17 февраля 2016г.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, общеобразовательная школа должна выглядеть не только «школой для всех», но и «школой для каждого», где главной задачей является – всестороннее развитие каждого школьника. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» определяет начальную школу как самостоятельное, основополагающее звено в системе обязательного общего и профессионального образования [6]. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоционально-волевых качеств.
По мнению учёных Р.К. Герман, Н.П. Гузик, О.В. Дьяченко [5] сложность организации процесса обучения и воспитания на этапе начального образования в основном обусловлена отсутствием ярко выраженной общей специфики контингента обучающихся, где не всегда проявляются и окончательно формируются личностные особенности, способности и интересы. Пришедшие в первый класс дети сильно разнятся между собой по стартовым условиям, психофизиологическим возможностям, имеющемуся жизненному опыту и ценностным ориентациям. Именно поэтому начальной школе трудно решить основные задачи образования: с одной стороны, создать условия для формирования широкого круга общеучебных и фундаментальных знаний, умений и навыков, устойчивой жизненной позиции; с другой – обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения, предоставить наиболее благоприятные возможности для развития интересов, способностей и склонностей каждого обучающегося. Чаще всего в первом классе приходится объяснять новый учебный материал несколько раз: на уровне обязательных требований, затем на расширенном и на уровне углубленного изучения. Основываясь на изложенном, мы решили, что необходимо рассмотреть вопрос об организации учебного процесса в начальной школе на основе дифференцирования в форме комплектования классов разных уровней, как наиболее эффективного средства оптимизации учебного процесса с целью реализации требований ФГОС НОО.
В МБОУ «АСОШ №50» уже практикуются классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) и коррекционного обучения (КО), форма инклюзивного образования, обучение на дому, интегрированное обучение ребёнка инвалида в общеобразовательном классе. Сегодня мы предлагаем модель внутришкольной дифференциации процесса обучения младших школьников, создание уже в 1 классе класса компенсирующего обучения (ККО). Обосновано это тем, что ежегодно в школу поступают 15-20% детей не посещавших ДОУ, не готовых к процессу обучения в школе. По большому счёту неэффективно и просто не этично определять такого ребёнка в класс активных, любознательных, смекалистых детей. Ранняя диагностика «слабо подготовленных» к школе детей обеспечит профилактику неуспеваемости и раннюю коррекцию недоразвития психических процессов. В классе компенсирующего обучения создаются условия с учётом уровня развития первоклассников: адаптируется программа, увеличиваются часы на повторение, вводятся занятия логопеда и психолога.
При использовании технологий уровневой дифференциации для объединения учащихся в однородные классы с индивидуально-типичными психофизиологическими особенностями и специального создания для таких классов различий в процессе обучения обеспечиваются предпосылки для успешного освоения школьной программы, формирования познавательной мотивации, ситуации успеха, познавательной самостоятельности младших школьников.
Организуя уровневое обучение в предложенной форме, мы предоставляем учителю возможность:
1. Максимально приблизить содержание образования к индивидуальным запросам каждого ребёнка. Исходным для конструирования содержания образования в классах разного уровня является государственный стандарт образования, рассчитанный на средний образовательный уровень. В классах повышенного уровня, где дети с повышенным уровнем мотивации, ранним проявлением высокой познавательной активности и любознательности, быстротой и точностью выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памяти, сформированностью навыков логического мышления, богатством активного словаря, развитостью творческого мышления и воображения, владением основными компонентами учения, содержание образования обогащается дополнением традиционного учебного плана специальными интегрированными курсами.
2. Варьировать темп и объём изучаемого материала.
3. Отобразить индивидуальные особенности в учебных планах, подборе учебников, методических и дидактических материалов, технологических вариантах. Вносить коррективы в зависимости от характера потребностей или затруднений учеников, особенностей познавательной деятельности, а также личностных характеристик учителя и уровня его профессионального мастерства.
4. Предусмотреть обучение различным видам деятельности: познавательной, коммуникативной, художественной и т.д. через курсы предметно-образовательной области знаний.
5. Оперировать специальными методами и приёмами, согласно потребностям контингента обучающихся: для развитых детей - применение поискового метода; включение творческих задач; сложные виды деятельности, с большей самостоятельностью; широко применяются нетрадиционные формы организации учебно- воспитательного процесса: лекции, семинары… На уроке в классе компенсирующего обучения учитель имеет возможность индивидуально поработать с каждым учеником, несколько раз объяснить материал, ввести дополнительные задания на закрепление материала и т. д.
Самым проблематичным и трудоёмким при реализации данной программы является сам процесс дифференциации будущих первоклассников по классам с разноуровневыми программами (Рисунок 1).
На
«Школе будущего первоклассника» (подготовительные занятия перед поступлением в 1 класс) педагоги знакомятся с родителями, с будущими первоклассниками. На занятиях в процессе наблюдения, выполнения заданий становится очевидным уровень готовности каждого ребёнка к процессу школьного обучения. Полученные данные педагогов подкрепляются сведениями родителей о развитии ребёнка, портфолио ДОУ, мнением узких специалистов (психолога, логопеда, социального педагога школы). Окончательным этапом решения является согласие родителей (законных представителей) ребёнка на зачисление в класс определённой направленности, закрепляемое письменным заявлением.
Нами получен первый положительный опыт обучения первоклассников в разноуровневых классах:
- период адаптации первоклассников сократился вдвое;
- дети, подготовленные к школе, учатся с опережением;
-
«слабые ученики» имеют возможность повторить, отработать не усвоенную тему, а не отсиживаться первый год;
- учебная мотивация в классе ККО формируется за счёт возможности создания ситуации успеха и т.д.
Главное, реализуя уровневое обучение, мы создали условия каждому ученику для получения качественного образования.
Список литературы
1.
Конев, А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения Текст. / А.Н. Конев. М.: Просвещение, 1978. - 208 с.
2. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника / В.А. Крутецкий/ Интернет ресурс.
3. Макеева, С.Г. Обучение грамоте в классе с различной подготовленностью учащихся Текст. / С. Г. Макеева. Ярославль, 1995. -28 с.
4.
Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе Текст.: 2-е издание / И. М. Осмоловская. М.: МПСИ, 2005.
- 216 с.
5. Педагогическая энциклопедия: в 4
т. Текст. / гл. ред. И. А. Каиров
[и др.]. Т. 2. - М.: Энциклопедия, 2008. -912 с.
6. Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации"
от 29 декабря 2012 г. N 273 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.