Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ БЕСЕД ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Смоленск
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Детские художественные школы являются одним из важных звеньев системы дополнительного образования в современной России. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» определяют задачи и содержание образовательного процесса в рамках данной программы. В указанном документе ставится задача воспитания у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов. Кроме того, отмечается необходимость формирования у детей эстетических взглядов и потребности общения с духовными ценностями; развития «умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности» [3]. Беседы об изобразительном искусстве - одной из форм работы, непосредственно направленной на решение этих  задач.  Именно  беседы  об  изобразительном  искусстве      призваны  сформировать  комплекс первоначальных знаний об искусстве, дать знание особенностей языка различных видов искусства и первичные навыки анализа произведения искусства; развить навыки восприятия художественного образа.

Особенности восприятия искусства – это проблема, к которой в своих работах обращались и продолжают обращаться философы (H.H. Бердяев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман), искусствоведы (В.Р. Виппер, С.М. Даниэль, С.Х. Раппопорт), психологи (Л.С. Выготский, Г.Н. Кудина, A.A. Мелик-Пашаев и другие), педагоги (Д.Б. Кабалевский, H.A. Ветлугина, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Б.П. Юсов и другие). При этом «феномен художественного восприятия раскрывается в работах современных исследователей как творческий процесс создания и воссоздания художественного образа, как процесс диалога художника с окружающим миром и воображаемым зрителем, а зрителя (читателя, слушателя) - с автором произведения» [2].

Е.М. Марченко, исследуя вопросы адекватного восприятия произведений разных видов искусства учащимися, отмечает: «Адекватно воспринять, уловить основной «эмоциональный тон», «идею-чувство», или «господствующий строй чувств» (Ф. Шиллер), выраженный в художественной форме пафос произведений разных видов искусства и, благодаря этому, «унаследовать» заключенные в них общечеловеческие ценности - вот что является необходимым условием полноценного художественного восприятия» [2].

При подготовке к проведению бесед по изобразительному искусству в ДХШ мы считаем важным сформировать у студентов-магистрантов понимание главной цели беседы по искусству. Эта цель не зависит от тематики конкретной беседы, так как заключается в решении фундаментальной задачи развития навыков полноценного художественного восприятия. В ходе проводимых бесед важно систематически учить ребенка понимать особенности образного языка изобразительного искусства, готовить к самостоятельным встречам с произведениями живописи, графики или скульптуры на выставках и в музеях. Выделение главной цели позволяет конкретизировать как содержательную часть проводимой беседы в целом, так и содержание рассказа педагога по картине, характер вопросов к детской аудитории, подход к отбору рассматриваемых в ходе беседы произведений.

Одним из важных моментов подготовки студента-магистранта к проведению занятия является разработка содержания самой первой, вступительной части беседы. Задача данного этапа - настроить детскую аудиторию на встречу с замечательным художником или произведением искусства. В решении указанной задачи поможет постановка пусть небольшой, но активизирующей внимание детей проблемы. При этом можно использовать прием сравнения нескольких произведений между собой, высказывания критиков или современников о творчестве художника и т.д.

Другим важным аспектом, на который необходимо обратить серьезное внимание при подготовке студентом-магистрантом беседы, является отбор произведений для показа ученикам в ходе беседы. Целесообразно сосредоточиться на анализе работ, наиболее полно раскрывающих «творческое лицо» мастера. Другие работы художника могут быть представлены «калейдоскопом» в заключительной части беседы, как бы углубляя и расширяя представления учащихся в рамках предлагаемой темы. Важно, чтобы все рассматриваемые художественные произведения по своему внутреннему содержанию и по средствам создания выразительного изображения были доступны пониманию учащихся конкретной возрастной группы. Решая познакомить детей с отдельным произведением или творчеством конкретного художника, педагог должен учитывать и качество имеющихся у него репродукций или слайдов. Изменение цвета и тона, формата и размера картины всегда стоит на грани искажения замысла художника. Со стороны авторского почерка изменение размера картины также сказывается отрицательно: на репродукциях и слайдах почти не чувствуется мощная, почти грубая кладка красочного слоя, размах и широта, с которым написаны одни полотна, и мягкая, гладкая манера выполнения других. Часто искажается цветовая гамма всей картины или оттенки одного цвета. При уменьшении теряется и сама сила цветовых пятен, точно рассчитанная художником в размере полотна. Чем лучше качество репродукции или слайда, чем ближе они к оригиналу, тем больше шансов на эмоциональное восприятие данных работ юными зрителями.

Отдельные недостатки в качестве воспроизведения картины или гравюры можно попытаться преодолеть с помощью слова. То, что ребёнок не может увидеть по репродукции, может быть «дорисовано» ярким и выразительным рассказом педагога. Задача учителя при этом – передать ученикам часть собственного восприятия картины, о которой идёт речь на занятии, часть своего восхищения и наслаждения от общения с прекрасным.

