Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АККРЕДИТАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Еще в марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м членом Европейской зоны высшего образования и первым центральноазиатским государством, признанным полноправным членом европейского образовательного пространства.

В соответствии с пятым основным параметром Болонской Декларации (март 1999 г.) для содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества, с целью разработки сопоставимых критериев и методологий в Казахстане активно идут процессы аккредитации. Для этого была создана соответствующая нормативная база. В Законе «Об образовании» Республики Казахстан дано определение аккредитации, названы ее виды (институциональная, специализированная, национальная, международная), установлена добровольность процедуры аккредитации для вузов. [1]

Одним из преимуществ аккредитации в Казахстане является то, что она проводится независимыми агентствами. В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011– 2020 годы, поручениями Президента страны Правительству по сокращению контрольно-надзорных функций в 2011 году было принято решение о введении независимой аккредитации, причем оно было закреплено на законодательном уровне.

Отвечая на вопрос, зачем нужна система независимой оценки качества работы вузов, известный ученый, директор Европейского центра высшего образования ЮНЕСКО-СЕПЕС, президент Международной обсерватории академического рейтинга (IREG) доктор Ян Садлак, отметил: «….Основную смысловую нагрузку здесь несет слово «независимая»… Учитывая, что сейчас….высшее образование становится интернациональным, растет его стоимость, нужна объективная информация о качестве обучения в том или ином вузе. Поэтому важны независимые от министерств и самих вузов организации, которые могут дать объективную оценку качества учебного процесса и научных исследований». [2]

Следует отметить, что только в Казахстане работает    большое число зарубежных аккредитационных агентств, входящих в Национальный реестр. Таких агентств сейчас десять, в том числе два национальных: Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образования (НКАОКО-IQAA) и Независимое агентство аккредитации и рейтинга (НААР), а также восемь зарубежных агентств: три немецких, три американских, австрийское и британское.

В соответствии с Государственной программой развития образования на 2011-2020 гг., начиная с 2015 г., государственная аттестация вузов будет заменена независимой аккредитацией. Возникает законный вопрос о соотношении этих двух процедур оценки.

Если сравнивать государственную аттестацию с аккредитацией, то в ней не участвуют работодатели, студенты и международные эксперты, программа проверки не расписана заранее, тогда как при аккредитации программа внешнего аудита согласовывается с вузом, высылается заранее. Эксперты аккредитационной комиссии проводят объективную оценку, проверяют достоверность отчета, отмечают положительные стороны и всегда подскажут, на что нужно обратить внимание. Поэтому процедура аккредитации направлена на улучшение деятельности организации. На основе положений руководства о внешнем аудите все эксперты за один месяц перед поездкой получают полный пакет материалов для работы. В соответствии с европейскими стандартами в нашем агентстве работают Апелляционная комиссия и Комиссия по жалобам, в которые могут обращаться вузы и колледжи. Эти процедуры нами уже апробированы. На улучшение качества работы вузов направлен постаккредитационный аудит, когда вузы, работая над рекомендациями по аккредитации, ежегодно представляют в агентство отчеты об улучшениях.

Показательны в плане оценки эффективности внедряемой в стране аккредитации итоги недавно проведенного социологического опроса. По результатам анонимного анкетного опроса «Что дает аккредитация?», проведенного НКАОКО среди вузов РК, высокую оценку получили следующие стороны аккредитации. Помогает в систематизации всей работы вуза/программы – считает 91% опрошенных. Достижение коллективного обсуждения состояния дел в вузе, необходимой прозрачности деятельности вуза – 75%.

Среди изменений, происходящих в вузе в процессе аккредитации, наиболее высоко оценили эксперты: существенное улучшение материально-технической базы – 73%, улучшение учебно-методического оснащения (УМКС, УМКД) – 92%, улучшение кадрового потенциала вуза/программы – 82%, укрепление связей с работодателями и выпускниками – 100%, формирование и развитие корпоративной культуры в коллективе отметили 70% опрошенных. На вопрос «Что наиболее отличает независимую аккредитацию от аттестации?» респонденты высоко оценили следующие стороны аккредитации. Аккредитацию проводят обученные, сертифицированные эксперты, в том числе международные – 92%. Привлечение работодателей, студентов – 93%. Четкость проведения внешнего аудита по согласованной с вузами и экспертами программе, срокам – 100%. Наличие стандартов и руководств по каждой процедуре – 100%. Продуманная система рекомендаций для улучшения работы – 94%. Обратная связь с вузом, экспертами – 81% опрошенных экспертов. 94% экспертов высоко оценивают то, что в результате аккредитации повышается качество процессов вуза, 91%, что именно улучшение – основная позиция аккредитации, ее основное преимущество перед аттестацией. Все 100% опрошенных считают, что аккредитация – высокоэффективное средство оценки качества деятельности вуза (программы).

