30 ноября 2016г.
Самостоятельная работа студентов – одна из важных составляющих учебного процесса в высшем учебном заведении. Данный вид деятельности позволяет сформировать у будущих специалистов такие качества как инициативность, любознательность, целеустремлённость, умение достигать поставленные цели, самостоятельность мышления, творческий подход к любому делу.
Самостоятельная работа как обязательный компонент деятельности студента разрабатывается к любому учебному курсу вузовского образования, исключением не является и дисциплина «Теория и история музыки». Данный курс предназначен для студентов-бакалавров направления подготовки «50.03.01. Искусства и гуманитарные науки», не имеющих музыкального образования.
Целью самостоятельной работы явилось овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, освоение опыта исследовательской деятельности.
К задачам самостоятельной работы мы отнесли:
освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также отдельных тем программы курса, отдельных вопросов тем программы курса и т.д.);
1) закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (выполнение контрольных работ);
2) освоить соответствующий понятийный аппарат дисциплины (освоение категорий, понятий, терминов, на которые преподаватель акцентирует внимание на лекциях).
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
1) самоконтроль и самооценка студента;
2) контроль и оценка со стороны преподавателя.
Самостоятельная работа студентов делится на два вида:
1) аудиторная;
2) внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа студентов организуется преподавателем и проходит под его непосредственным контролем. Данный вид самостоятельной работы предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий для последующего выполнения.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно- исследовательская работа бакалавров, выполняемая во внеурочное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, ее объем определяется учебным планом.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является:
1) уровень освоения учебного материала:
2) умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
3) полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме;
4) обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;
5) оформление отчетного материала в соответствии с заданными преподавателем требованиями.
Самостоятельная работа студентов при освоении учебного курса «Теория и история музыки» представлена следующими формами: «Подготовка к практическим (семинарским) занятиям, анализ научных источников по темам курса, составление опорных конспектов»; «Написание и защита докладов»; «Демонстрация результатов при выполнении индивидуальных заданий»; «Анализ музыкальных произведений».
Раскроем содержание данных форм, а также алгоритм действий студентов и критерии оценивания их деятельности.
1. Подготовка к практическим (семинарским) занятиям, анализ научных источников по темам курса, составление опорных конспектов.
Практические занятия по дисциплине рекомендуется проводить в форме семинаров.
Целями практических занятий являются:
1) закрепить теоретические знания;
2) получить навыки применения теории на примере решения практических задач,
3) помочь разобраться в трудных для понимания вопросах.
Задачами практических занятий стали (по А. М. Матюшкину):
1) формирование познавательной мотивации;
2) развитие самостоятельности мышления;
3) становление студента как будущего профессионала, владеющего языком изучаемой науки, умеющего решать поставленные интеллектуальные задачи, стремящегося поддерживать диалог.
Традиционно выделяют несколько видов (типов) семинаров: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним; семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем; семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
В процессе преподавания дисциплины «История и теория музыки» используются все типы семинаров. При этом каждый семинар предусматривает реализацию таких форм, методов и способов организации учебной деятельности, которые стимулируют познавательную активность студента, предполагают поисково-исследовательскую деятельность. Например, при проведении практических занятий используются как традиционные, давно известные в педагогической практике формы обучения – беседа, доклад студентов по жизнетворчеству композиторов; так и инновационные формы работы с обучающимися – дискуссия, работа в проблемных группах, исследовательская работа, проектная деятельность студентов и др.
Семинар выступает тем педагогическим пространством, в котором реализуются возможности продуктивного диалога студентов и преподавателя, студентов друг с другом, студентов – с полем культуры, реализуя принципы совместной деятельности.
По окончании курса студенты должны уметь логически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, четко и грамотно (устно и письменно) излагать необходимые знания отдельных вопросов по всем темам курса.
Подготовка к семинарским занятиям сопровождается анализом научных источников и составлением опорных конспектов.
Анализ научных текстов осуществляется в два этапа [1]:
1. Первичное ознакомление с научной литературой, которую следует начать с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко или даже целиком; им может быть монография, научная статья, учебник или учебное пособие.
