Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Брянск
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Педагогика высшей школы – это наука о способах формирования специалиста высшей квалификации, ориентированного на трудовую деятельность в определенной, выбранной им сфере.

Если рассматривать педагогику высшей школы как науку об образовании и воспитании студенчества, то  в качестве основной категории этой науки можно принять категорию под названием «образование». Эта категория определяется как минимум тремя составляющими:

1)   получение знаний, умений, навыков; 2) формирование мировоззрения студента; 3) развитие и стимулирование познавательной деятельности обучающихся.

Образование – это не просто сумма знаний, умений и навыков. В большей степени, это способность мыслить самостоятельно, анализировать известные факты, формулировать и решать задачи в своей профессиональной области.

Существует тесная связь между педагогикой и методикой преподавания любых дисциплин, в том числе и математических, так как невозможно сформировать профессионально грамотную личность с высокими моральными качествами, если процессы обучения, воспитания, стимулирования познавательной деятельности не будут гармонизированы.

На протяжении многих лет авторы доклада работают над совершенствованием преподавания математических дисциплин в техническом вузе.

Как известно, процесс обучения в высшей школе складывается из нескольких компонентов: лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы, текущего и итогового контроля знаний.

Лекция – это один из основных обучающих этапов в математическом образовании. Вопросы «Чему учить» и «Как учить» по-прежнему актуальны, также как актуальна дискуссия о соотношении строгости и доступности в изложении сложных математических разделов, которые, с одной стороны, требуют достаточно аргументированного доказательного изложения, с другой стороны, должны быть поняты большинством обучающихся. Эта дискуссия охватила не только педагогическое сообщество, но также по проблеме высказались серьезные ученые этой области науки. Например, венгерский математик, специалист в области теории чисел, математической статистики, теории принятия решений Д. Пойа писал: «Прежде всего учащийся должен быть убежден, что доказательства заслуживают того, чтобы их изучали, это они необходимы ... Цель юридического доказательства состоит в том, чтобы устранить сомнения, – но именно такова и самая очевидная, и самая естественная цель математического доказательства. Только математику- профессионалу ... может доставить удовольствие формальное обоснование каждого шага длинной цепочки рассуждений».

Тем не менее, традиционная лекция в процессе изучения математических дисциплин по-прежнему остается главным источников информации для студентов. Учитывая, что на больших лекционных потоках обучаются студенты с различной базовой подготовкой и с далеко неодинаковой мотивацией познавательной деятельности, от лектора требуется большая систематизация и визуализация изучаемого материала. Авторы доклада в процессе преподавания часто прибегают к так называемому опорному конспекту или каким-либо наглядным таблицам. Приведем пример фрагмента опорного конспекта и его визуализации по теме векторной алгебры, изучаемой студентами первого курса в первом учебном семестре.


Конечно наибольший эффект достигается тогда, когда и опорный конспект, и визуализация лекционного материала выполняется студентами самостоятельно, например, подготовка к практическому занятию по данной теме.

Сами практические занятия в современных условиях также требуют внедрения современных образовательных технологий. Это может быть работа в микрогруппах, использование наиболее успевающих студентов в качестве консультантов для менее успешных и разноуровневая направленность в процессе приобретения практических навыков в решении задач.

Последнее может обеспечиваться наличием у преподавателя большого набора индивидуальных заданий разного уровня сложности.

Учитывая, что учебные планы математических дисциплин предполагают увеличение часов на самостоятельную работу студентов за счет уменьшения аудиторных занятий, особую роль играет организация текущего и особенно итогового контроля знаний.

Традиционно в высшей школе итоговый контроль осуществляется в виде экзамена, однако формы его проведения в настоящее время также нуждаются в совершенствовании.

Экзамен – это проверка конечных результатов обучения, выявление степени овладения студентами системой знаний, умений и навыков, полученных при изучении дисциплины. Нередко на оценку преподавателя влияют его личные установки по отношению к конкретному студенту, впечатления от общения с ним, его внешний вид, поведение на экзамене и другие факторы, условно называемые эмоциональной составляющей. Поэтому вместо традиционного, достаточно субъективного, метода оценки знаний и умений всё чаще используется объективный стандартизованный метод тестирования.

