Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «50.03.01 ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ»

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
30 ноября 2016г.

Самостоятельная работа студентов – одна из важных составляющих учебного процесса в высшем учебном заведении. Данный вид деятельности позволяет сформировать у будущих специалистов такие качества как инициативность, любознательность, целеустремлённость, умение достигать поставленные цели, самостоятельность мышления, творческий подход к любому делу.

Самостоятельная работа как обязательный компонент деятельности студента разрабатывается к любому учебному курсу вузовского образования, исключением не является и дисциплина «Теория и история музыки». Данный курс предназначен для студентов-бакалавров направления подготовки «50.03.01. Искусства и гуманитарные науки», не имеющих музыкального образования.

Целью самостоятельной работы явилось овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, освоение опыта исследовательской деятельности.

К задачам самостоятельной работы мы отнесли:

 

освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также отдельных тем программы курса, отдельных вопросов тем программы курса и т.д.);

1)      закрепить      знания      теоретического      материала,      используя      необходимый инструментарий, практическим путем (выполнение контрольных работ);

2)     освоить соответствующий понятийный аппарат дисциплины (освоение категорий, понятий, терминов, на которые преподаватель акцентирует внимание на лекциях).

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

1)      самоконтроль и самооценка студента;

 2)      контроль и оценка со стороны преподавателя.

 

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

 

1)      аудиторная;

 2)      внеаудиторная.

 

Аудиторная самостоятельная работа студентов организуется преподавателем и проходит под его непосредственным контролем. Данный вид самостоятельной работы предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий для последующего выполнения.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно- исследовательская работа бакалавров, выполняемая во внеурочное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, ее объем определяется учебным планом.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является:

 

1)      уровень освоения учебного материала:

 2)      умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

3)      полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме;

 4)      обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

 5)      оформление отчетного материала в соответствии с заданными преподавателем требованиями.

Самостоятельная работа студентов при освоении учебного курса «Теория и история музыки» представлена следующими формами: «Подготовка к практическим (семинарским) занятиям, анализ научных источников по темам курса, составление опорных конспектов»; «Написание и защита докладов»; «Демонстрация результатов при выполнении индивидуальных заданий»; «Анализ музыкальных произведений».

 

Раскроем содержание данных форм, а также алгоритм действий студентов и критерии оценивания их деятельности.




1.      Подготовка к практическим (семинарским) занятиям, анализ научных источников по темам курса, составление опорных конспектов.

Практические    занятия    по    дисциплине   рекомендуется    проводить    в    форме семинаров.

 

Целями практических занятий являются:

 

1)      закрепить теоретические знания;

 2)      получить навыки применения теории на примере решения практических задач,

 3)      помочь разобраться в трудных для понимания вопросах.

 

Задачами практических занятий стали (по А. М. Матюшкину):

 1)      формирование познавательной мотивации;

2)      развитие самостоятельности мышления;

 3)      становление студента как будущего профессионала, владеющего языком изучаемой науки, умеющего решать поставленные интеллектуальные задачи, стремящегося поддерживать диалог.

Традиционно выделяют несколько видов (типов) семинаров: семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним; семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем; семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

В процессе преподавания дисциплины «История и теория музыки» используются все типы семинаров. При этом каждый семинар предусматривает реализацию таких форм, методов и способов организации учебной деятельности, которые стимулируют познавательную активность студента, предполагают поисково-исследовательскую деятельность. Например, при проведении практических занятий используются как традиционные, давно известные в педагогической практике формы обучения – беседа, доклад студентов по жизнетворчеству композиторов; так и инновационные формы работы с обучающимися – дискуссия, работа в проблемных группах, исследовательская работа, проектная деятельность студентов и др.

Семинар выступает тем педагогическим пространством, в котором реализуются возможности продуктивного диалога студентов и преподавателя, студентов друг с другом, студентов – с полем культуры, реализуя принципы совместной деятельности.

По окончании курса студенты должны уметь логически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, четко и грамотно (устно и письменно) излагать необходимые знания отдельных вопросов по всем темам курса.

Подготовка к семинарским занятиям сопровождается анализом научных источников и составлением опорных конспектов.

Анализ научных текстов осуществляется в два этапа [1]:

 1.      Первичное ознакомление с научной литературой, которую следует начать с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко или даже целиком; им может быть монография, научная статья, учебник или учебное пособие.

