12 ноября 2018г.
В рамках расширения сферы международного сотрудничества вузы пересматривают свои цели и стратегии развития, технологии обучения студентов, результаты образовательной продукции. Университет рассматривается как научно-образовательное пространство интернационализации образования, межконфессионального и формирования планетарного мышления, индивидуальной творческой самореализации в векторе индивидуальных траекторий и информационных коммуникаций, обеспечивающее становление компетентного, конкурентоспособного выпускника. Кабардино-Балкарский государственный университет (КБГУ) в Северо-Кавказском федеральном округе является вузом, в котором осуществляется подготовка конкурентоспособных выпускников в рамках российско-азиатского сотрудничества для различных отраслей (образование, медицина, природосбережение и др.), готовых на научной основе творчески решать задачи модернизации производственной, технической, социальной, образовательных и иных сфер жизнедеятельности. Подготовка конкурентоспособного выпускника вуза, обладающего высоким уровнем профессиональных компетенций, готового работать в инновационном режиме, владеющего современными информационно-коммуникативными технологиями, открывает возможности выпускнику трудоустроиться на международном рынке труда.
Многонациональная среда жизни людей создает предпосылки для активных коммуникаций с носителями другого языка, изменяет сознание людей в процессе социокультурных коммуникаций, поддерживает равновесие культурного разнообразия мира, стабильность в образовательной, профессиональной и социальной среде. В этих условиях инновационные процессы вуза связаны, с одной стороны, с культивированием и воспроизводством лучших традиций и ценностей культуры стран вузов- партнеров, а с другой стороны, определять общие идеи, ценности и принципы подготовки бакалавров в рамках российско-азиатского сотрудничества вузов (компетентностный подход, балльно-рейтинговая система, конкурентоспособность и др.). Анализ социокультурной ситуации стран российско-азиатского сотрудничества и образовательной политики вузов-партнеров позволил выявить специфические особенности их деятельности и определить общие подходы к подготовке бакалавров по направлениям инженерно-технического и естественно-научных профилей подготовки.
В рамках реализации российско-азиатского сотрудничества вузы-партнеры определили общую миссию совместной деятельности в подготовке конкурентоспособного выпускника вуза:
– служить добросовестно и честно человеку и обществу, формировать будущее и способствовать поиску цивилизованных путей к гуманному будущему;
– активно участвовать в решении крупных проблем мирового и регионального масштаба и нести ответственность за свои профессиональные действия;
– формировать компетентных, образованных, культурных, толерантных граждан мира, способных к непрерывному образованию, к предпринимательской и инновационной деятельности, к сохранению и воспроизводству общенациональных ценностей (мира, природы, культуры и т.п.);
– способствовать продвижению российских образовательных услуг на российско-азиатском рынке и повышение престижа российского высшего образования за рубежом.
Цель деятельности университета представляет идеальное мысленное предвосхищение результата – достижение и поддержание высшего мирового уровня качества предоставления образовательных услуг и подготовки кадров, соответствующим квалификационным международным стандартам. Стратегическая цель деятельности КБГУ в рамках российско-азиатского сотрудничества состоит в подготовке конкурентоспособного выпускника вуза, способного работать на российском и международном рынках труда в многонациональном и многоконфессиональном профессиональном сообществе.
Развитие системы российско-азиатского сотрудничества на основе договора с вузами-партнерами по подготовке конкурентоспособных выпускников обусловило необходимость постановки и решения стратегических задач университета:
1. Интернационализация российского образования на международный рынок труда путем формирования конкурентоспособного имиджа университета, расширения сферы образовательных услуг, подготовки конкурентоспособных выпускников вуза, соответствующих международным требованиям качества и специфике производства стран, входящих в российско-азиатское сотрудничество.
2. Модернизация содержания высшего профессионального образования (технического и естественнонаучного) на основе гуманитарного, междисциплинарного, модульного, интегративного подходов, раскрывающего общечеловеческие ценности, специфику национальных ценностей и средств производства, развивающего творческий планетарный тип мышления студента, подготавливающего выпускника вуза к профессиональной самореализации на международном рынке труда.
3. Разработка инновационных образовательных технологий (проектных, информационно- коммуникативных, проблемно-поисковых и т.п.) профессиональной подготовки студентов, приближающих и сокращающих разрыв между теорией и практикой в период обучения в вузе, формирующих опыт профессиональной деятельности на производствах и базах вузов-партнеров, входящих в российско- азиатское сотрудничество.
4. Обеспечение гибкости и мобильности выпускников вуза на российском и международном рынках труда на основе взаимозаменяемых модулей специальных дисциплин и увеличения объемов содержания языковой подготовки студентов и преподавателей.
5. Обеспечение студентам возможностей определения индивидуальной образовательной траектории в формировании конкурентоспособности на рынке труда в одной или несколько профессиональных областях.
6. Создание единого телекоммуникационного образовательного пространства и взаимодействия с вузами-партнерами для эффективного доступа в общероссийскую и мировую сеть и подготовки конкурентоспособного выпускника вуза.
7. Разработка совместно организационной структуры управления образовательным процессом подготовки конкурентоспособного выпускника вуза в рамках российско-азиатского сотрудничества.
Приоритетными направлениями деятельности КБГУ в решении задач российско-азиатского сотрудничества в подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями и социально-коммуникативными способностями, являются:
– модернизация целей, стратегий развития профессионального содержания образования и технологий подготовки конкурентоспособного выпускника вуза на основе компетентностного и интеграционных подходов;
– разработка паспортов компетенций бакалавров (инженеров и экологов) по направлениям инженерно-технического и естественно-научных профилей подготовки, соответствующих современным международным требованиям в рамках российско-азиатского сотрудничества;
– интеграция гуманитарной составляющей в содержание технического и естественнонаучного образования (ценностей культур – российской и азиатской, информационно-коммуникативных средств общения, проективных видов деятельности по сохранению среды жизни человека, инновационных средств производства и т.п.);
– создание конкурентно-развивающей среды вуза, обеспечивающей подготовку конкурентоспособного специалиста, готового к инновационной деятельности на производстве и непрерывному самообразованию, нести ответственность за результаты профессиональной деятельности и уважительно относиться к традициям национальной культуры страны, владеющего способами толерантного общения в профессиональной многонациональной среде;
– моделирование производственной практики как среды профессионального российско-азиатского сотрудничества, корпоративной профессиональной творческой деятельности студентов, трансфера и внедрения инновационных технологий в производство, научного поиска нового знания в иной культуре, воспитания опыта общения в многонациональном сообществе и формирования планетарного типа мышления;
– создание организационной структуры управления развитием российско-азиатского сотрудничества, обеспечивающего подготовку конкурентоспособного выпускника в вузах-партнерах.
Таким образом, интеграция российской высшей школы в мировое образовательное пространство предполагает сближение ее профессионально-образовательных систем с аналогичными структурами ведущих стран мира, а также равные партнерские отношения и взаимообогащение.