства (необходимость дополнительных посещений врача-терапевта или заведующего отделением с целью получения направления, временные затраты на дорогу в другую поликлинику и др.).

Эти пациенты указали, что часто не учитывались их ожидания, не учитывались особенности состояния их здоровья, которые требуют гораздо большего внимания, времени, уделяемого им на прием, возможности большего контакта с медицинскими работниками, совместного взаимодействия пациентов и врачей.

По мнению почти 70% пациентов старше 60 лет лечащий врач недостаточно внимательно относится к их проблемам. Среди респондентов 52 на 100 опрошенных не удовлетворены количеством времени, уделяемого им врачом-терапевтом, его морально-этическими качествами, профессионализмом и др.

Лишь с каждым пятым респондентом врач поликлиники согласовывал тактику лечения. В тоже время эти пациенты испытывают приверженность к лечению у одного постоянного врача, и в случае отсутствия по различным причинам записи к нему, ожидают ее и отказываются обращаться к другому врачу-терапевту.

Учитывая медико-социальную и экономическую значимость данной проблемы для повышения качества и улучшения доступности медицинской помощи данному контингенту лиц, Департаментом здравоохранения г. Москвы была разработана «Программа ведения пациентов пожилого и старческого возраста с множественными хроническими заболеваниями» (далее - Программа), которая предусматривает изменение некоторых подходов к оказанию им первичной медико-санитарной помощи.

В рамках данной Программы было предусмотрено формирование специальных участков из расчета 500 пациентов, на которых работают специально подготовленные врачи широкого профиля; увеличенная продолжительность приемов (40 мин. на первичный и 20 мин. на повторный), что естественно имеет большое значение для такого контингента; использование специально разработанных клинических алгоритмов ведения данного контингента лиц.

Принципиально важным аспектом Программы, является так называемый проактивный подход к ведению пациентов. Акцент в Программе делается на том, что врач или медицинская сестра должны самостоятельно связываться с пациентом и быть в курсе его состояния и выполнения рекомендаций, а пациент может, в случае необходимости, связаться с врачом. Для этого налажена обратная телефонная связь с пациентами, т.е. наиболее удобная для лиц этого возраста.

В рамках подготовки данной Программы были привлечены пациенты от 60 лет и старше, страдающие несколькими хроническими заболеваниями из определенного списка диагнозов: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, хроническая ишемия мозга в результате перенесенного инсульта, сахарный диабет II типа, бронхиальная астма, ХОБЛ, мобильные и согласные на выполнение условий, определенных данной Программой. К таким условиям отнесены: регулярное посещение лечащего врача, ведение дневника по контролю за артериальным давлением, уровнем сахара крови, выполнение рекомендаций по питанию, физической нагрузке, приверженности к лечению, определенных в индивидуальном плане ведения пациента и другие.

Анализ, проведенный на базе поликлиник г. Москвы, показал, что заболевания, включенные в перечень Программы, составляют основную долю (более 70%) обращений в поликлинику среди пациентов пожилого и старческого возраста. В частности, наиболее часто пациенты в возрасте 60 лет и старше обращаются по поводу ишемической болезни сердца (от 34% до 65% обращений по разным поликлиникам) и артериальной гипертензии (от 26% до 51% обращений).

На основе анализа фотохронометражных наблюдений за деятельностью врачей-терапевтов, участвующих в данной Программе, нами определены необходимые затраты рабочего времени на «оптимальный прием» и рассчитана необходимая численность врачей-терапевтов для ведения пациентов пожилого и старческого возраста в г. Москве, что было учтено и реализовано в процессе внедрения данной новой организационной формы.

Эффективность функционирования Программы оценивалась нами по трем составляющим (медицинской, социальной и экономической).

В соответствии с нашими расчетами общие затраты времени на первичное посещение составляют в среднем 53 мин. Следует отметить, что затраты времени на основную деятельность при повторном посещении пациентом врача-терапевта, участвующего в Программе, почти в 4 раза превышают затраты времени на основную деятельность на приеме у врача-терапевта участкового: 24 мин. и 6 мин. соответственно. Такая разница во временных затратах обусловлена, прежде всего, более тщательным проведением общего осмотра пациента.

Программа прошла апробацию последовательно на базе одного, трёх и, затем, восьми амбулаторных центров г. Москвы. С апреля 2017 года она внедрена во всех поликлиниках, в неё привлечено более 200 тыс. пациентов, а число врачей, участвующих в Программе, увеличено до 412.

Полученные первые результаты в целом свидетельствуют об ее эффективности (медицинской, социальной и экономической), выражающейся в повышении удовлетворенности пациентов оказываемой медицинской помощью (с 65% до 94%), улучшении состояния их здоровья, повышении мотивации к сохранению своего здоровья, снижении числа госпитализаций и вызовов бригад скорой медицинской помощи (на 9% по сравнению с пациентами, не участвующими в проекте), вызовов врача на дом (на 60%), обращений к врачам-специалистам (на 18%).

Проведенные расчеты позволяют прогнозировать ожидаемый общий эффект при развертывании Программы во всех поликлиниках г. Москвы, который в ценах 2015 г. может составить 0,7 млрд. руб. в год, ожидаемый чистый эффект – 0,4 млрд. руб. в год, ожидаемый общий эффект на 1 руб. затрат – 2,33 руб.

Функционирующую в столичном регионе новую организационную форму оказания первичной медико-санитарной помощи пациентам пожилого и старческого возраста, страдающим множественными хроническими заболеваниями рекомендуется использовать в российском здравоохранении.

 

Список литературы

 

1.     Гриднев О.В. Научное обоснование повышения качества организации первичной медико- санитарной помощи в г. Москве: Автореф. дис. … д-ра. мед. наук. – М., 2015. – 48 с.

2.      Дьячкова А.С. Совершенствование обеспечения и организации оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи взрослому городскому населению: Автореф. дис.… канд. мед. наук. – М., 2014. – 26 с.

3.     Гриднев О.В., Загоруйченко А.А. Доступность организации первичной медико-санитарной помощи в период реформирования амбулаторно- поликлинических учреждений столичного региона// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.- 2015. - №2.- С.13- 15.

4.      Улумбекова Г.Э. Научное обоснование направлений развития здравоохранения РФ на среднесрочный период: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2013. – 24 с.

5. Щепин В.О. Лечебно-профилактическая помощь населению РФ: ресурсы обеспечения и основные показатели деятельности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №7. - с. 3- 6.

6. Harrold, L., Field, T., & Gurwitz, J. (1999). Knowledge, Patterns of Care, and Outcomes of Care for Generalists and Specialists. Journal of General Internal Medicine, n.14, pp. 499–501.