Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
07 декабря 2019г.

Аннотация. Важность исследуемого вопроса объясняется необходимостью увеличения статуса среднего профессионального учебного заведения как полноценного центра социализации студенческой молодежи. Очень важно для современного среднего учебного заведения определить, насколько он способен создать внутри себя среду, которая будет помогать в интеллектуальном и личностном росте студентов (наравне с ВУЗами). В результате проведенного анализа в статье были выделены и сформулированы главные составляющие профессионально-личностной самореализации студента как образовательного результата в системе СПО.

Ключевые слова: самореализация, студенческая молодежь, личностная включенность в обучение, реализация способностей в обучении, социальная интеграция в образовательном процессе вуза.

В условиях современного мира изменения образовательной системы профессиональной подготовки на первый план выходит процесс формирование и развитие профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов, а результатом образования – овладение общностью компетенций различной направленности: как общекультурных, так и профессиональных. Также необходимо сформировать образовательную среду, определяющую профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.

Прежний процесс обучения в средних учебных заведениях, без сомнения был результативным, но он лишь отвечает требованиям прежнего общества. На сегодняшний день среднее образование несет на себе следующую миссию: подготовить подрастающее поколение к самостоятельной и успешной жизни в реальности современного времени. На данный момент образование - это уже полноправный участник рынка. Абсолютно все средние учебные заведения, представленные на рынке вакансий, ведут конкурентную борьбу за те услуги, которые они предоставляют. Как результат этого процесса - появление федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), которые предъявляют основные требования следующего характера: к результатам освоения, к структуре и к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена.

В связи с этим актуальной становится проблема выявления составляющих профессионально- личностной самореализации студента как образовательного результата в системе СПО, обеспечивающих формирование и развитие, знаний, умений, практического опыта, профессиональных и общих компетенций.

Профессионально-личностное становление студента осуществляется в образовательной среде, в которой созданы все необходимые условия, как педагогического, так и психологического характера, с помощью которых у студентов происходит формирование интереса и потребности в сопричастности к образовательному процессу: проектирование приемлемых ценностных ориентиров в целеполагании, формирование себя, как специалиста, духовно, морально и умственно развитого, активизация воспитания, развития и совершенствования личности.

В этой образовательной среде большое значение имеет положительное отношение преподавателей ССУЗа, а также предоставление возможности изучать профессиональный модуль по индивидуальной образовательной траектории.

Профессионально-личностное становление студентов в учреждениях среднего профессионального образования объясняется некоторыми задачами, которые связаны с вопросами предоставления условий, способных сформировать такого выпускника, который будет обладать большой степенью мобильности и конкурентоспособности. Эти задачи связаны с обеспечением условий, способствующих формированию мобильного и конкурентоспособного выпускника, понимающего как в будущем он будет себя реализовывать. В личностном плане необходима мотивация успешностью профессионального обучения, ориентирами ценностных качеств и профессиональной направленностью.

Исходя из этого, профессионально-личностную самореализацию рассмотрим как некоторый важный опыт в жизни человека, который учит его быть личностью, как компонент и метод личностного роста человека, который действует на протяжении всей его жизни и имеющий дальнейшую историю в жизни человека. Особенно большую роль это играет в те самые студенческие годы. Поэтому необходимо выделить определенные составляющие профессионально-личностной самореализации студента.

Одним из первых компонентов хотелось бы назвать некую исходную составляющую самореализации в обучении, которую можно обозначить как личностную заинтересованность студента в процессе обучения.

В этой составляющей имеет место быть деятельностный аспект самореализации студентов, который показывает насколько серьезно они работают, заинтересовала ли их учеба, сколько времени она занимает и в общем смысле, насколько студент понимает важность обучения по выбранной специальности. С точки зрения становления это очень важный компонент профессионально-личностной реализации студента СПО, потому что учеба - это основа основ развития и саморазвития. Обучаясь, студент затрачивает свое время, прилагает усилия, которые в итоге и меняют его внутренне (т.е. происходит трансформация от некомпетенции к умению применить полученные знания, от задатков профессиональных навыков к профессиональному мастерству) [2, с. 85].

Личностная составляющая в процесс обучения студентов СПО заключается в процессе включенности учащегося, когда он становится полноправным субъектом учебной деятельности. С этой целью учебный процесс должен быть выстроен как взаимодействие и сотрудничество между его участниками. Реализация личностной позиции заключается в учебном взаимодействии, которое базируется на гармоничном сочетании двух подходов в обучении: деятельностном и личностном. Что касается технологической составляющей, то личная заинтересованность в процессе обучения основывается на большом использовании различных форм и методов обучения, технологий проблемного, задачно-эвристического, знаково-контекстного, модульного обучения и др. Важное значение отводится научно-исследовательской деятельности студентов, т.к. способствует их самостоятельным занятиям.

