12 ноября 2018г.
Недостаток современных эффективных и доступных технологий профессионального самоопределения затрудняет решение проблемы выбора профессии и траектории развития, с которой сталкивается каждый подросток в старших классах общеобразовательной школы.
Профессиональное самоопределение в подростковом возрасте осложнено тем, что принятие первого ответственного решения по выбору профессиональной деятельности происходит в условиях еще не завершенных процессов формирования идентичности и развития самосознания. В связи с этим особое значение приобретает активизация профессионального самоопределения подростков, то есть формирование готовности их личности к осознанному и ответственному выбору профессии, планированию, корректировке и реализации перспектив своего профессионального и карьерного развития на основе целенаправленного стимулирования самосознания и включения подростков в процесс моделирования профессиональных и карьерных перспектив.
Большим потенциалом в активизации профессионального самоопределения подростков обладают игровые технологии, так как позволяют моделировать сопоставимые с жизнью ситуации, побуждают учащихся к непроизвольной активности, конструктивному общению, рефлексии, создают пространство для самовыражения и развивают самосознание.
Настольная игра «ПрофХ» - это игровая педагогическая технология, направленная на активизацию профессионального самоопределения, которая позволяет пробудить у подростков интерес к осознанному выбору профессии и способствует выработке индивидуальной стратегии достижения профессионального успеха, а также стимулирует формирование необходимых компетенций (знаний, умений и навыков) для дальнейшей трудовой деятельности.
Настольная игра «ПрофХ» разработана специалистами АНО «Центра развития образовательных технологий» (г. Ижевск) А.Ю. Ефимовой, Н.И. Запольских и О.А. Бабушкиной в 2017 году.
В основу настольной игры «ПрофХ» как технологии положены идеи Е.А. Климова о личном профессиональном плане, методы активизации профессионального самоопределения Н.С. Пряжникова, принципы гуманистической теории А. Маслоу и К. Роджерса, концепция жизненного плана С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона. Также для разработки технологии использовались научные труды Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н.С. Чистяковой, П.Г. Щедровицкого, посвященные профессиональному самоопределению, и анализ игровых технологий, представленный в работах Г.К. Селевко, М.В Кларина, А.П. Панфиловой.
Настольная игра «ПрофХ» рассчитана по времени в среднем на 1,5–2 часа (2–3 школьных урока по 45 минут). Продолжительность игры зависит от некоторых позиций:
- от количества игроков (3 – 8 человек);
- от хода игры, складывающегося из индивидуальных стратегий всех игроков;
- от глубины рефлексии.
Игра рекомендуется детям с 12 лет. В нее также могут играть взрослые без ограничений по возрасту. Кроме того, игра подходит для смешанных возрастных групп.
Игра состоит из следующих элементов:
1) наборное игровое поле, включающее
- центральный круг в виде часов – символ времени как ключевой ограниченный ресурс;
- 5 карт образовательных организаций: центр дополнительного образования, колледж и 3 вуза;
- 15 карт профессий, на фронтальной части каждой из которых обозначены качества, необходимые для успешного трудоустройства на ту или иную работу, а сзади – краткая информация о существующих специализациях в той или иной профессии и интересный факт.
2) карты ресурсов: карты качеств, карты знаний, карты дипломов, денежные купюры игровой валюты профи.
3) фишки, которыми игроки обозначают свой текущий ход, игральная кость и жетоны, соответствующие цвету фишки, необходимой для обозначения приобретенного игроками опыта работы
Игра «ПрофХ» моделирует процесс индивидуального профессионального развития, включая этапы окончания школы, получения дипломов о среднем профессиональном и высшем образовании, трудоустройства и получения заработной платы.
Целью каждого игрока является выработка наиболее эффективной стратегии достижения профессионального успеха, которая приведет к победе – максимальному количеству заработанной игровой валюты.
В основе игры лежит метод самостоятельного выбора игрока. Каждый игрок выбирает стратегию игры с учетом личных качеств, имеющихся знаний и приобретаемого социального опыта для получения итоговых результатов.
В начале игры каждый получает четыре карты-качества, две карты-знания, и с помощью игральной кости определяется начальный финансовый капитал.
Ход получает каждый игрок поочередно. За один ход игрок может делать одно из четырех действий:
1) трудоустроиться при наличии определенных качеств и условий, (условие, позволяющее зарабатывать игровую валюту и приобретать опыт);
2) получить образование (условие, обеспечивающее развитие и выбор профессии);
3) получить базовые предметные знания (условие для получения образования);
4) получить или обменять качества, характеризующие профессию (условие для получения профессии и расширения выбора).
В игре возникают ситуации, при которых игроки вынуждены конкурировать за трудоустройство на работу по той или иной профессии, договариваться, привлекать на свою сторону других игроков, приводить доводы о взаимной выгоде в текущей ситуации.
Играя в ПрофХ, подростки «играют в жизнь» и прорабатывают ключевые для трудовой деятельности коммуникативные навыки, навыки целеполагания, системного мышления, аналитические и творческие способности.
К методам реализации настольной игры «ПрофХ» как интерактивной педагогической технологии относятся работа в группах (мозговой штурм, дебаты, дискуссии, ролевые игры) и обучающие игровые упражнения.
Помимо непосредственного проведения игры, согласно правилам, игровые элементы «ПрофХ» и ее дополнения могут использоваться также для углубленной профориентационной работы с подростками как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Настольная игра «ПрофХ» способствует решению педагогических задач:
- знакомить подростков с широким кругом профессий и специальностей, учебными заведениями и их спецификой, механизмами получения дополнительного, среднего профессионального и высшего образования;
- объяснять важность учета личных качеств, способностей и знаний при выборе профессии;
- определять наиболее подходящие профессии и специализации для подростков с учетом индивидуального набора личных качеств;
- выявлять ценностные ориентации и критерии самореализации подростков;
- прорабатывать индивидуальные траектории развития подростков в соответствии с предпочитаемыми ими профессиями;
- развивать умения конкурировать и договариваться, необходимые для дальнейшего трудоустройства и трудовой деятельности;
- проводить игротерапию, то есть использовать развивающий эффект игры для преодоления различных трудностей, возникающих у подростка в общении, поведении, учении;
- помогать подросткам в формировании самооценки, самосознания и в профессионального самоопределения;
- стимулировать интерес к образовательной и трудовой деятельности как сферы личностной самореализации.
В марте – июне 2018 года настольная игра «ПрофХ» прошла апробацию на базе 110 образовательных учреждений Удмуртской Республики. Согласно обобщенным данным, которые собраны и обработаны на текущий момент, 90% специалистов заявили, что в будущем намерены активно применять игру в профориентации учащихся. Более 60% педагогов и психологов отметили, что основная польза игры заключается в том, что она готовит подростков к профессиональной деятельности, моделируя сопоставимые с жизнью ситуации. В среднем 50-75% школьников, сыгравших в «ПрофХ» выразили желание сыграть в игру еще раз, 10-25% продемонстрировали свой интерес к продолжению профориентации в углубленном формате.
Предварительные результаты, полученные в ходе апробации настольной игры «ПрофХ», свидетельствуют о том, что она обладает существенным потенциалом в качестве инструмента повышения эффективности активизации профессионального самоопределения подростков, и обосновывают целесообразность дальнейшего развития этой игровой технологии.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2010 г. 672 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2011 г. 336 с.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2010 г. 356 с.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение М.: Просвещение, 2008 г. 384 с.
6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.