2.      Глубокое чтение и анализ, которые требуют более глубокого осмысления текста с обязательным конспектированием

При выборе книги или статьи для чтения целесообразно также установить степень сложности источника, она определяется по количеству непонятных, малознакомых и незнакомых терминов, по наличию неясных положений и утверждений, по сложной конструкции предложений. Определив степень сложности источников, можно более рационально спланировать их изучение, начав с более простых и постепенно переходя к более сложным.

Критерии оценивания анализа научных источников:

 

- глубина и полнота понимания текста;

 - умение сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять главное;

 - умение выделять концептуальные положения текста;

 - умение делать выводы.

 

Конспект представляет собой краткое изложение текста, приспособленное к задачам исследования. В процессе конспектирования проводится анализ текста: обзорный, сравнительный, системный, проблемный, аспектный, критический, феноменологический, контент-анализ, герменевтический, комплексный, функциональный и др.

Критерии оценивания конспекта:

 

- краткость (не более 1/8 часть от первичного текста);

 - целевая направленность;

 - аналитичность;

 - научная корректность;

 - ясность, четкость, понятность.

 

2. Написание и защита докладов.

 

 

Очень часто на практических (семинарских) занятиях используется такая форма самостоятельной работы студентов как написание и защита докладов. При изучении курса «Теория и история музыки» подготовка доклада связана с анализом жизни и творчества наиболее известных зарубежных и отечественных композиторов-классиков.

Представляем алгоритм действий студентов при подготовке подобного доклада:

 

1.      Познакомьтесь с жизнью и творчеством великих композиторов-классиков из предложенного списка, отметьте основные вехи их творчества.

2.      Соотнесите эпоху, в которой жил композитор, с его творчеством, подумайте, отразилось ли время, в которое жил и творил композитор, а также факты его биографии в его произведениях.

3.      Проанализируйте вклад композитора в мировую музыкальную культуру.

 4.      Подготовьте небольшое сообщение (15 мин.) и презентацию о жизни и творчестве композитора, убедитесь, что подготовленная информация носит познавательный характер, способствует развитию интереса слушателей.

Критерии оценивания защиты доклада

- полнота ответа; умение приводить примеры;

 - логичность, последовательность ответа;

 - умение обобщать, делать выводы;

 - речевая культура.

 

3. Демонстрация результатов при выполнении индивидуальных заданий.

 Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение специально разработанных заданий по учебному курсу «Теория и история музыки», которые могут выполняться в процессе проведения семинарских занятий под непосредственным контролем преподавателя или могут выступать в качестве домашнего задания. Приведем примеры таких заданий.

Задание       №1.      Соотнесение      родственных      понятий       –      «культура», «художественная культура», «музыкальная культура».

 

Алгоритм действий студентов.

 

1.      Изучите рекомендованную литературу, выпишите определения ключевых понятий:«культура», художественная культура», «музыкальная культура».

 2.      Соотнесите данные понятия между собой, определите место музыкальной культуры в системе культуры.

Задание №2. Соотнесение понятий «музыкальная культура», «музыкальное искусство».

Алгоритм действий студентов.


1.      Изучите     рекомендованную     литературу,     выпишите     определения     понятий:«музыкальная культура», «музыкальное искусство».

 2.      Соотнесите понятия между собой, определите, какое понятие является более широким, обоснуйте «почему».

Задание №3. Анализ основных компонентов музыкальной культуры разных эпох.

Алгоритм действий студентов.


1.      Изучите музыкальную культуру предложенной преподавателем эпохи.

 2.      Заполните таблицу:

 

Направления музыки

Специфические особенности:

Жанры:

Жанры:

Жанры:

Инструменты:

Инструменты:

Инструменты:

Композиторы

(композиторские школы):

Композиторы

(композиторские школы):

Композиторы (композиторские

школы):

Учреждения музыкальной

культуры

Учреждения музыкальной

культуры

Учреждения музыкальной

культуры

 

Задание №4. Ориентация в средствах музыкальной выразительности Алгоритм действий студентов.

1.      Воспользуйтесь справочной литературой и музыкальной энциклопедией, выпишите основные средства музыкальной выразительности.

 2.      Заполните таблицу, внесите в правую колонку основные характеристики средств музыкальной выразительности, предложенные ниже.

Табл.

 

Средства музыкальной выразительности

Мелодия

Ритм Темп Динамика Лад Регистр

 

 

Характеристики: поступенная, высокий, плавный, минор, быстрый, громкая, низкий, скачкообразный, мажор, острый, тихая, медленная.