По большому счету личностная заинтересованность студента в процессе обучения является отображением субъективной значимости обучения с позиции его соответствия личностным смыслам обучаемого, не мыслящего другого варианта их воплощения кроме как путь обучения в выбранном учебном заведении, по выбранной профессии.

Исходя из этого, определим следующий компонент профессионально- личностной самореализации, отражающий развитие сущностных сил личности в процессе обучения. Это применение своих способностей в период обучения. Данная составляющая стоит в центре самореализации в процессе обучения, потому что наполнена рядом внутренних характеристик саморазвития в обучении. И в этом смысле эта вторая составляющая отражает личностный аспект самореализации в образовательном процессе СПО. Отметим, что процесс развития личности строится на развитии своих способностей и возможностей в познании окружающего и свое «Я» в нём, построить свою иерархию отношений с миром и внести свои личностный вклад в как в профессию, так и в социум, культуру в целом. Раскрытие скрытого внутреннего потенциала студентов, развитие их способностей, навыков и умений является отправной точкой успешной профессионально- личностной самореализации в процессе обучения СПО [9, с. 54].

Реализация этой составляющей в системе СПО включает в себя общий учет особенностей индивидуального характера среди студентов, их потребностей и стремлений в процессе усвоения своей профессии. Чтобы этого добиться, нужно разнообразить имеющиеся образовательные программы, дав таким образом, возможность выбора того образовательного вектора, наиболее полно отвечающего образовательным и профессиональным способностям того или иного студента. Начать стоит с создания элективных курсов, с изучением предметов по выбору в перспективе обучения студента по индивидуальному пану [8, с. 15].

Что касается содержания, то компетентностный подход отвечает перспективам реализации способностей студентов [1, с. 65]. Такой подход показывает, что теория и практика обучения в среднем учебном заведении должны быть направлены на увеличение области личных полномочий, компетенций студентов, на развитие у них мысли о самоэффективности. Как показано в исследованиях А. Бандуры и У. Мишела, те студенты, которые уверены в своих знаниях, нацелены на выполнение более сложных и амбициозных целей, даже идут на риск. Также такие студенты показывают больше стараний и настойчивости, точнее выполняют задания, потому что изначально они правильно настроены, могут лучшим образом справиться со стрессом и разочарованием.

С помощью учебной деятельности, возможно, обеспечить наивысшую мотивацию обучения, с помощью постановки высоких личных стандартов, хороших показателей, чувство удовлетворенности от того, что отвечаешь прописанным стандартам [5, с. 88].

Таким образом, компонент применение своих способностей в период обучения показывает основу самореализации личности, определяя при этом, что сама личность выступает как субъект уже имеющий некоторые возможности и постоянно расширяющий их.

Третья группа условий, которые образуют еще одну составляющую профессионально-личностной самореализации студентов СПО, заключается в реализации таких аспектов студенческой жизни, которые отвечали за процесс социальной адаптации в процессе обучения. Ведь для успешного функционирования внутри того или иного учебного заведения, необходима определенная среда, так называемая почва, общественное участие и забота со стороны работников сферы СПО, возможность личностного взаимодействия для разного рода общения и самовыражения личности.

Поэтому успешному профессиональному и личностному росту студентов СПО способствуют такие вопросы студенческой жизни как увеличение внимание к личности студента, помощь учебного заведения в разрешении имеющихся проблем различного характера, организация и проведение студенческого досуга, чувство сплоченности, взаимной выручки и поддержки среди студентов СПО,

Социальная интеграция в среднем учебном заведении как составляющая профессионально- личностной самореализации студента СПО показывает социальную значимость обучения. Этот компонент отражает присутствие большого количества различных социальных контактов и взаимодействий студентов как субъектов не только учебной, а также и иных разнообразных сфер деятельности: общественной, творческой, социокультурной и т.д. Для полноценной самореализации студенту нужно быть участником различных социальных групп и общностей, потому что пробуя себя в разных ипостасях, растет его социальная значимость и появляется возможность выбора наиболее подходящей из них. [3, с. 58].

Для того, чтобы обеспечить социальную составляющую самореализации студентов СПО, само учебное заведение не должно ограничиваться только процессом учебы. Среднее учебное заведение должно организовать целостную среду, способствующую для становления личности студента с оглядкой на различные сферы деятельности. [4, с. 55].

