Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Авторы:
Город:
Владикавказ
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Одной из основных целей современного высшего образования является не столько усвоение определенного багажа знаний, сколько формирование умения самостоятельно ориентироваться в изучаемой области знания. В связи с этим, в последнее время активно ведется поиск путей перестройки учебного процесса с целью повышения его эффективности, приведения в соответствие с современными требованиями к уровню подготовки специалистов. Актуальным становятся требования к личным качествам современного студента, т.е. умению пополнять и обновлять знания путем самостоятельного поиска необходимого материала. Таким образом, на первый план выступает индивидуализация обучения, формирование творческого мышления и коммуникационных навыков студентов. Ориентация на саморазвивающуюся личность невозможна без предоставления студенту права выбора путей и способов обучения, что в свою очередь может быть достигнуто путем организации учебного процесса, при котором студент сможет осознать значимость формируемых знаний и умений.

Изучение курса неорганической химии для студентов, обучающихся по направления подготовки «Химия» осуществляется на факультете химии, биологии и биотехнологии Северо-Осетинского государственного университета и включает в себя различные формы обучения: лекции, семинары, лабораторные работы.

Вместе с тем, преподавание курса неорганической химии в классическом университете представляет собой трудную задачу. С одной стороны, данный предмет традиционно изучается на первом курсе, когда студенты еще не достаточно подготовлены к восприятию сложных понятий. С другой стороны, в связи с прослеживающимися тенденциями повышения информативности в содержании высшего образования, трудность преподавания связана с тем, что период адаптации от школы к вузу студенты-первокурсники проходят медленно и трудно.

Целью исследования является повышение качества процесса обучения неорганической химии путем разработки теории и методики реализации адаптивной системы, обеспечивающей индивидуально-личностное развитие студентов первого курса и их продуктивную деятельность в рамках вуза.

Объектом исследования стал процесс обучения неорганической химии на факультете химии, биологии и биотехнологии СОГУ,  направленный на  формирование  индивидуально-личностного развития студентов при использовании адаптивной системы обучения.

Контент-анализ исследований, направленных на повышение эффективности учебного процесса, выявил следующие направления:

1.      поиск оптимальных вариантов построения содержания учебных предметов и выявление логики их представления;

2.      изменение методов обучения; современные психолого-педагогические исследования связывают виды познавательной деятельности с   методами обучения   (каждый метод в принятой системе   характеризует «специфический способ деятельности и специфический его результат», «любой метод представляет собой построение деятельности и ее видов»);

3.      применение информационно-рецептивного и репродуктивного методов, направленных на организацию воспроизводящего вида деятельности студентов;

4.      использование метода проблемного обучения (эвристического и исследовательского), создающего условия для реализации частично-поисковой и творческой деятельности студентов.

С другой стороны, не перестает быть актуальным проблема качества образования и обеспечение его педагогического и информационного сопровождения. Решение этой задачи включает:

1.      создание нормативной базы;

2.      разработку фондов оценочных средств;

3.      построение технологий комплексного мониторинга;

4.      использование компьютерных технологий, помогающих перейти к системе адаптивного обучения;

5.      ориентация на дифференцированные и индивидуализированные программы обучения;

6.      использование модульной педагогической технологии;

7.      переход от разомкнутой схемы контроля знаний к осуществлению полноценной обратной связи в организации учебного процесса;

8.      переход от внешней мотивации учения к внутренне-нравственной волевой регуляции;

9.      взгляд на учение как на процесс умственного развития [1].

На основании вышеизложенного, в ходе исследования, были использованы следующие методы:

1.      метод теоретического исследования, включающий в себя изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме индивидуализации обучения студентов, позволивший определить теоретические положения и направления исследования;

2.      эмпирические методы, позволяющие корректировать классическую систему преподавания неорганической химии с целью использования адаптивной системы обучения, направленной на индивидуализацию процесса обучения, включающие педагогическое наблюдение, интервьюирование и анкетирование преподавателей химии и студентов, анализ уровня знаний студентов, изучение документации, педагогический эксперимент и анализ полученных результатов;

3.      математические методы, заключающиеся в статистической обработке полученных данных.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе, на кафедре общей и неорганической химии факультета химии, биологии и биотехнологии СОГУ был проведен анализ проблемы повышения качества подготовки студентов, обучающихся на первом курсе по направлению подготовки «Химия», что позволило сформулировать методологические и экспериментальные позиции программы. Следующий этап был посвящен разработке модели процесса обучения неорганической химии студентов на основе адаптивной системы индивидуализации обучения. На данном этапе был разработан учебно-методический комплекс в соответствии с направлением исследования, создан фонд оценочных средств, сформирован комплекс задач и банк тестов для промежуточной аттестации. Одним из направлений модернизации системы образования является развитие дистанционных форм, основанных на применении интернет-технологий [2]. Так была организована система дистанционного обучения, как дополнительный компонент традиционной формы образования.

Третий этап исследования заключался в проверке эффективности разработанной методики, корректировке методических материалов, анализе полученных данных, разработке учебных, методических и учебно- методических пособий, а также в диагностике уровня подготовки студентов.

В ходе исследования было выявлено, что в сравнении с административной, адаптивная система индивидуализации обучения имеет явно выраженные преимущества, позволяющие повысить качество процесса обучения.

Таким образом, индивидуализация процесса обучения неорганической химии, основанная на использовании адаптивной системы, предоставляет возможность студентам право выбрать методику и дидактический материал разного уровня. Учебно-методическое обеспечение обучения неорганической химии, включающее в себя разработанный учебно-методический комплекс, фонд оценочных средств, дистанционное обучение, комплекс задач и банк тестов позволяют добиться повышения уровня знаний, а также развития умений и навыков в соответствии с индивидуальными возможностями студентов.

 

Список литературы

1.      Горбунова Т.С. Методика реализации адаптационных возможностей личности учащегося в процессе обучения химии: автореф. дис. канд. пед. наук. – Омск: Омский гос. ун-т, 2000. – 24 с.

2.      Бурнацева А.А., Царахова Л.Н. Оценка эффективности дистанционного обучения неорганической химии в системе химического и фармацевтического образования / Международный студенческий научный вестник. 2015. № 3-4. С.347.