Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ КАРДИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР»

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
04 марта 2016г.
В современной реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению медицинских услуг и решении задач медико-социальной помощи важная роль отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское образование. Данные специалисты составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Государственная программа развития сестринского дела предусматривает:

1 .развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи, совершенствование системы подготовки и использования сестринских кадров;

2 .обеспечение качества сестринской помощи населению;

3 .совершенствование системы управления сестринскими службами;

4 .совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении; 5.повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии.

Основными направлениями инновационного процесса в сфере сестринской деятельности на настоящий момент являются:

·   разработка и внедрение системы управления качеством сестринской помощи,

·   внедрение новых сестринских технологий, разработка и внедрение стандартов качества оказания сестринской помощи,

· повышение культуры обслуживания пациентов,

· проведение научно-исследовательской работы в сфере сестринской деятельности,

· подготовка кадрового состава,

· повышение профессионального уровня медицинских сестер.

Все больше медицинских сестер имеют высшее медицинское образование. Введены новые должности для специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «сестринское дело»: заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, заведующий отделением сестринского ухода, заведующий медико- социальным отделением, менеджер, медицинская сестра-координатор и другие. Сегодня медицинские сестры консультируют, обучают население само и взаимопомощи, здоровому образу жизни, уходу за пациентами. С развитием технических средств изменились формы и виды информационного обеспечения и коммуникаций. С распространением высшего сестринского образования появилась возможность самостоятельно проводить научные исследования, результаты которых специалисты сестринского дела в состоянии реализовать самостоятельно, а также возможность подготовки сестринских кадров силами самих медицинских сестер. Управлять качеством сестринской помощи, по мнению Дороти Холл, можно лишь тогда, когда деятельность сестер изучена, структурирована, нормирована, а значит, может быть оценена в соответствии со стандартом. Согласно требованиям Международного стандарта ISO 9001:2000 (разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 176 Менеджмент качества и обеспечение качества, Подкомитет ПК 2 Системы качества), высшее руководство ЛПУ должно обеспечить свидетельства принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:

·   доведения до сведения сотрудников организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

·   разработки политики в области качества;

·   обеспечения разработки целей в области качества;

·   проведения анализа со стороны руководства;

·   обеспечения необходимыми ресурсами.

Систему менеджмента качества организации необходимо анализировать через запланированные интервалы. Цель данного анализа – обеспечение постоянной пригодности, адекватности и результативности. В анализ следует включить оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества. Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии.

По мнению Европейского регионального бюро ВОЗ, миссия сестринского дела состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям или группам определить их физический, умственный и социальный потенциал, поддержать и развить его в тех условиях, в которых они живут и работают.

Выделяется четыре вида сестринской практики:

·       Обеспечение и руководство сестринской помощью - профилактика заболеваний, выполнение назначений врача, манипуляций и процедур, помощь в реабилитации.

·       Обучение пациентов и медицинского персонала – санитарное просвещение, обучение людей здоровому образу жизни.

·       Деятельность в составе бригад медико-санитарной помощи – сотрудничество медсестры с другими специалистами

·       Развитие практики сестринского дела через критическое мышление и научные исследования.

Качество сестринской помощи определяется факторами, которые условно можно разделить на две группы:

1.    Факторы, непосредственно зависящие от медицинской сестры – это уровень ее профессиональной подготовки, ее психологический и морально-нравственный облик, стремление к саморазвитию и коммуникативные навыки. Можно сказать, что качество сестринской помощи напрямую зависит от знаний и умений каждой медсестры, от ее отношения к делу, от ее личных качеств, от взаимоотношений в команде.

2.    Факторы, которые от медицинской сестры напрямую не зависят – она влияет на них опосредованно. Качество сестринской помощи зависит:

·       От степени развития сестринского дела в стране, городе, лечебном учреждении; от того, какие требования предъявляются к медсестре и какие функции на нее возлагаются.

·       От уровня оснащения данного лечебного учреждения и рабочего места медсестры.

·       От уровня основных ценностей общества, а также решения людей, отвечающих за материально- техническое и кадровое обеспечение лечебно-профилактического учреждения.

На качество сестринской помощи также большое влияние оказывают нормативные документы, регламентирующие лечение и уход за пациентами и этико-деонтологические аспекты в работе медицинского персонала. К ним относятся:

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

2.     «Этический кодекс медицинской сестры России», от 1997г (в редакции 2010г)

3.     Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 2013г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи»

4.     ОСТ 91500.11-0001-2002 «Протокол ведения больных. Пролежни».

5.     ОСТ 91500.11.0003-2002 «Протокол ведения больных. Сердечная недостаточность.