Мы используем смешанную форму проведения экзамена: вначале студенты выполняют письменную часть, а затем проводится устное собеседование. Письменная часть экзамена состоит в выполнении студентами тестовых заданий.

Тестовая технология диагностики знаний получает широкое признание, т.к. обладает многими преимуществами:

1) с помощью теста проверяется знание материала по всему содержанию дисциплины, а не отдельных его фрагментов;

2) стандартизированная процедура проведения контроля обеспечивает равные условия и единые критерии оценивания для всех экзаменуемых;

3) результат контроля объективен, потому что ответы экзаменуемого сравниваются с эталоном и отсутствуют субъективные факторы, влияющие на оценку;

4) уменьшается физическая и психологическая нагрузка на экзаменатора.

Вместе с тем тестовая форма контроля имеет и недостатки, которые нельзя игнорировать при проведении экзамена. Отсутствие непосредственного контакта между экзаменатором и экзаменуемым повышает вероятность влияния на результат случайных факторов. Например, невозможно учесть случайные ошибки, вызванные неправильным пониманием задания. С помощью тестов невозможно проверить глубинное понимание предмета и овладение соответствующим стилем мышления, способность отстаивать свою точку зрения, использовать знания для анализа и решения нестандартных задач, умение объединять знания в единую систему. А ведь всё это является показателем перехода на более высокий уровень умственной деятельности – уровень переноса (трансформации) знаний, проявлением творчества. Поэтому после выполнения теста проводится устное собеседование экзаменатора с каждым студентом.

Как правило студент идёт на экзамен с ожиданием определённого результата, поэтому от экзаменатора требуется высокий уровень профессиональной грамотности, логической культуры и педагогического мастерства. его оценка должна быть обоснованной, мотивированной и убеждающей. Ответ студента должен быть охарактеризован по критериям соответствия нормативным требованиям, полноты и глубины знаний, прочности и др. Обоснованность – необходимое условие поддержания авторитета преподавателя и престижа его оценки в глазах студента.

Разработанная система контроля позволила оптимизировать учебный процесс, улучшить показатели успеваемости и приблизить решение основной задачи работы со студентами – обучение их навыкам самостоятельной работы.

Уделяя большое внимание математическому образованию студентов с разноуровневой базовой подготовкой и особенно со слабой подготовкой, преподаватели кафедры прилагают усилия к тому, чтобы стимулировать познавательную деятельность и наиболее подготовленных заинтересованных студентов. Для этого кафедрой проводится заочный математический конкурс, по результатам которого после рейтинговой оценки всех решаемых в течение семестра заданий определяются наиболее подготовленные, нестандартно мыслящие студенты, которые затем составляют команду для участия в различных математических конкурсах, олимпиадах.

Существенную помощь в подготовке к заочному конкурсу, в расширении математического кругозора, в развитии сообразительности и логического мышления оказывают специальные методические разработки, в которых приводятся подборки задач по всем темам курса высшей математики и краткие указания к их решению. Указания составлены в сжатой форме, они представляют только намек на решение задачи и не принесут пользы, если заглядывать в них, не обдумав как следует условие задачи. Только почувствовав, что возможности исчерпаны, имеет смысл прочесть указания. Если же и оно не привело к решению, можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Приведем примеры задач и указаний к их решению.

Дан единичный куб АВСДА1В1С1Д1. Паук хочет проползти по поверхности куба из вершины А в вершину С1. Найдите длину кратчайшего пути паука. Указание: если «распрямить» поверхность, то кратчайшим путем будет прямая линия.

Элементами матрицы n-го порядка являются числа 1 и –1. Докажите, что её определитель не может равняться единице. Указание: показать, что определитель данной матрицы – четное число.


К сожалению, в связи с падением общего уровня математической подготовки в школе в последние годы количество желающих участвовать в таком конкурсе уменьшилось. Пришлось заменить этот конкурс олимпиадами с более стандартными заданиями. К этим олимпиадам интерес студентов пока не пропал.