3.      Проверьте правильность выполнения задания.

 

Задание №5. Ориентация в музыкальных инструментах симфонического оркестра.

Алгоритм действий студентов.

 1.      Воспользуйтесь справочной литературой и музыкальной энциклопедией, выпишите названия основных инструментов симфонического оркестра, запомните, как они выглядят, изучите способы их звукоизвлечения и тембры звучания.

2.      Отберите из предложенного списка инструментов только те, которые относятся к симфоническому оркестру.

3.      Распределите инструменты симфонического оркестра по группам, дайте этим группам соответствующие названия.

4.      Проверьте правильность выполнения задания.

 

Список инструментов:

 

скрипка, балалайка, виолончель, альт, тромбон, гармонь, флейта, бубен, гобой, дудочки, кларнет, домбра, валторна, труба, трещотки, литавры, контрабас, гусли, тарелки, свистульки, фагот, барабан.

Задание №6. Ориентация в музыкальных инструментах симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

Алгоритм действий студентов. 

1.      Воспользуйтесь справочной литературой и музыкальной энциклопедией, выпишите основные инструменты симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, запомните, как они выглядят, изучите способы их звукоизвлечения и тембры звучания.

2.      Изучите предложенный ниже список инструментов, распределите их на две группы – инструменты симфонического оркестра, народные инструменты.

3.      Проверьте правильность выполнения задания. 

Список инструментов:

 скрипка, балалайка, виолончель, альт, тромбон, гармонь, флейта, бубен, гобой, дудочки, бандура, кларнет, труба, домбра, валторна, труба, трещотки, литавры, контрабас, гусли, тарелки, свистульки, фагот, барабан, маракасы.

4. Анализ музыкальных произведений.

 

К важным умениям, которые осваиваются в процессе изучения курса «История и теория музыки» относится умение осуществлять целостный анализ музыкальных произведений различных стилей и эпох. Это умение является неотъемлемым условием личного и профессионального роста, средством решения музыкально-педагогических задач.




Алгоритм действий студентов [2].

 

 

1.      Сообщите общие сведения о композиторе.

 2.      Определите предпосылки появления произведения.

 3.      Подумайте, какую роль играет данное произведение в творчестве композитора. Сравните его с подобными жанрами в музыке.

 4.      Установите стиль или художественное направление, к которому относится данное произведение, его жанровую принадлежность.

5.      Выявите главное настроение музыки.

 6.      Определите  средства  музыкальной  выразительности:  мелодия,  лад,  ритм, динамика, регистр, темп, тембр; форму.

7.      Проследите за развитием художественного образа.

 8.      Постарайтесь постичь главную идею произведения.

 9.      Сравните данное музыкальное произведение с другими видами искусства.

 10. Оцените собственное отношение к данному произведению.

 11.    Подумайте, насколько значимо данное произведение сегодня. 

Критерии оценки анализа музыкального произведения:

 

-        выявлены   культурно-исторические    предпосылки   появления    музыкального произведения;

- определена основная идея музыкального произведения; 

-     определена принадлежность музыкального произведения к художественному стилю или направлению;

-    определена принадлежность к жанру анализируемой музыки, месту и способу исполнения;

-     установлена связь данного музыкального произведения с      другими видами искусств;

-        выявлена   принадлежность   анализируемого    музыкального    произведения   к музыкальной форме;

-         выявлены    и    охарактеризованы    средства    музыкальной    выразительности, позволяющие раскрыть музыкальный образ произведения;

-           выявлены сходство и различия музыкального произведения с подобными жанрами в музыке;

- раскрыто место музыкального произведения в творчестве композитора;

 -        обоснована    значимость    анализируемого    музыкального    произведения    для современности;

- сформулированы свои впечатления от прослушанной музыки.

 Таким образом, самостоятельная работа – важная составляющая процесса обучения студента-бакалавра. Она позволяет сформировать такие важные качества специалиста как инициативность, познавательную активность, творческое мышление, умение обходиться без посторонней помощи и др.

Разработанные задания позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов-бакалавров при освоении учебного курса «Теория и история музыки» и сформировать у них необходимые профессиональные качества.

 

 

Список литературы

 

 

1.      Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную  работу. – СПБ.: Речь, 2008. – 175с.

2.      Теория и методика музыкального образования: науч.-метод пособие для учителя музыки и студ. сред. и высш. учеб. завед. / Л.В. Школяр. – М.: Флинта-Наука, 1999.– 330 с.