Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Кострома
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Проблема адаптации первокурсников к условиям обучения актуальна в любой образовательной организации. Вчерашнему школьнику необходимо включится в систему студенческой среды, приспособиться к формам преподавания, усвоению профессиональных знаний, к режиму обучения и отдыха и др. Среди основных проблем первокурсников можно отметить отсутствие навыков поиска и обработки информации, конспектирования, самоорганизации, недостаточный уровень довузовской подготовки. Успешность адаптации во многом зависит от социального статуса студента, материального достатка семьи, состояния здоровья и др.

В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А Некрасова большое внимание уделяется социальной и воспитательной работе со студентами-первокурсниками. Особенно важен процесс организации сопровождения первокурсников на первом этапе обучения в вузе, содействие их адаптации. В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова разработана программа адаптации первокурсников к процессу обучения в вузе. Она включает в себя ряд традиционных форм:
 инструктивно-методический сбор студентов 1 курса;
 институт кураторства;
 программа воспитательной работы «Творческая учеба».
Эффективным механизмом адаптации первокурсников к условиям обучения в ИПП является инстуктивно-методический сбор, целью которого является формирование положительного мотивационно-ценностного отношения студентов к избранной профессии, профессиональной деятельности и подготовке к ней. К основным задачам сборов относятся: ознакомление студентов 1 курса с системой профессиональной подготовки в КГУ им. Н.А. Некрасова; формирование представления о профессии, Институте, направлении и профиле подготовки, установки на активное включение в учебный процесс и общественную жизнь ИПП; проблематизация первокурсников по профессионально-деятельностному основанию на базе самодиагностики и самопознания, осознания собственных потенциалов в профессиональной деятельности; выстраивание студентами индивидуальных маршрутов профессионального совершенствования за время обучения в вузе. Инструктивно-методический сбор первокурсников проводится на базах домов отдыха в начале сентября перед началом аудиторных занятий в течение 3-4 дней. Организаторами сборов являются специалисты социально-педагогической службы и студенты-старшекурсники. Из числа старшекурсников назначаются кураторы групп по каждому направлению подготовки. Необходимо отметить, что куратор работает не только 3-5 дней в течение сборов, но и на протяжении всего учебного года: содействует студентам в получении материальной помощи, социальной стипендии, в подготовке к внеаудиторным мероприятиям, контролирует успеваемость, проводит цикл учебно-развивающих занятий «Учись учиться» и «Творческая учеба». В процессе сборов первокурсников организуется их включение в коллективную творческую и организаторскую деятельность; знакомство с Институтом, профессией; формирование положительного микроклимата в академических группах. Кроме того, большое место уделяется диагностике и самодиагностике студентов, общению со старшекурсниками, выработке у студентов навыков делового взаимодействия, самовыражению и самореализации студентов. Анализируя опыт организации инструктивно-методических сборов Института педагогики и психологии необходимо отметить высокую эффективность данного события. Результативность программы подтверждается более ответственным подходом первокурсников к учебному и воспитательному процессу, высокому уровню адаптированности студентов, качественной работой представителей самоуправления академической группы. Одним из важнейших направлений взаимодействия преподавателя и студентов (особенно на первом курсе) является функционирование института прикрепленных преподавателей-кураторов, способствующих скорейшей адаптации членов академической группы к студенческой жизни: учебному процессу, ориентации в правах и обязанностях. Назначение кураторов производится по предложению выпускающей кафедры, за каждой академической группой студентов закрепляется куратор-преподаватель. Для решения учебно-воспитательных задач куратор использует различные формы и методы воспитательной работы, оказывает помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействует развитию различных форм студенческого самоуправления, участвует в подборе и подготовке актива. Куратор строит свою работу на индивидуальном подходе к студентам, на знании их интересов, быта, наклонностей, состояния здоровья, участвует в этическом, эстетическом, трудовом воспитании, изучает жизнь группы, формирует чувство гордости за свою профессию и университет. Куратор-преподаватель составляет план работы на учебный год, где обозначаются основные цели и формы работы с группой. В план работы обычно включаются кураторские часы, экскурсии, учебно-развивающие занятия, беседы с родителями студентов и др. Самой распространенной формой работы с группой является кураторский час – интерактивная встреча со студентами, посвященная определенной тематике (актуальные студенческие проблемы, подготовка к мероприятиями, научная организация труда студентов, дни именинника и др.). Кураторские часы является традиционными событиями и планируются группой и преподавателем. Необходимо отметить, что группы первокурсников могут предлагать тематику кураторского часа в зависимости от своих потребностей.

Важное место в жизнедеятельности Института педагогики и психологии занимает внеаудиторная деятельность. Участие студентов в творческой жизни Института определяется развитием у них художественных умения и навыков, которые в свою очередь, так же зависят от развитых у них организаторских и коммуникативных умений. Все выше перечисленные качества в будущем могут помочь при трудоустройстве молодого специалиста, так как они очень ценятся в любой сфере деятельности. В процессе участия во внеаудиторной деятельности у студентов формируются умения работать в группе, общаться с людьми, правильно планировать свою деятельность, время, ставить цели, организовывать творческие мероприятия, мотивировать других людей на участие в различных событиях. Адаптация первокурсников ко внеаудиторной деятельности во многом зависит от эффективности реализации программы «Творческая учеба», в рамках которой проводится цикл учебно-развивающих занятий для учебных групп первого курса Института педагогики и психологии на следующие темы: организация эффективного общения, командообразование, организаторская деятельность, лидерство, коллективное творческое дело, приемы творческого мышления, формы воспитательной работы, социальное проектирование, актерское мастерство и другие. Программа предполагает организацию теоретических и практических занятий, а так же самостоятельной работы студентов. Занятия проводят студенты-кураторы учебных групп. Таким образов в Институте педагогики и психологии накоплен богатый сопровождения первокурсников в процессе адаптации к новым условиям обучения в вузе. Механизмы адаптации ориентированы на включение первокурсников в разнообразные виды деятельности, приобретение нового социального опыта общения, взаимодействия, раскрытие и реализация потенциалов студентов, помогающих полноценно включиться в жизнедеятельность вуза. Эффективность процесса адаптации во многом зависит от многообразия используемых форм и методов (ознакомительные и информационные встречи, групповые дискуссии, способствующие самопознанию студентов и развитию навыков общения с группой, игровые методики, учебно–развивающие занятия и др.). Эффективное профессиональное и личностное становление студентов во многом зависит от целенаправленного и активного сопровождения адаптации. Далеко не все первокурсники способны быстро приспособится к новым условиям жизни и обучения. Поэтому возникает потребность в разработке и внедрению адаптационных программ в образовательных организациях.