30 ноября 2016г.
Основная цель самостоятельной работы студентов (СРС) - стимулирование эффективной познавательной деятельности. Самостоятельная работа способствует освоению изучаемой на кафедре дисциплины, умению работать с учебной и научной литературой, приобретению практических навыков. СРС является планируемым видом педагогической деятельности. Важная задача каждого преподавателя - организация, стимулирование и контроль СРС. Решению этой задачи во многом способствует методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Известны два аспекта методического обеспечения СРС - методическое обеспечение аудиторной работы и методическое обеспечение внеаудиторной деятельности [2,с.1].
Методическое обеспечение аудиторной СРС на кафедре органической, биологической и физколлоидной химии включает знакомство с планом практических занятий и лекций по биохимии, с инструкциями по правилам техники безопасности и противопожарной безопасности, порядком работы на лабораторном оборудовании, обеспечение студентов учебными пособиями, предоставление им большого перечня ситуационных задач и тестовых заданий для работы на занятиях. На лекциях и лабораторно-практических занятиях демонстрируются таблицы, схемы, рисунки, показательные опыты, слайды.
Внеаудиторная работа студентов обеспечивается учебным пособием по биологической химии, разработанным коллективом кафедры и содержащим перечень основных вопросов для самостоятельной подготовки. Данное пособие рекомендовано Методической комиссией факультета ветеринарной медицины.
В настоящее время на внеаудиторную самостоятельную работу отводится значительный объем содержания образования, предусмотренного в Государственных образовательных стандартах. Например, для студентов заочного факультета в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности 36.05.01 Ветеринария (уровень высшего образования специалист), утвержденного приказом от 3 сентября 2015 г. № 962, предусмотрено 216 часов, в т.ч. 8 часов лекция, 12 часов лабораторно-практические занятия и 196 часов на самостоятельную работу.
Организация самостоятельной работы студентов является системным образованием, в состав которого входят следующие компоненты: мотивационный, организационный, деятельностный, контрольный. Каждый компонент предполагает наличие определённых умений и способностей, необходимых для выполнения заданий разного уровня сложности [1, с.112-130].
Реализация системы педагогических условий в процессе изучения дисциплины «Биологическая химия» позволила сделать процесс по организации самостоятельной работы студентов целенаправленным и более продуктивным.
Представленные ниже результаты позволяют оценить эффективность системы выявленных педагогических условий и успешность ее реализации.
Эксперимент по организации самостоятельной работы студентов проходил на кафедре органической, биологической и физколлоидной химии ФГБОУ ВО «Южно- Уральский государственный аграрный университет» в сентябре - октябре 2016-2017 учебного года. В данном эксперименте участвовали студенты заочного факультета, обучающиеся по специальности 36.05.01 Ветеринария (уровень высшего образования специалист).
Экспериментальные и контрольные группы студентов были подобраны таким образом, чтобы контролируемые параметры несущественно отличались друг от друга.
Первое направление проведения эксперимента связано с изучением уровня организации самостоятельной работы студентов.
С этой целью мы использовали анкету для самооценки по организации самостоятельной работы студентов. В ней выделено 3 уровня организации самостоятельной работы [1, с.127-128].
Результаты тестирования показали, что экспериментальные и контрольные группы по рассмотренным показателям не отличаются между собой.
В контрольных группах организация самостоятельной работы носила традиционный характер; в экспериментальных - проверялась эффективность системы организации самостоятельной работы студентов.
Рассмотрим особенности их реализации. Организация самостоятельной работы студентов осуществлялась поэтапно. Было выделено три этапа организации. Каждому этапу соответствовал определённый уровень организации самостоятельной работы: репродуктивному - низкий, реконструктивному - средний, креативному - высокий. Таким образом, уровень организации самостоятельной работы студентов определялся способностью самостоятельно выполнять задания соответствующего уровня сложности.
Исследование динамики изменения мотивационной сферы студентов оценивалось по двум показателям: мотивация обучения в вузе и cпособность к самосовершенствованию [1, с.112-130]. Результаты статистической обработки полученных результатов по критерию Стьюдента показали, что значимые изменения в основном касаются сферы профессиональной мотивации. В экспериментальной группе наблюдается рост интереса к выбранной профессии, в то время как в контрольной – незначительное снижение.
Развитие организационного компонента определялось по изменению такого личностного качества, как организованность, которое предполагает умение определять объем выполняемой работы, выделять ее этапы, ставить цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределять время при выполнении задания, организовывать рабочее пространство [1, с.112-130]. Некоторые различия в контрольной и экспериментальной группах существуют. Однако статистическая обработка данных не подтвердила достоверность полученных результатов. Поэтому мы можем говорить лишь о тенденции влияния системы выявленных педагогических условий на развитие организованности.
Развитие деятельностного компонента определялось по динамике самооценки при организации самостоятельной работы студентов и по сформированности умения выполнять задания разного уровня сложности. Направленность на выявление способностей каждого студента, придание личностного смысла обучению, использование активных методов, создание творческой атмосферы на занятиях позволили получить значимые отличия в уровне развития деятельностных умений в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, обучающейся по традиционной программе.
Контрольный критерий характеризует умение оценивать результат деятельности, критичность к действиям и умениям. Показателями по данному критерию являются способность к рефлексии, сформированность волевого самоконтроля.
Подтверждением эффективности системы выявленных условий могут стать результаты исследования динамики волевых качеств, характеризующих меру владения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состоянием и побуждениями, контролировать свои действия. Уровень выраженности волевых качеств во многом определяет индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека. Рассматриваемый показатель оценивался по двум параметрам: «настойчивость» и «самообладание» [1, с.112-130]. Следует указать, что до 42% волевой контроль оценивается как низкий, 43-58% - средний уровень, свыше 58% - высокий. Значимые отличия по параметру «настойчивость» фиксируются к концу сессии, что связано с большим стремлением студентов экспериментальных групп достигнуть высоких результатов в процессе обучения в условиях создания ситуации успеха. Разница в уровне выраженности показателя «способность к рефлексии» становится значимой уже через две недели изучения дисциплины «Биологическая химия». Это можно объяснить целенаправленным развитием рефлексии в экспериментальных группах [1, с.112-130].
Анализ результатов показывает, что по всем четырем критериям (мотивационному, организационному, деятельностному, контрольному) наблюдаются значительные изменения в экспериментальных группах (19-24%) по сравнению с контрольными (4- 12%).
Итак, полученные в ходе экспериментальной работы результаты позволили утверждать, что теоретические положения и реализация на их основе системы педагогических условий при организации самостоятельной работы студентов, достаточно эффективны.
Список литературы
1. Караваева, С.А. Теория и практика формирования готовности студентов к самостоятельной работе в системе непрерывного профессионального образования. – Троицк, 2007. – 130 с.
2. http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-na- kafedre-biohimii#ixzz3ylAR71Iy