2. Глубокое чтение и анализ, которые требуют более глубокого осмысления текста с обязательным конспектированием
При выборе книги или статьи для чтения целесообразно также установить степень сложности источника, она определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источников, можно более рационально спланировать их изучение, начав с более простых и постепенно переходя к более сложным.
Критерии оценивания анализа научных источников:
- глубина и полнота понимания текста;
- умение сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять главное;
- умение выделять концептуальные положения текста;
- умение делать выводы.
Конспект представляет собой краткое изложение текста, приспособленное к задачам исследования. В процессе конспектирования проводится анализ текста: обзорный, сравнительный, системный, проблемный, аспектный, критический, феноменологический, контент-анализ, герменевтический, комплексный, функциональный и др.
Критерии оценивания конспекта:
- краткость (не более 1/8 часть от первичного текста);
- целевая направленность;
- аналитичность;
- научная корректность;
- ясность, четкость, понятность.
2. Написание и защита докладов.
Очень часто на практических (семинарских) занятиях используется такая форма самостоятельной работы студентов как написание и защита докладов. При изучении курса «Теория и история музыки» подготовка доклада связана с анализом жизни и творчества наиболее известных зарубежных и отечественных композиторов-классиков.
Представляем алгоритм действий студентов при подготовке подобного доклада:
1. Познакомьтесь с жизнью и творчеством великих композиторов-классиков из предложенного списка, отметьте основные вехи их творчества.
2. Соотнесите эпоху, в которой жил композитор, с его творчеством, подумайте, отразилось ли время, в которое жил и творил композитор, а также факты его биографии в его произведениях.
3. Проанализируйте вклад композитора в мировую музыкальную культуру.
4. Подготовьте небольшое сообщение (15 мин.) и презентацию о жизни и творчестве композитора, убедитесь, что подготовленная информация носит познавательный характер, способствует развитию интереса слушателей.
Критерии оценивания защиты доклада
- полнота ответа; умение приводить примеры;
- логичность, последовательность ответа;
- умение обобщать, делать выводы;
- речевая культура.
3. Демонстрация результатов при выполнении индивидуальных заданий.
Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение специально разработанных заданий по учебному курсу «Теория и история музыки», которые могут выполняться в процессе проведения семинарских занятий под непосредственным контролем преподавателя или могут выступать в качестве домашнего задания. Приведем примеры таких заданий.
Задание №1. Соотнесение родственных понятий – «культура», «художественная культура», «музыкальная культура».
Алгоритм действий студентов.
1. Изучите рекомендованную литературу, выпишите определения ключевых понятий:«культура», художественная культура», «музыкальная культура».
2. Соотнесите данные понятия между собой, определите место музыкальной культуры в системе культуры.
Задание №2. Соотнесение понятий «музыкальная культура», «музыкальное искусство».
Алгоритм действий студентов.
1. Изучите рекомендованную литературу, выпишите определения понятий:«музыкальная культура», «музыкальное искусство».
2. Соотнесите понятия между собой, определите, какое понятие является более широким, обоснуйте «почему».
Задание №3. Анализ основных компонентов музыкальной культуры разных эпох.
Алгоритм действий студентов.
1. Изучите музыкальную культуру предложенной преподавателем эпохи.
2. Заполните таблицу:
Направления музыки
|
Специфические особенности:
|
|
Жанры:
|
Жанры:
|
Жанры:
|
Инструменты:
|
Инструменты:
|
Инструменты:
|
Композиторы
(композиторские школы):
|
Композиторы
(композиторские школы):
|
Композиторы (композиторские
школы):
|
Учреждения музыкальной
культуры
|
Учреждения музыкальной
культуры
|
Учреждения музыкальной
культуры
|
Задание №4. Ориентация в средствах музыкальной выразительности Алгоритм действий студентов.
1. Воспользуйтесь справочной литературой и музыкальной энциклопедией, выпишите основные средства музыкальной выразительности.
2. Заполните таблицу, внесите в правую колонку основные характеристики средств музыкальной выразительности, предложенные ниже.
Табл.
Средства музыкальной выразительности
|
Мелодия
Ритм Темп Динамика Лад Регистр
|
|
Характеристики: поступенная, высокий, плавный, минор, быстрый, громкая, низкий, скачкообразный, мажор, острый, тихая, медленная.