Следующий этап подготовки беседы заключается в разработке рассказа по картинам или скульптурам, знакомство с которыми планируется в ходе беседы. Рассказ, сопровождающий просмотр произведения, призван способствовать как углублению видения учащимися отдельной работы, так и развитию навыков полноценного восприятия произведений изобразительного искусства в целом. Содержание рассказа педагога, с нашей точки зрения, должно быть направлено на решение двух задач: а) учить видеть за изображенным сюжетом (мотивом) те мысли и чувства, которыми художник стремился поделиться со зрителем, то есть «внутреннее содержание» произведения; б) учить видеть мастерство, с которым художник решил поставленную перед собой задачу, то есть создал форму художественного произведения. Раскрытие в рассказе педагога «внутреннего содержания» произведения изобразительного искусства помогает ребёнку действительно оценить мастерство художника в выборе средств создания выразительного изображения. В свою очередь, рассмотрение наиболее выразительных элементов формы произведения помогает учащимся лучше понять мысли и чувства автора. Главной целью преподавателя в процессе анализа со школьниками таких элементов формы, как сюжет или мотив, образы отдельных героев и выразительные детали, композиция, цветовое и тональное решение полотна, манера исполнения и материал, является раскрытие их роли в реализации авторского замысла. Естественно, что при рассмотрении различных художественных произведений и в работе с детьми разного возраста, разным будет и круг тех элементов формы, на которые педагог обращает внимание учащихся.

Кроме того, студентов-магистрантов необходимо познакомить с приемами, позволяющими помочь ученикам полнее увидеть и оценить художественное произведение. Можно выделить следующие приемы:

1)    показ последовательности работы художника над композицией будущей работы, над отдельными образами и деталями, что позволит учащимся оценить выразительность этих элементов в окончательном варианте произведения;

2)    использование музыкальных отрывков и стихов, близких по образному звучанию рассматриваемой работе, что способствует более глубокому пониманию «внутреннего содержания» картины или скульптуры; З) знакомство с творческим обликом художника и основными направлениями его поисков, что будет способствовать более глубокому пониманию детьми волнующих автора проблем, его индивидуальной манеры;

4)   сравнение рассматриваемого произведения с работами других художников на аналогичную тему или документальными материалами;

5)    использование высказываний самого художника о тех задачах, которые он ставил перед собой при создании данной работы и т.д.

Основой любой беседы является диалог. Характер вопросов учителя к детской аудитории имеет большое значение, активизирует и направляет процесс  художественного восприятия. Студент-магистрант должен уметь правильно сформулировать вопросы, задаваемые учащимся. Характер вопросов играет важную роль в формировании полноценного художественного восприятия. Цель разрабатываемых в ходе подготовки беседы вопросов состоит в том, чтобы учить детей чувствовать за изображенным «внутреннее содержание» художественного произведения, а также учить видеть роль того или иного элемента формы в создании образа, передаче характера, настроения.

Например, при рассмотрении с учениками младшего возраста картины В. Васнецова «Алёнушка» может быть рекомендован следующий ряд вопросов: Какое чувство вызывает у вас картина (радостное, грустное или тревожное)? Как бы вы назвали данную картину? Как выбранные художником поза и выражение лица девушки помогают создать настроение грусти и одиночества? Созвучна ли окружающая природа настроению Аленушки? Какие цвета использовал художник: яркие, радостные или приглушенные и тревожные? Случайно ли художник выбрал темные и холодные цвета для изображения леса и озера?

Последний этап беседы, также требующий серьезного внимания при ее подготовке - итоговая часть, направленная на повторение и закрепление материала, проверку знаний учащихся. В качестве форм организации здесь можно использовать и фронтальный опрос, и небольшое сочинение, и игровые задания для групп учащихся (собрать произведение из фрагментов мозаики, выбрать из 10-l5 репродукций картины одного автора, распределить репродукции картин по жанрам и т.д.).

Рассмотренные выше моменты являются лишь начальной базой в деятельности молодого педагога при решении такой сложной задачи как подготовка и проведение бесед по изобразительному искусству в детской художественной школе. Многое зависит от личности самого педагога, его творческих поисков и находок в этой области, от неформального и заинтересованного подхода к делу, знания своих учеников и понимания изобразительного искусства в целом.



Список литературы

 

1.       Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.- М.: Знание, 1988.

2.       Марченко Е.М. К проблеме адекватного восприятия произведений разных видов искусства учащимися                            младшего       школьного       и       подросткового      возраста.             http://www.art- education.ru/electronic-journal/k-probleme-adekvatnogo-vospriyatiya-proizvedeniy-raznyh-vidov- iskusstva (дата обращения 29.08.2017).

3.       Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». http://Consultant.rudocument/cons_doc_LAW_127661/(дата обращения 29.08.2017)