По этой причине имеющиеся технологии в образовательном процессе должны затрагивать разнообразные области жизни студента. Здесь речь идет о глобальном требовании педагогического единства обучения и воспитания в стенах среднего учебного заведения. На этом и строится устойчивый процесс образования. СПО должно стать местом для интенсивной социализации, погружения социокультурного характера, а также местом умственного, физического и духовного, гражданского и нравственного роста студента, таким образом, выстраивая модель обучаемой профессии и мира в целом. Также это дает возможность экспериментов и общего самоутверждения в этом пространстве [3, с. 48].

Если студент готов создавать проект своего будущего (карьерного и личностного), то это оказывает, несомненно, положительное воздействие на его профессионально-личностную самореализацию. Такие студенты наиболее успешны, они понимают чего хотят и в отличии от дезориентированных студентов, им проще строить свое будущее.

Большую роль в процессе профессионально-личностной самореализации студентов СПО отводится психолого-педагогическому сопровождению в карьерном росте, которое должно быть с самого начала обучения. Также важны для выпускника и начало профессиональной деятельности. Маркетинговые исследования показали, что важным критерием при приеме на работу уделяется как раз развитым личностными компетенциями, а не качество образования.

При анализе социально-профессиональных ориентиров студентов – будущих специалистов важно акцентировать внимание на процессе формирования профессионального самосознания, структуру которого выделил Е.А. Климов. Он указывает на следующие компоненты профессионального самосознания: 1) осознание своей принадлежности к определенной профессиональной группе; 2) знания, собственное мнение о своем соответствии профессиональным эталонам, о своем месте на шкале общественных статусов; 3) знания человека об особенностях своего признания в профессиональной группе; 4) знания о собственных достоинствах и недостатках, вариантах саморазвития, индивидуальных особенностях, успешных действиях, стиля в работе; 5) представление о себе и своей работе в будущем [8, с. 74].

Итак, как показали выше приведенные данные, отмеченные составляющие профессионально- личностной самореализации студента СПО в то же время являются важными условиями, которые оказывают влияние на личность студента и задают сферу его развития в образовательном процессе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если в образовательном процессе среднего учебного заведения имеются все условия, которые способствуют профессиональной и личностной включенности студентов в процесс обучения, которые в полной мере раскрывают и реализуют их способности, а также позволяют им активно включаться в социальную жизнь среднего учебного заведения, то для студентов имеются настоящие возможности саморазвития и самореализации.

Конечно, представленное выше описание составляющих профессионально-личностной самореализации студента СПО носит обобщенный характер, требующий конкретизации и не охватывающий всего спектра условий успешной самореализации в процессе учебы. Отметим, что есть несколько факторов углубленного психологического значения, а также педагогического, методического, философского характера, которые влияют на характеристики профессионально-личностного роста студентов СПО. Вместе с тем, в выделенных выше составляющих профессионально- личностной самореализации представлены наиболее существенные её аспекты, такие как: деятельностный, личностный и социальный, что позволяет обозначить круг исходных аспектов и механизмов, которые отвечают задаче обеспечения пространства полноценного развития личности в процессе среднего профессионального обучения.

Следует также иметь в виду, что отмеченные составляющие отражают некоторые модальности единого целостного плана профессионально- личностной самореализации студентов СПО. Они связаны друг с другом, не могут существовать и работать отдельно друг от друга. То есть для самореализующихся студентов их личностная включенность в процесс обучения, безусловно сопряжена с возможностью развивать свои способности, а также зависит от степени их социальной интегрированности в жизнь Ссуза. Равно как и сама эта интегрированность не может быть достигнута, если не реализуются способности студентов, если они недостаточно личностно погружены в процесс вузовской подготовки.

Таким образом, в деле обеспечения полноценной самореализации студентов СПО имеет большое значение сопряжено-синхронное функционирование представленных составляющих, их гармоничное сочетание в образовательном пространстве и процессе учреждений среднего профессионального образования.

 

Список литературы

 

1.          Bandura A. Self-efficacy mechanism in psychobiologic functioning. In R. Scwarzer (Ed.), Self-efficacy: Thought control of action. Washington, 1992 . P. 335-394.

2.          Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. – СПб.: Питер, 2014. – Вып. 2. – С. 82-89.

3.          Барабанова, В.В., Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения / В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. – 2012. – №2. – С. 12–23.

4.          Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособ. / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия,2016. – 369с.

5.          Иванов, С.А. Личность в непрерывном образовании: (Педагогические условия самореализации личности учащихся в системе непрерывного образования) /С.А. Иванов. – М. : АМОК, 2017. – 279 с.

6.          Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 380 с.

7.          Рейнвальд, Н.И. К вопросу об основных свойствах личности студента / Н.И. Рейнвальд // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. науч. тр. – М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 2018. – С. 85–95.

8.          Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнова. – М.: Академия, 2017. – 304 с.