Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НИКО И СИСТЕМНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕХОДА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ФГОС

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

В статье мы хотим остановиться на анализе результатов Национального исследования качества образования (далее НИКО) выпускников начальной школы Республики Дагестан по русскому языку. Как известно, исследование проводилось 14 апреля 2015 года. Задания выполняли 426 выпускников из 11 общеобразовательных организаций республики. В рамках названного исследования также проводилось анкетирование учителей и родителей.

Что преследовало это исследование? По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова результаты НИКО по школьным предметам (математика, окружающий мир, русский язык) необходимы были для выстраивания на федеральном уровне системы подготовки педагогов и проведения научных исследований. Более того, в рамках НИКО выявлялись системные тенденции, связанные с реализацией перехода начальной школы на ФГОС. По задумке авторов, НИКО предусматривал сбор научных данных, целью которых являлось совершенствование содержания образовательных программ начального общего образования, методов и средств обучения в начальной школе.

Если говорить об особенностях заданий НИКО, то, прежде всего, они соответствовали ключевым требованиям ФГОС, отечественным традициям преподавания учебных предметов в начальной школе. Для контроля были отобраны наиболее значимые аспекты подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования в основной школе.

Инструментарий НИКО по русскому языку содержал 15 заданий, из которых 13 - базового уровня сложности, 1 задание повышенного уровня, 1 комбинированное задание, состоящее из базового и повышенного уровней сложности. Все они, прежде всего, предусматривали выявление уровня овладения детьми метапредметными универсальными учебными умениями, формируемыми на уроках и во внеурочной деятельности.

Надо отметить, что задания НИКО не учитывали национально-культурную и языковую специфику многонационального российского общества.

Рассмотрим описание проверяемых элементов содержания заданий по русскому языку для 4 класса.

    

Таблица 1  

Описание заданий НИКО по русскому языку, 4 класс


Проверяемые элементы содержания и умения

1

1.1    Умение соотносить слово и представленную на картинке реалию.

1.2    Cоставлять предложение.

1.3    Задавать вопрос в письменной форме, адекватно выражая свое отношение к представленной на картинке ситуации и соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.

2

Умение выражать просьбу или благодарность в письменной форме в соответствии с нормами

речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы

3

Умение списывать текст, соблюдая при письме изученные орфографические и

пунктуационные нормы: 3к1, 3к2, 3к3

4

Умение распознавать ударный гласный звук в слове

5

Умение распознавать главные (и второстепенные) члены предложения

6

Умение распознавать части речи

7

Умение распознавать основную мысль текста, в котором она прямо несформулирована, при

его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

8

Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с

заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

9

Умение распознавать значение слова, адекватно формулировать значение слова в письменной

форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления

10

Умение подбирать к слову близкие по значению слова

11

Умение классифицировать слова по составу

12

Умение адекватно понимать текст при его письменном предъявлении, находить в нем

необходимый материал, используя выборочное чтение

13

Умение адекватно понимать текст при его письменном предъявлении, находить в нем

необходимый материал, используя выборочное чтение

14

Умение классифицировать гласные и согласные звуки

15

Умение распознавать значение устойчивых выражений и адекватно использовать их в

письменной речи, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления




Если судить по результатам, то наименьшие затруднения вызвали у дагестанских выпускников задания базового уровня сложности: №1.1, № 3к3, №9, №12. К примеру, первое задание проверяло умение выпускника соотносить слово и представленную на картинке реалию, то есть адекватное понимание и анализ визуальной информации, на основе которых выявлялась способность обучающихся соотносить слово и реалию, а также правильно записывать слово. Подавляющее большинство участников исследования успешно справились с ним.

Третье задание выявляло умение выпускника списывать текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Оно было направлено на проверку традиционного базового правописного умения  обучающихся правильно списывать  текст, соблюдая  при письме  изученные орфографические и пунктуационные нормы. Списывание давалось в осложненной форме (с пропусками изученных орфограмм в словах и пунктограмм в предложениях), в то же время проверялась и правильность неосложненного списывания: слов без пропусков букв и предложений с расставленными знаками препинания.

Девятое задание выявляло уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение указанного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Двенадцатое задание было направлено на проверку умения обучающихся адекватно понимать письменный текст и искать необходимую информацию, используя выборочное чтение, то есть общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Наибольшие затруднения у четвероклассников вызвали задания №7, №8, №11, №15.