6.     Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья. Утверждена Всемирной ассамблеей здравоохранения, резолюция 57.17 от 22 мая 2004 года. Одним из основополагающих принципов Глобальной стратегии является ответственность медицинского работника (в том числе медсестры) перед обществом.

7.     Приказ Минтруда России от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта

8.     Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (вместе с "Правилами формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги").

9.     Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы».

10. Приказ Минздрава России от 28.06.2013 N 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников».

Управление средним медицинским персоналом – это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб и их  подразделений, использующих различные  механизмы управления для обеспечения слаженной, квалифицированной работы сестринского персонала. Принцип реальных целей необходимо соблюдать на каждом этапе процесса достижения требуемого уровня качества. Первый этап обеспечения качества сестринской помощи - выявление областей сестринской практики, требующих стандартизации. Это в первую очередь те виды сестринской практики, которые могут привести к существенной потере здоровья, или вызовут удорожание пребывания пациента в стационаре.

Следующий этап обеспечения качества – определение его уровня и наиболее важных критериев оценки. Критерии должны быть:

·       Достижимыми.

·       Поддающимися оценке и измерению.

·       Наглядными.

·       Понятными.

·       Разумными.

После этих этапов осуществляется непосредственно разработка стандартов (инструкций, методических рекомендаций и т.д.), в соответствии с которыми оценивается реальная сестринская практика и которые, при их соблюдении, должны обеспечивать достижение требуемого уровня качества. Это может быть и техническое качество, и эффективность использования ресурсов, контроль степени риска, и удовлетворенность пациента сестринским обслуживанием. Далее следует этап мониторинга за тем, в какой мере соблюдаются стандарты (инструкции, рекомендации) на практике. После анализа результатов мониторинга и выявления несоответствия стандарта и реальной практики планируются мероприятия по внесению необходимых изменений.

Основной целью организации управления средним медицинским персоналом ГБУЗ «СОККД» является оптимизация оказания сестринской помощи и сестринского ухода. Для ее достижения были определены задачи:

-    систематизация деятельности среднего и младшего медицинского персонала по сестринскому уходу и выполнению назначений врача, манипуляций и процедур, помощи в реабилитации;

-   разработка необходимых нормативных документов, комплекса методических материалов по вопросам стандартизации и обеспечения качества сестринской помощи;

-    внедрение в практику системы взаимодействия медицинских сестер в вопросах ухода за пациентами, взаимодействия с врачами в рамках работы единой бригадой и активизация их участия в научно- исследовательской работе, проводимой на базе отделений диспансера.

Среди первых шагов в данном направлении следует отметить организацию учебно-методического кабинета в ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» (ГБУЗ «СОККД»), приказ главного врача № 107 от 20.03.1988г. Учебно-методический кабинет является структурным подразделением кардиодиспансера, в котором  проводятся теоретические и практические  занятия с медицинскими сестрами, акушерками, санитарками, а также с вновь поступившим на работу  и вышедшим из декретного отпуска средним и младшим медицинским персоналом. На базе учебно-методическом кабинета разрабатываются и внедряются специализированные программы обучения без отрыва от основного места работы медицинских сестер различной степени подготовки и разных профессиональных групп. Зачеты по клинической трансфузиологии, инфекционному контролю, профилактике ВБИ, неотложной помощи проводятся не реже 1 раз в месяц. Одной из форм профессионального обучения средних медработников является ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций и мастер-классов на экспериментальных площадках по внедрению элементов сестринского процесса.

Для контроля качества работы сотрудников, на базе учебно-методического кабинета разработаны и успешно применяются на практике критерии оценки качества работы сестринского и младшего медицинского персонала. Данные критерии позволяют руководителям структурного подразделения (отделения) адекватно оценивать работу каждой медицинской сестры индивидуально. Оценка каждого пункта критериев осуществляется в процентах, сумма которых равна 100. За нарушения этих пунктов снимается определенный процент стимулирующей выплаты по итогам месяца, согласно протоколам.

Одним из инновационных методов управления сестринским персоналом в ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» стала разработка и внедрение в практику «эффективного контракта». В первую очередь, данный контракт был применен для оценки результатов и качества деятельности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом. В условиях контракта оговорены следующие показатели и критерии:

1.     Организация работы среднего и младшего персонала.

2.     Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.

3.     Работа с наркотическими средствами и психотропными веществами.

4.     Обучение и усовершенствование знаний среднего медицинского персонала.

По результатам работы за месяц составляется сводный отчет о выполнении показателей и критериев оценки деятельности заместителя главного врача по работе с сестринским персоналом. Оценка показателей осуществляется в единицах, сумма которых рана 100. Критерии оцениваются в баллах, сумма которых в конкретных показателях равна 100 и соответствует удельному весу конкретного показателя. В настоящее время, подобные «эффективные контракты» разрабатываются для всех должностей сестринского и врачебного персонала.

