30 ноября 2016г.
Современное общество все в большей степени приходит к пониманию того, что развитие его социально-экономических основ зависит от уровня профессиональной подготовленности граждан. Идеология рынка – это развитие и создание более совершенных технологий, непрерывный процесс профессионального технологического самосовершенствования, которое позволяет успешно конкурировать на рынке труда.
Сегодня общество предъявляет новые требования к уровню технологической подготовки рабочих и специалистов. В связи с этим кардинально изменились условия поступления специалиста на работу: наличие документа о профессии и хорошей характеристики с предыдущего места работы уже недостаточно. Современный работодатель ищет работника с определенными характеристиками личностных качеств, владеющего технологическими основами деятельности.
Новые нормы и требования рынка формируют новый социальный заказ общества образовательным учреждениям - готовить учащихся к успешной социализации в современных условиях, умению проектировать и действовать. Профессиональное обучение учащихся является одним из приоритетных направлений специализированной подготовки учащихся, ориентированной на социализацию обучающихся в условиях рынка.
Эту важную задачу решает и Центр технологического образования, где учащиеся школ Белгородского района проходят подготовку к выбору направления дальнейшего профессионального образования. Это позволяет формировать у них готовность к социальному и профессиональному самоопределению, к профессиональной деятельности, к жизни, к труду.
В рамках представленной модели организации образовательного процесса профессиональной подготовки учащихся предусмотрено тесное взаимодействие учреждения с образовательными учреждениями, структурными подразделениями администрации и системы образования Белгородского района.
Центр технологического образования успешно сотрудничает с управлением образования и школами Белгородского района.
Важным звеном в деятельности учреждения является профориентационная работа, способствующая формированию навыков у учащихся выбирать сферу профессиональной деятельности, исходя из своих возможностей и потребностей, с учетом запросов рынка труда. Направление профессиональной ориентации в учреждении: информационно – просветительское, обучающее, диагностическое, консультативное.
Информационно - просветительское направление, цель которого – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Направление реализуется через: подготовку методических материалов по профориентации (памяток, бюллетеней), обновление информации на стендах «Я выбираю профессию», «Я выбираю здоровый образ жизни», «Абитуриент», создание и поддержание компьютерной базы данных о современных профессиях, учебных заведениях, выпуск информационных листовок по профессиям, которым обучают в учреждении, оснащение уголка профориентации справочно-профориентационной литературой, информирование учащихся о профессиях, востребованных на рынке труда, информационное обеспечение сайта МАУ ДО ЦТО по профориентационной работе, посещение учащимися «Дней открытых дверей» Вузов, колледжей и других учебных заведений. Информация о проведении Дней открытых дверей постоянно обновляется.
Профессиональное обучение является важнейшим условием знакомства и овладения тем или иным видом деятельности.
Обучение проводится на базе учреждения и имеет целью сформировать у старшеклассников профессиональное мировоззрение, умения, навыки и знания, необходимые данной профессии.
Обучение включает кроме набора определенных учебных предметов, практику по специальности. Основная цель практики – позволить увидеть реалии рабочей деятельности и сформировать свое собственное мировоззрение, адаптироваться в рабочей среде.
Обучающее направление реализуется через: дополнительные образовательные программы для 9-х классов «Геометрическое черчение», «Основы языка техники»; для 10-11-х классов учащимся предоставлена возможность обучаться по профессиям «Делопроизводитель», «Секретарь руководителя», «Каменщик», «Швея», «Флористика», «Водитель категории «В».
Диагностическое и консультативное направление осуществляется педагогом- психологом на основе методик по профсамоопределению учащихся. Профессиональная консультация в основном предназначена для школьников с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей, темперамента, склонностей, интересов, возможностей и потребностей индивида.
Диагностическая функция предназначена для обследования состояния здоровья и степени развитости у учащихся психологических характеристик, которые должны соответствовать требованиям профессии. Так, анкетирование «Профессиональные намерения», проведенное в начале 2015 - 2016 учебного года среди обучающихся 11-х классов показало, что с выбором дальнейшей профессии определились 88% учащихся. Это связано, прежде всего, с реализацией программы «Психология и выбор профессии» в 2014 - 2015 учебном году.
Индивидуальная профдиагностика, проведенная с обучающимися ЦТО, позволяет выявить индивидуальные психологические особенности и определить наиболее подходящую сферу профессиональной деятельности.
В ходе профконсультирования даются рекомендации ученикам по выбору профессии с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
В целях сохранения и укрепления психологического здоровья всех участников образовательного процесса проводятся психопрофилактические и просветительские мероприятия. Наиболее интересными из них стали беседы, дискуссии и стендовая информация по темам: «Человек и профессия», «Твой выбор», «Стресс. Как с ним справиться», «Психологическая готовность к экзамену. Способы снятия эмоционально- психологического напряжения», «Конфликт. Способы разрешения конфликта»
Организационно-педагогическая работа реализуется через:
Работу с учащимися:
· Ярмарка образовательных услуг. Выбор учащимися 10 классов курсов обучения по профессиям, дополнительных образовательных программ учащимися 9-х классов.
· Встречи учащихся с представителями различных профессий учреждения.
· Классные часы и внеклассные мероприятия по профориентации («Ярмарка профессий» - начальная школа; «Слагаемые выбора профессии» - 9-е классы общеобразовательных школ).
· Экскурсии на предприятия города, 8 – 11 классы.
· Выявление одаренных детей по профессиям; проведение с ними индивидуальной работы.
· Участие в районных, областных, дистанционных конкурсах.
· Индивидуальное профессиональное консультирование учащихся.
· Составление методической копилки: разработки классных часов, внеклассных мероприятий; тестов; анкет.
Работу с педагогическим коллективом:
· Сбор информации и анализ о выпускниках 11-х классов – трудоустройство, обучение.
· Мониторинг «Профессиональное самоопределение выпускников школы».
Работа с родителями:
· Родительские собрания в 10 - 11-х классах.
· Информирование родителей учащихся 11-х классов об организации проведения квалификационных экзаменов по профессиям.
· Индивидуальное консультирование.
В образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся. В организации профориентационной работы с учащимися используются разнообразные формы деятельности, современные педагогические технологии.
Список литературы
1. Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 268 с.
2. Михайлина М.Ю., Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия. Волгоград: Учитель, 2009.– 283 с.
3. Панченко Н.А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.Волгоград: Учитель, 2006. – 128 с.