Седьмое задание проверяло умение выпускника распознавать основную мысль текста, в котором она прямо не формулирована, при его письменном предъявлении. Учащиеся не смогли адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Данное задание построено с учетом понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения, то есть общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия, а также оно направлено на проверку предметных коммуникативных умений.

Восьмое задание проверяло умение выпускника составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Задание было нацелено на выявление уровня владения обучающимися как предметным коммуникативным умением, так и метапредметным – адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Одиннадцатое задание проверяло умение выпускника классифицировать слова по составу. Оно направлено на выявление уровня владения обучающимися: логическими универсальными учебными действиями – проводить анализ структуры слова. Также владение общеучебными универсальными учебными действиями – преобразовывать структурную схему в слово, классифицировать слова по составу.

Пятнадцатое задание было связано со знанием обучающимися значения основных устойчивых выражений (фразеологизмов). В первой части проверялось учебно-языковое умение учеников распознавать значение наиболее распространенных устойчивых выражений, а во второй – предметное коммуникативное умение адекватно использовать их в собственной письменной речи, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Можно сравнить статистику отметок по образовательным организациям Республики Дагестан со всей выборкой по РФ.

Таблица 2 Статистика по отметкам выпускников Республики Дагестан в сравнении с общей выборкой по РФ

Регион

 

Кол-во уч-ся

Распределение отметок в %

2

3

4

5

Республика Дагестан

 

426

 

35.21

 

40.61

 

19.72

 

4.56

Вся выборка по РФ

20498

7.4

28.4

51.5

12.7

 

Если сравнить результаты учащихся Республики Дагестан с результатами всей выборки в целом по РФ, то наблюдается заметная разница в отметках «2» и «4». Почти в пять раз превышает процент выполнения заданий на «2» в РД по сравнению с результатами по РФ. Зато около половины выпускников республики (40,61%) продемонстрировали базовый уровень выполнения заданий, соответствующий отметке «3».

Результаты исследования НИКО показывают наличие существенных пробелов в преподавании русского языка в национальных школах Республики Дагестан. По результатам анализа заданий можно констатировать низкий уровень овладения ключевыми универсальными умениями, способствующими решению учебно- практических задач на уроках. Исследование выявило наличие в образовательных организациях республики ощутимых пробелов в реализации двух сквозных программ: «Чтение и работа с информацией», «Программа формирования универсальных учебных действий», что и послужило основной причиной низких результатов учащихся.

Налицо факты неполноценного использования возможностей современных  УМК для достижения заявленных ФГОС результатов образования. Слабо реализована методическая система заданий новых учебников, развивающих познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД младших школьников. Особого внимания требуют задания, формирующие и развивающие у детей информационные умения. Важно активное использование системы заданий, включающие младших школьников в деятельностное освоение учебного материала.

Анализ результатов Национального исследования качества образования в дагестанской начальной школе по предмету «Русский язык» убеждает нас в том, что проблемы системы образования в республике носит комплексный характер и решаться они должны на системной основе. Необходимо на республиканском уровне совершенствовать методику преподавания русского языка как неродного, используя передовые технологии обучения, создавая в классах комфортную атмосферу для общения между одноклассниками и проявления разнообразных форм активности на уроках. В первую очередь необходимо развивать и совершенствовать систему мониторинга качества образования на республиканском и муниципальном уровнях. Учителя начальных классов должны в совершенстве владеть современной технологией формирования, отслеживания и оценивания заявленных в ФГОС результатов образования. А образовательные организации должны накапливать и наращивать банк современных измерителей не только предметных, но и метапредметных и личностных образовательных результатов.

НИКО по русскому языку в Республике Дагестан констатирует наличие существенных пробелов в языковой подготовке учащихся в начальной школе. Учителя начальных классов не смоги в полной мере реализовать возможности и весь потенциал новых УМК.

 

Список литературы

1.      Московский центр непрерывного математического образования. Аналитические материалы по результатам проведения НИКО в 4 классах по предметам: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», 2015.

2.      Федеральная служба по надзору в сфере образования. О направлении результатов НИКО, 2015.

3.      www.mccme.ru