В кардиологическом диспансере, для повышения уровня профессиональных знаний и улучшения качества сестринской помощи, активно используются такие методы, как проведение:

·       Общебольничных сестринских конференций,

·       Мастер-классов,

·       Обучающих семинаров,

·       Научно-практических и исследовательских работ.

Общебольничные сестринские конференции проводятся ежеквартально, согласно плана. Мастер-классы и обучающие семинары – не реже 1 раза в месяц. Темы данных мероприятий определяются заявками и предложениями сестринского персонала из отделений.

За последние три года на базе отделений кардиологического диспансера были проведены научно- практические и исследовательские работы в области сестринского ухода по различным направлениям:

1.     «Сестринская диагностика боли и немедикаментозное обезболивание новорожденных и детей первого года жизни».

2.     Проект «Учись слышать сердце» - значение сестринского ухода в лечении пациентов с нарушениями ритма и проводимости сердца.

3.     «Роль сестринского персонала в профилактике ВБИ в отделении новорожденных и детском отделении реанимации и интенсивной терапии».

4.     «Роль сестринского персонала в оказании психологической поддержки пациентам консультативно-

реабилитационного отделения».

5.     «Роль медицинской сестры в улучшении качества жизни пациентов с хронической сердечной недостаточностью».

6.     «Роль сестринского персонала в решении приоритетных проблем пациентов при проведении забор крови из вены».

7.     «Современные принципы профилактики ВБИ в операционном блоке».

8.     «Значение делового этикета в работе сестринского персонала».

9.     «Роль сестринского персонала в профилактике ВБИ в родильном отделении».

10. «Роль сестринского персонала в формировании здорового образа жизни у ребенка до его рождения».

11. «Особенности сестринского ухода за детьми с врожденными пороками сердца».

12. «Значение грудного вкармливания в формировании здорового образа жизни у ребенка».

13. «Роль сестринского персонала в лечении детей с ювенильным идиопатическим артритом».

В ходе проведения данных работ были разработаны и внедрены в практику методические рекомендации для сестринского персонала:

·       «Алгоритм проведения инфузий при лечении Ювенильного идеопатического артрита».

·       «10 принципов грудного вскармливания».

·       «Пульсоксиметрия в практике медицинской сестры».

·       В детском отделении реанимации и интенсивной терапии продолжается работа по немедикаментозному обезболиванию детей, разработан и используется протокол оценки интенсивности боли у послеоперационных детей.

·       Рабочая программа обучения среднего медицинского персонала в учебно-методическом кабинете.



Также разработаны и успешно применяются методические рекомендации для пациентов:

·       «Формирование здорового образа жизни у ребенка до его рождения».

·       «Здоровье малыша начинается с маминого молока».

·       «Памятка по уходу за детьми с диагнозом Ювенильный идиопатический артрит».

·       Памятка больным, перенесшим операцию аортокоронарного шунтирования.

·       Памятка пациенту и участковому врачу пациента для плановой госпитализации в кардиохирургическое отделение кардиологического диспансера.

Важным фактором в управлении качеством сестринской помощи является организация системы наставничества и школы молодого специалиста. В ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» с 2009 года успешно действует положение о наставничестве и школа молодого специалиста.

Положительным результатом использования инновационных методов управления сестринским персоналом является и возрастающий интерес медицинских сестер к повышению своего профессионального уровня, а также их активное участие в преподавательской и научно-исследовательской работе, обеспечение доступа к современной информации, улучшение качества своей деятельности.

 

Список литературы

1.     Боровик В.Н.«Организация учебно-методического кабинета по работе с сестринским персоналом поликлиники». //Старшая медицинская сестра. – 2009 - № 6 – С. 36-38.

2.     Двойников С.И. Управление качеством медицинской помощи. Качество сестринской помощи. Сестринское дело, 2004. № 3. с. 12.

3.     Котельников Г.П. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учебное пособие – Р н/Д: Феникс, 2008

4.     Лапик С.В. Работа студентов в ЛПУ: какая подготовка должна у них быть? // Главная медицинская сестра.- 2012 - № 5. - С. 147-150.

5.     Логвинова О.В. Пути организации непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием в лечебно-профилактическом учреждении. // Главная медицинская сестра. - 2009 - № 2. - С. 118-121.

6.     Моисеева Т.Ф. Опыт управления сестринским персоналом Омской областной клинической больницы: повышение профессионального уровня сестринского персонала. // Главная медицинская сестра. - 2012 - № 6. - С. 26-27.

7.     Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.04.2011г. №314 «О создании учебно-методических кабинетов (центров)».

8.     Сопина З.Е., Фомушкина И. А. Управление качеством сестринской помощи. CRM система для бизнеса. ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 178с.