Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Авторы:
Город:
Архангельск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Сегодня одной из важнейших проблем, стоящих перед учебно-методическими центрами по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (УМЦ по ГО, ЧС и ПБ) является улучшение качества подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. За последние 10 лет произошли существенные изменения в системе обучения по гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций. Учебно-методические центры по ГО, ЧС и ПБ вышли из состава Главных управлений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) субъектов РФ и стали функционировать как юридические лица на территории соответствующей области Российской Федерации как образовательные учреждения дополнительного профессионального образования. Но детерминирует методику обучения по-прежнему МЧС России: разрабатывает организационно-методические указания по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, предоставляет Примерную программу обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (Примерная программа). Тем не менее, УМЦ по ГО, ЧС и ПБ, являясь учреждениями дополнительного профессионального образования, находятся в едином образовательном пространстве с другими образовательными организациями на территории РФ [1, ст. 3, п. 4].
Учебно-методические центры по ГО, ЧС и ПБ имеют как особенность деятельности в дополнительном профессиональном образовании, так и специфику преподавания в сфере гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Сложность организации учебного процесса в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ обусловлена еще и тем, что объем и содержание информации постоянно растет, появляются новые знания, а сроки обучения остаются неизменными. УМЦ по ГО, ЧС и ПБ работают по 5-ти дневной рабочей неделе и реализуют программы повышения квалификации в объеме 36 часов и 72 часа по категориям слушателей в области ГО и защиты от ЧС. Поэтому необходимо 36 учебных часов отработать с обучающимися за пять рабочих дней или 72 часа за десять дней. Соответственно занятия проводятся по 7 - 8 аудиторных часов в день. Это противоречит содержанию Примерной программы обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденной министром МЧС России 28 ноября 2013 года, в которой говорится: «Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей» [6, с.4]. Разумеется, было бы идеально (как это планируется в Примерных программах) заниматься шесть учебных часов, а потом предложить обучающимся консультации, самостоятельную работу или элективный курс, но для этого нужна шестидневная рабочая неделя. Как правило, слушатели УМЦ по ГО, ЧС и ПБ – это уже состоявшиеся взрослые люди, имеющие разный уровень образования, различный уровень знаний, неодинаковую степень ответственности в организациях. Однако главная и общая особенность слушателей УМЦ по ГО, ЧС и ПБ - это их возрастные характеристики: возраст обучающихся от 30 до 65 лет и старше. В предыдущих публикациях в журнале «Гражданская защита» затрагивались вопросы андрагогики. Виктор Заворин в своей статье «Андрагогика и обучение персонала объектов» говорит: «В подготовке работающего населения взрослому человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Будучи сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению» [2, с. 55]. Кроме того, обучение в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ проходит с отрывом от производства, и не все работники объекта могут отсутствовать на объекте пять рабочих дней. Таким образом, при проектировании образовательного процесса в учебно-методических центрах по ГО, ЧС и ПБ, с одной стороны, надо учитывать специфику работы УМЦ по ГО, ЧС и ПБ и, с другой стороны, возрастные и психологические особенности тех, кто обучается в учебно-методических центрах по ГО, ЧС, ПБ. Следует так же отметить, что после присоединения России к Болонскому процессу возникла необходимость применения модульно-компетентностного подхода в образовании. Соответственно, в Примерной программе появилось разделение на модули и первый модуль «Основы защиты населения и территорий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» предназначен для самостоятельной работы слушателей, что отличает его от других модулей Примерной программы. По первому модулю в начале Примерной программы сказано: «Темы первого модуля обучаемыми выбираются лично в зависимости от уровня своей исходной подготовки и рекомендаций преподавателя. Материал выбранных тем первого модуля осваивается обучаемыми с использованием электронных материалов, разрабатываемых в УМЦ ГОЧС, и путем получения консультаций у преподавателя во время самостоятельной подготовки» [4, с. 2]. В конце Примерной программы по первому модулю говорится: «Время на изучение элективного модуля определяется каждым обучающимся самостоятельно с учетом рекомендаций преподавателя, закрепленного за группой, вырабатываемых на основе входного тестирования, и требуемого уровня знаний и умений, установленных настоящей программой» [Там же, с. 12]. С одной стороны, модуль «Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС» представляется как элективный. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору обучающегося. Введение элективного курса на старшей ступени общеобразовательной школы связано с профильным обучением учащихся. В 2002 году Министерством образования Российской Федерации была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, где и появилось впервые понятие профилизации обучения. Элективные курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками. Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Следовательно, темы элективного модуля являются обязательными для изучения и должны быть включены в расписание занятий и слушатели учебно-методических центров по ГО, ЧС и ПБ обязаны посещать эти занятия. С другой стороны, первый модуль предлагается как вид самостоятельной работы. В настоящее время самостоятельная работа обучающихся представляется как один из наиболее важных компонентов профессионального образования. Согласно государственному образовательному стандарту высшего образования общий объем работы (аудиторной и самостоятельной) составляет 54 академических часа, объем аудиторных занятий – 27 часов, следовательно, доля самостоятельной работы составляет 50%, то есть половину бюджета учебного времени. Деятельность учебно-методических центров по ГО, ЧС и ПБ относится к дополнительному профессиональному образованию, государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании нет, в Примерной программе определен объем учебной работы 36 часов и 72 часа. Самостоятельная работа обучающихся по ГО и ЧС – это особый вид учебной работы. Эта работа должна быть глубоко продумана и спланирована, так как именно методически грамотно и рационально организованная самостоятельная работа является одним из условий формирования профессиональной компетенции. Организация самостоятельной работы должна содержать методику, формы, средства и методы управления профессиональной подготовкой обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К самостоятельной работе относятся не только все виды домашних заданий, но и решение ситуационных профессиональных задач, выполнение контрольных работ и рефератов, проектирование разных видов профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает противоречие между тем, что, с одной стороны, темы первого модуля отводятся на самостоятельную работу, и с другой стороны, не определен порядок организации самостоятельной работы обучающихся в дополнительном профессиональном образовании указанного нами типа учреждений, не выделены часы на самостоятельную работу обучающихся. В научной литературе нет единого мнения, что же такое самостоятельная работа. А.А. Миролюбов указывает, что «под самостоятельной работой в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома, без непосредственного участия учителя, но по его заданиям» [3, с. 249]. И.А. Зимняя определяет самостоятельную работу как «более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую в той или иной форме учителем работу обучающегося. Но в целом - это параллельно существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала» [3, с. 250]. Далее И.А. Зимняя отмечает, что «самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучаю-щегося. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе» [Там же, с. 251]. Лукинова Н.Г. в диссертационной работе на соискание ученой степени кандидата педагогических наук использует определение С.Е. Ярцевой, которая определяет такие признаки самостоятельной работы, как: «наличие специально организованной деятельности студентов; наличие технологии процесса учения и наличие результата деятельности» [4, с. 59]. Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности, способствует получению более прочных и глубоких знаний, формированию профессиональных компетенций. Кроме того, в процессе организации самостоятельной работы должна учитываться специфика обучения в области гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций и готовность обучающихся к такому виду деятельности. Краткий анализ научной литературы по самостоятельной работе и образовательной практики в УМЦ по ГО, ЧС и ПБ показывает, что при организации самостоятельной работы слушателей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций нужно учитывать следующие принципы:
1. Оптимизация самостоятельности обучающихся (взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению; взрослый обладает жизненным опытом, который может использоваться в качестве источника обучения; взрослый человек обучается для достижения конкретной цели и рассчитывает на незамедлительное применение полученных компетенций; учебная деятельность обучающихся детерминируется временными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами);
2. Принцип многообразия (проектирование, моделирование, конструирование новой ситуации; распознавание профессиональных ситуаций, предложение оптимальных условий);
3. Принцип сотрудничества (взаимопонимание участников образовательного процесса, планирование и рефлексия, сочетание контроля и самоконтроля).
Таким образом, можно сделать вывод, что организация самостоятельной работы обучающихся в учебно-методических центрах по ГО, ЧС и ПБ предполагает специальную подготовку к ней, разработку организационной структуры, этапность проведения с определением целей, задач, методов контроля и оценки результатов.


 Список литературы
1. «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273, ст. 2 (редакция от 23.07.2013).
2. Заворин В. Андрагогика и обучение персонала объектов // Гражданская защита. 2014. № 3. – с. 55-57.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
4. Лукинова Н.Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента: Дис…. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. – 177 с.
5. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011 - 2015 годы. МЧС России, М. – 2010.
6. Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований от 28.11.2013. МЧС России, М. – 2013.