Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Горно-Алтайск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Всем известно, что XXI век считается веком высоких информационных технологий. Процесс информатизации затрагивает все сферы жизни общества, в том числе и образование, внедряя в него новые технологии обучения, связанные с использованием различных технических средств обучения. Роль учителя в современной системе образования сведена к организатору-координатору информационного потока, получаемого обучающимися. Федеральные государственные образовательные стандарты психологически и технически подготовили учителя к использованию информационных технологий в своей деятельности.

Теоретические и практические аспекты проблемы компьютеризации сферы образования исследовались и продолжают исследоваться многими учеными и методистами, среди самых видных Я.И. Груденов, Я.А. Ваграменко, В.П. Беспалько, М.М. Буняев, В.Ф. Любичева и др. Проанализировав исследования, посвященные особенностям и оценке эффективности использования информационных технологий в обучении школьным предметам, можно сказать, что применение современных технологий создает для обучающегося: благоприятные условия для обучения, повышает мотивацию; для учителя: открывает новые возможности для управления учебным процессом, для достижения цели учебного занятия, а также решает задачи, отражающие воспитательный аспект. Отражение методологических, дидактических, психологических и социальных проблем применения информационных технологий можно найти в труде Б.С. Гершунского «Философии образования».

Очевидно, что внедрение информационных технологий непосредственно в образовательный процесс связано с рядом трудностей, например, обоснованием  грамотного подбора учителя методических подходов, подходящих именно для его предмета или недостаточная оборудованность кабинета. Но также современная система образования и ФГОС предполагают систематическое целесообразное применение информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, следовательно, можно сказать, что сейчас современная школа переживает процесс адаптации к новым требованиям.

Любую педагогическую технологию, применяемую учителем во время занятия, можно назвать информационной, так как в ее основе лежит получение, передача, преобразование информации. Далее рассмотрим основные образовательные информационные технологии и технические средства, используемые в урочной и внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательной школы.

Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в образовательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации [1].

Наиболее используемым ТСО является компьютер – это многофункциональное электронное устройство для работы с информацией: с его помощью можно производить математические вычисления, хранить и обрабатывать любого вида информацию (текст, изображения и т.п.). Компьютер значительно расширил возможности преподнесения учебной информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология, то есть процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Возможность применения мультимедийных средств, то есть компьютерной графики, звука, видеофайлов, позволяет создавать модели различных ситуаций и нужную атмосферу, тем самым повышая качество занятия и активность обучающихся.


При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

На сегодня имеется ряд отработанных моделей такого использования на уроках:

– для повышения уровня наглядности: демонстрация слайд-презентаций, фильмов, графиков по теме, которые может подготовить самостоятельно и обучающийся, и учитель;

– для объективного контроля: тестирование, то есть самостоятельный выбор обучающегося ответа или формулировка ответа, если в тесте содержатся, так называемые, открытые вопросы. Тестирование обеспечивает систематический контроль качества уровня знаний в классе;

– в качестве тренажера: отработка общеучебных навыков и совершенствование умений по предмету с помощью специальной компьютерной программы-тренажера.

Не стоит ограничиваться использованием только компьютера, ведь такие дополнительные технические средства, как мультимедийный проектор и интерактивная доска, могут понятно представить даже сложную учебную информацию перед обучающимися, обеспечивая их активность.

Мультимедийный проектор (видеопроектор) – техническое средство, предназначенное для проецирования различных изображений на большой экран с источника видеосигнала [1, 2]. Он позволяет пользоваться любыми компьютерными приложениями; использовать на занятиях обучающие видеофайлы; демонстрировать презентацию для аудитории; использовать материалы глобальной сети Интернет. [2] Таким образом, применение проектора в учебной деятельности позволяет увеличить уровень наглядности учебного процесса.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаётся на доску при помощи мультимедийного проектора [1]. Для работы интерактивной доски необходимо установленное на компьютере специальное программное обеспечение, только в этом случае сенсорный экран будет реагировать на действия пользователя. Для нанесения записей на доску предназначены специальные маркеры, при касании которых доски сигнал передаётся на компьютер, и программное обеспечение выполняет требуемое действие.

В процессе обучения возможно целесообразное использование аудиопроигрывателей, видеопроигрывателей, DVD-плееров, а также образовательные информационные технологии на базе современных Интернет-технологий, например, электронные библиотеки. Ведь одной из важных задач современного образования является организация доступа к электронным информационным ресурсам и одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы является создание электронных библиотек, которые представляют собой распределенные каталогизированные информационные системы, позволяющие хранить, обрабатывать, распространять, анализировать, а также организовывать поиск в разнообразных коллекциях электронных документов через глобальные сети передачи данных. Электронные библиотеки являются новым этапом в развитии традиционных библиотек и имеют перед ними ряд неоспоримых преимуществ: они классифицированы и структурированы по самым разным критериям, включают в себя всю доступную и актуальную информацию, которую можно найти по конкретной теме [3]. Таким образом, благодаря электронным библиотекам, любой обучающийся, у которого есть доступ в сеть Интернет, имеет возможность получать новые знания, не выходя из дома.

Но всегда следует помнить, что при подготовке к уроку с использованием ИКТ преподаватель не должен забывать, что это именно урок, а значит, составлять план урока исходя из его целей, соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности при отборе учебного материала и др. При этом ИКТ ни в коем случае не заменяют преподавателя, а только дополняют его. С их помощью можно заинтересовать обучающегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность.

 

Список литературы

1.      Информационное пространство школы // Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». – М., 2008.

2.      Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Уч. пособие для студ. высш. пед. зав.- М.: Изд, центр “Академия”, 2007. – 272с.

3.      Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 48с.

4.      Мухин О.И. Моделирование в обучении. География. / О.И. Мухин // Информационные технологии в образовании: Материалы Всероссийской научной конференции [Текст] – [Электронный ресурс] – доступ свободный – http://ito.edu.rU/2003/II/l/II-l-2927.html (дата обращения 22.10.2015)