Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Сегодня мир стоит перед выбором: либо столкновение разных цивилизаций и культур, либо активное взаимодействие и налаживание между ними диалога, стремление к взаимопониманию и сопричастности. Очевидным для многих стал тезис, что воспитывать толерантность, в том числе учить диалогу культур, их взаимопониманию и взаимодействию надо на всех этапах получения образования. Интерес к воспитанию толерантности обусловлен многочисленными межличностными и межнациональными конфликтами в процессе всеобщей глобализации общества. Толерантность является снижающим фактором проявления насилия и дискриминации по отношению к человеку любой национальности и вероисповедания. Воспитание толерантности в вузе – актуальная современная задача высшей школы. Теоретические и практические аспекты этого процесса все чаще привлекают внимание исследователей. Толерантность следует воспринимать как высокую степень самосознания, которая не приобретается от рождения и не формируется стихийно, автоматически, а порождается в результате контактов культур, преодоления конфликтов через культурное взаимодействие, культурный компромисс и плюрализм [1]. Толерантность является показателем общекультурной компетентности инженера, дает возможность терпимо и уважительно воспринимать другие культуры, создает условия для конструктивного и профессионального взаимодействия с различными представителями современного поликультурного пространства [3]. Важная задача, стоящая перед вузом - научить студента понимать себя через понимание «другого», что приводит к снижению агрессивности; сглаживанию межнационального недопонимания на основе преодоления предубеждений и стереотипов; повышению уровня понимания значимости и необходимости диалога между культурами. Современная высшая школа многое делает для воспитания толерантности студентов: разрабатывает и реализует соответствующие программы, формирует учебно-образовательную среду, благоприятную для усвоения и распространения навыков межкультурного общения и взаимопонимания и т.д. Одним из шагов в реализации таких программ могут быть мероприятия, обусловленные многоконфессиональностью страны, в частности города Волгограда. Наши исследования показывают, что студенты, зная, что в Волгограде проживают представители различных конфессий, часто затрудняются назвать даже основные и не знают местонахождения в городе их культовых сооружений. Между тем, в городе есть не только современные церкви, костелы, синагоги, мечети; большинство из них имеет длительную и интересную историю. Архитектурные особенности этих зданий отражают не только религиозные каноны, но и несут в себе отпечаток культурных традиций времени и места их постройки. Обратить внимание студентов на существование в Волгограде храмов различных конфессий, пробудить их познавательный интерес к таким сооружениям, их истории, к представителям соответствующей религии и культуры – значит сделать еще один шаг в воспитании толерантности, в построении гуманистических отношений между людьми, имеющими различное мировоззрение, в расширении собственного опыта путем приобщения, в том числе, к иным культурам. Реализация этих мероприятий чаще происходит во внеучебной деятельности студентов, потенциальные же возможности учебного процесса используются не в полной мере.
Эти возможности можно существенно расширить, используя современных информационные технологии. Пользователи этих технологий должны иметь GPS- навигаторы, которые широко распространены и доступны в настоящее время как в виде отдельных девайсов, так и встроенными в коммуникаторы, телефоны и ноутбуки. GPS-навигатор принимает радиосигналы от искусственных спутников Земли и на основании этих сигналов сообщает пользователю географические координаты точки и ряд других параметров движения. При этом точность определения координат составляет несколько метров, что позволяет задавать координаты, а затем находить на местности практически точечные объекты. Простота определения координат на местности дала возможность использовать GPS при разработке и проведении познавательных маршрутов, посвященных разным «слоям» городской среды. Каждый маршрут представлен последовательностью объектов (точек) с заданными координатами и кратким описанием и проходится группой студентов из двух-четырех человек. Двигаясь по маршруту, участники изучают исторические, культурные объекты, получают доказательства своего присутствия, а, затем, используя дополнительную информацию и свои фотографии, делают отчет о маршруте и/или пишут эссэ. В ином варианте реализации этих технологий задается тема путешествия и координаты отдельных точек. Участникам предлагается, посетив маршрут, дополнить этот список координатами и описаниями объектов, имеющих отношение к заявленной теме. Найденная информация с применением выносится на карту, оформляется в виде отчета [2]. В настоящее время в учебном процессе ВолгГТУ создана и продолжает расширяться база данных маршрутов, состоящих из отдельных точек с заданными координатами, описанием объектов и одним-двумя вопросами участникам. Точки маршрута привязываются к отдельным строениям, деталям городской инфраструктуры, природным объектам. В воспитании толерантности студентов могут играть роль маршруты, посвященные истории и современному состоянию религиозных общин Волгограда. Выбор темы и содержания маршрута происходит при совместном участии студентов и преподавателя; инициатива при этом принадлежит студентам. Достаточно часто предлагаются и разрабатываются маршруты, связанные историей и современным состоянием религиозных общин Волгограда. В частности, разработаны маршруты, посвященные истории православных церквей, истории ислама и иудаизма в Волгограде, современным православным храмам отдельных районов Волгограда. Разрабатывая содержание маршрута, студенты задают ключевые точки маршрута, ищут описание событий и артефактов, имеющих отношение к выбранной теме. Места, которые необходимо посетить, задаются GPS – координатами. Следует заметить, что устройства, позволяющие ориентироваться в пространстве по заданным координатам, имеют в личном пользовании, по нашим оценкам, более половины студентов. Разработанный студентами маршрут включается в базу данных маршрутов и обязательно посещается другими студентами в рамках учебной и внеучебной деятельности. Как показывают отчеты и эссе по итогам прохождения маршрута, такой формат пробуждает познавательный интерес студентов, по новому взглянуть на историю города, в том числе на различные культуры и религии, сыгравшие свою роль в развитии Волгограда. Активный характер деятельности студентов при разработке и проведении таких маршрутов, применение сформированных ранее исследовательских навыков для достижения результата, неизменно вызывает интерес студенческой аудитории. Анализ современной ситуации и проведенная практическая работа дают нам основание утверждать, что в воспитании толерантности студентов следует использовать возможности современных технологий, обращая особое внимание на соответствующие психолого-педагогическим особенностям студентов.


Список литературы
1. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. - метод. ст. - М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. - 368с.
2. Федотова, Л.А. Геоинформационные технологии как средство разработки форм самостоятельной работы студентов технического вуза./Л.А. Федотова// В мире научных открытий. 2013. № 3.1 (39). С. 281-293.
3. Форналѐва, К.А. Воспитание толерантности в образовательном процессе вуза// К. А. Форналѐва, - Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 126-130.