3. Проверьте правильность выполнения задания.
Задание №5. Ориентация в музыкальных инструментах симфонического оркестра.
Алгоритм действий студентов.
1. Воспользуйтесь справочной литературой и музыкальной энциклопедией, выпишите названия основных инструментов симфонического оркестра, запомните, как они выглядят, изучите способы их звукоизвлечения и тембры звучания.
2. Отберите из предложенного списка инструментов только те, которые относятся к симфоническому оркестру.
3. Распределите инструменты симфонического оркестра по группам, дайте этим группам соответствующие названия.
4. Проверьте правильность выполнения задания.
Список инструментов:
скрипка, балалайка, виолончель, альт, тромбон, гармонь, флейта, бубен, гобой, дудочки, кларнет, домбра, валторна, труба, трещотки, литавры, контрабас, гусли, тарелки, свистульки, фагот, барабан.
Задание №6. Ориентация в музыкальных инструментах симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
Алгоритм действий студентов.
1. Воспользуйтесь справочной литературой и музыкальной энциклопедией, выпишите основные инструменты симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, запомните, как они выглядят, изучите способы их звукоизвлечения и тембры звучания.
2. Изучите предложенный ниже список инструментов, распределите их на две группы – инструменты симфонического оркестра, народные инструменты.
3. Проверьте правильность выполнения задания.
Список инструментов:
скрипка, балалайка, виолончель, альт, тромбон, гармонь, флейта, бубен, гобой, дудочки, бандура, кларнет, труба, домбра, валторна, труба, трещотки, литавры, контрабас, гусли, тарелки, свистульки, фагот, барабан, маракасы.
4. Анализ музыкальных произведений.
К важным умениям, которые осваиваются в процессе изучения курса «История и теория музыки» относится умение осуществлять целостный анализ музыкальных произведений различных стилей и эпох. Это умение является неотъемлемым условием личного и профессионального роста, средством решения музыкально-педагогических задач.
Алгоритм действий студентов [2].
1. Сообщите общие сведения о композиторе.
2. Определите предпосылки появления произведения.
3. Подумайте, какую роль играет данное произведение в творчестве композитора. Сравните его с подобными жанрами в музыке.
4. Установите стиль или художественное направление, к которому относится данное произведение, его жанровую принадлежность.
5. Выявите главное настроение музыки.
6. Определите средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, ритм, динамика, регистр, темп, тембр; форму.
7. Проследите за развитием художественного образа.
8. Постарайтесь постичь главную идею произведения.
9. Сравните данное музыкальное произведение с другими видами искусства.
10. Оцените собственное отношение к данному произведению.
11. Подумайте, насколько значимо данное произведение сегодня.
Критерии оценки анализа музыкального произведения:
- выявлены культурно-исторические предпосылки появления музыкального произведения;
- определена основная идея музыкального произведения;
- определена принадлежность музыкального произведения к художественному стилю или направлению;
- определена принадлежность к жанру анализируемой музыки, месту и способу исполнения;
- установлена связь данного музыкального произведения с другими видами искусств;
- выявлена принадлежность анализируемого музыкального произведения к музыкальной форме;
- выявлены и охарактеризованы средства музыкальной выразительности, позволяющие раскрыть музыкальный образ произведения;
- выявлены сходство и различия музыкального произведения с подобными жанрами в музыке;
- раскрыто место музыкального произведения в творчестве композитора;
- обоснована значимость анализируемого музыкального произведения для современности;
- сформулированы свои впечатления от прослушанной музыки.
Таким образом, самостоятельная работа – важная составляющая процесса обучения студента-бакалавра. Она позволяет сформировать такие важные качества специалиста как инициативность, познавательную активность, творческое мышление, умение обходиться без посторонней помощи и др.
Разработанные задания позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов-бакалавров при освоении учебного курса «Теория и история музыки» и сформировать у них необходимые профессиональные качества.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. – СПБ.: Речь, 2008. – 175с.
2. Теория и методика музыкального образования: науч.-метод пособие для учителя музыки и студ. сред. и высш. учеб. завед. / Л.В. Школяр. – М.: Флинта-Наука, 1999.– 330 с.