Несмотря на все это в последнее время в Казахстане было инициировано внесение в Закон «Об образовании» ряда изменений, в частности, касающихся аккредитации. Отдельные представители властных структур, необоснованно считая, что казахстанские агентства не готовы вести качественную аккредитационную работу, поэтому нельзя всю ответственность контроля качества передать этим агентствам, предлагали перенести срок замены государственной аттестации независимой аккредитацией на более поздние сроки, и впредь аккредитацию разрешить проводить только зарубежным агентствам.

Во всем мире существование неправительственных агентств позволяет государственной системе управления вузами обеспечить баланс между развитием самоуправления учебных заведений и эффективной оценкой качества, развить мощную систему мотивации для вузов, стремящихся действительно улучшить подготовку специалистов, привлечь всех заинтересованных лиц, особенно работодателей, к улучшению качества работы университета.

Зная это, агентству пришлось вступить в борьбу за независимую аккредитацию, на разных уровнях доказывая вышеуказанные позиции. В защиту аккредитации, национальных аккредитационных агентств выступил ряд депутатов Мажилиса Парламента, членов правительства РК, прогрессивной общественности страны и зарубежья. Общими усилиями удалось отстоять наши позиции.

Агентство тщательно подходит к выбору экспертов, разработан и используется Кодекс чести эксперта. Значительную помощь в осуществлении процедур аккредитации оказывают зарубежные эксперты. Выше было отмечено, что мы приглашаем экспертов из 25 стран мира: России, США, Великобритании, Германии, Австрии, Чехии, Польши, Эстонии, Литвы, Латвии и др.

В целом, участие зарубежных экспертов подтягивает не только казахстанских экспертов и вузы, но и агентство, обычно очень интересно получить их рекомендации по улучшению работы как вуза, так и деятельности агентства. К примеру, мы творчески использовали количественные критерии Эстонского агентства в Руководстве о принятии решения Аккредитационного совета.

За период времени с 2009 по 2015 гг. только НКАОКО провело институциональную аккредитацию 50 вузов (23 государственных и 27 частных) и более 1100 программ, привлечено 153 зарубежных эксперта из 25 стран мира, около 1100 национальных экспертов, в том числе 190 студентов и более 200 работодателей. Все вузовские эксперты – только кандидаты и доктора наук. Следует особо отметить роль студентов в процедуре аккредитации, обычно это очень активные и принципиальные эксперты, специально для них мы разработали руководство для экспертов-студентов.

В целом, двумя Национальными агентствами проведена  институциональная аккредитация 80 вузов из 126.

Международную специализированную аккредитацию прошли 22 казахстанских вуза (19%) по 139 специальностям высшего и послевузовского образования.

Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) ведет работу по дальнейшему развитию процессов аккредитации в стране. Эта работа проведена в нескольких направлениях:

-    укреплены международные связи и сотрудничество с агентствами в Европе, работающими в сферах обеспечения качества высшего образования на международном уровне.

- проведено обучение сотрудников агентства и национальных экспертов, входящих в Ассоциацию экспертов НКАОКО. С этой целью состоялись научные конференции и обучающие семинары с приглашением международных экспертов: заместителя директора Центра оценки качества в высшем образовании (SKVC, Литва) Аурелии Валейкине, директора по развитию и международным отношениям EKKA Майки Удам (Эстония), президента IREG – международной обсерватории по рейтингам профессора Яна Садлака, координатора по Восточной Европе проектов в сфере высшего образования Всемирного банка Джамила Салми и др.

-       расширена структура агентства: созданы 11 Аккредитационных комитетов по направлениям образовательных программ, Апелляционная комиссия, Комиссия по жалобам;

-        улучшена материальная база агентства: расширены площади офисов, конференц-зал  дооборудован мультимедийной техникой, видео-конференц-связью, в результате чего координаторы агентства проводят вебинары для экспертов по подготовке их к очередному аудиту, а также международные члены Аккредитационного совета участвуют в его работе в режиме on-line.

-   усовершенствованы процедуры аккредитации: по каждой процедуре подготовлены руководства, которые приведены в соответствие с новой редакцией Стандартов и руководств для обеспечения качества (ESG).

Первые итоги аккредитации позволяют нам говорить о её безусловной важности и необходимости для отечественной системы высшего образования. И это связано, прежде всего, с формированием механизмов как обеспечения качества в области образования, так и адаптивности международных и национальных стандартов образования в рамках Болонского процесса. Такой подход позволит образовательным программам вузов РК оперативно отражать потребности рынка труда, эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать максимальную удовлетворенность обучающихся.

 

Список литературы

1.      Закон «Об образовании» Республики Казахстан

2.      Дмитрий  Мельников.  Свои  экзамены  у  вуза  //zakon.kz:  новости  законодательства,  информация. Информационный портал //http://www.zakon.kz /127842-mezhdunarodnaja-akkreditacija.html (дата обращения 6.10.15 г)