Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Авторы:
Город:
Тольятти
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Работая в современной школе в век информационных технологий, становится совершенно ясно, что одних только традиционных приемов обучения недостаточно для развития творческой личности, готовой к жизни в современном обществе. Сегодняшнее образование стремится к разработке новых приёмов и методов обучения. Первый шаг в этом вопросе был сделан при разработке и внедрении новых стандартов на всех ступенях школьного обучения [1]. Естественно, первыми «опробовали» ФГОС нового поколения учителя и учащиеся начальных классов. Новинки технического прогресса с особым восторгом воспринимают дети младшего школьного возраста, поэтому целесообразно использовать их познавательную активность во время внедрения новых технологий в образовании.

Образовательный процесс в деятельности учителя начальных классов претерпел ряд изменений опять же из- за появления новых технических средств обучения, которые открывают множество дополнительных возможностей для учителя и учащихся. К новым техническим средствам обучения, помимо прочих, относится также интерактивная доска. Не имеет значения фирма – изготовитель интерактивной доски (одни из самых распространенных – SMART BOARD и TRIUMPH). Все интерактивные доски имеют одинаковый принцип работы и у каждой  доски  имеется свое программное обеспечение.  Здесь следует только указать, что программное обеспечение доски SMART BOARD подходит для всех других досок.

С интерактивной доской процесс обучения можно сделать значительно более наглядным, что так необходимо учащимся младшего школьного возраста для наиболее полного усвоения учебного материала. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по всем учебным предметам, которые записываются на диск и идут в комплекте с учебником. Например, УМК «Перспектива» предлагает следующие задания:


Программа дает возможность использовать на уроке карты, схемы, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Учащиеся могут сами создавать цветные изображения, используя электронные маркеры, выполнять задания типа: установи соответствие, проведи аналогию, вставь пропущенную букву, сгруппируй по одинаковому признаку, убери лишнее, найди и исправь ошибку, переставь букву, расшифруй слово, сравни, обобщи.

Интерактивная доска  может эффективно использоваться на различных видах и этапах урока, позволяя быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.

Как показывают последние исследования психологов, подавляющее большинство учащихся - визуалы, поэтому воспринимают, в основном, зрительные образы. Тогда работа с доской, сопровождаемая красочными иллюстрациями, конечно же, лучше усваивается. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Кстати, врачи – аллергологи установили, что с появлением в школах интерактивных досок уменьшилось количество детей с заболеваниями органов дыхания и аллергией на мел и пыль.

Замечено, что благодаря появлению в классе технических средств обучения, меняются даже самые «проблемные» ученики. Ребёнок, который раньше отсиживался, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Ученик, который вечно срывал уроки, стал направлять свою энергию на работу с одноклассниками. А тот, кому просто тяжело учиться, находит новые возможности для самовыражения. Рефлексия, проводимая на уроках, показывает заинтересованность учеников учебным материалом. Электронная доска помогает ребятам преодолевать психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера.

Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока:

1.Объяснение нового материала или инструктирование класса. 2.Выполнение упражнений для закрепления нового материала. 3.Обобщение и закрепление изученного материала.

4.Контроль знаний, тестирование. 5.Проверка домашнего задания. Интерактивную доску можно использовать:

·   демонстрируя на экране с помощью проектора;

·   демонстрируя интерактивные модели, которые «оживляет» учитель в момент объяснения;

·   при выступлении  учащегося или в процессе дискуссии с демонстрацией на экране цельной работы учащегося или отдельных, представляемых им цитат, моделей и т.д.;

·   демонстрируя задания на экране с коллективным обсуждением возможных ответов;

·   демонстрируя задания на экране с раздачей учащимся печатных форм для ответов;

·   при самостоятельной работе одного учащегося;

·   при анализе или построении моделей;

·   при тестировании;

·   при поиске необходимой информации;

·   при самостоятельной работе группы учащихся (компьютер как один из инструментов групповой работы, например, для получения информации и подготовки выступления) [2] .

Конечно же, с внедрением новых технологий учителю требуется больше времени на подготовку к урокам, но современные технологии привнесли в педагогический процесс немало плюсов, например, не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов, тратить время урока на их смену. При использовании интерактивной доски не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как ранее. Поскольку доска в кабинете начальных классов обязана быть разлинованной, достаточно сделать на интерактивной доске всего лишь две заготовки (по одной на математику и русский язык) и пользоваться ими всегда [2]!


Конкретные формы и виды работы с интерактивной доской могут быть такими, какие мы используем в ходе опытно-экспериментальной работы:

Русский язык: составление и заполнение таблиц, исправление ошибок в тексте, распределение слов по группам, вставка пропущенных букв, разбор предложений, разбор слов по составу.

Математика: работа с геометрическим материалом – измерение площади и периметра фигур, изготовление чертежей, составление кратких записей и схем к задачам и их решение, заполнение таблиц, сравнение величин, устный счет [2].


Окружающий мир: работа с географическими объектами на карте (распределение полезных ископаемых, путешествия по различным территориям, выделение границ государств), выстраивание объектов по каким-либо признакам (например, планет солнечной системы - по размеру).


Изобразительное искусство и технология: просмотр видеороликов, мастер – классов.

Литературное чтение: выделение выразительных средств речи (эпитетов, метафор и др.) в тексте, прослушивание аудиозаписей, установление соответствия.

Использовать возможности интерактивной доски можно и на «физминутке». Это видеоролики, анимации, /аудиозаписи, танцевальные песни, зрительная гимнастика и т.д.

 


Интерактивная доска дает возможность записать и письменный ответ ученика у доски на флеш - карту. Это дает возможность повторить пройденный на уроке материал в домашних условиях.

Также результативно применять интерактивную доску на внеклассных мероприятиях, праздниках, родительских собраниях.

Например, на родительских собраниях на электронную доску выводится, образец заполнения заявления, договора, фотографии с праздников класса, фотографии повседневной жизни класса, диаграммы с результатами обучения учащихся, записи о предстоящих делах класса.

Музыкальное сопровождение, видеоролики при проведении праздников – всё это помогает при организации мероприятий для детей и родителей. Например, праздничный концерт к Дню матери, когда на доске нами были показаны видеоролики, слайд-шоу с фотографиями мам.



Безусловно, применение интерактивной доски требует от учителя определённой подготовки, знаний и времени. К тому же, все хорошо в меру. Частое использование электронной доски приводит к привыканию, поэтому у детей начинает пропадать интерес к той или иной деятельности, связанной с работой, в том числе и с интерактивной доской.

Таким образом, использование интерактивной доски на уроках – это не дань моде, не способ «переложить на плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

 

Список литературы

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009. Режим доступа: http://минобрнауки.рф, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.

2.      Использование интерактивной доски в начальной школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped- kopilka.ru/blogs/rudyuk-elena/ispolzovanie-interaktivnoi-doski-v-nachalnyh-klasah.htmlсвободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.