Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ПРОБЛЕМЕ ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Ялта
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.
Введение Проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка в высших педагогических учебных заведениях уделяется немало внимания в психолого-педагогической литературе (В.Г. Редько, О.Б. Бигич, Л.Ф. Галуза, Г.А. Китайгородская, Н.К. Скляренко, Г.В. Рогова, К.Б., В.П. Кузовльов и др.). Профессиональная подготовка учителей иностранного языка на современном этапе требует системного подхода и комплексной интеграция профессионально-ориентированных сквозных линий в содержании образования. В проекте Государственного стандарта и в Общеевропейских Рекомендациях по языковому образованию указано, что вся система школьного образования в области иностранных языков должна вырабатывать у учащихся умения иноязычного общения, что будет способствовать интеграции российского общества в мировое сообщество. Эту задачу могут выполнить только профессионально подготовленные учителя, которые сами изучали иностранный язык по новыми современным технологиям. При таких условиях возникает острая потребность в разработке такой модели подготовки будущих учителей иностранного языка, которая бы обеспечивала повышение уровня методологической подготовки студентов к реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку учащихся на современном этапе. Многоуровневая система образования призвана обеспечить развитие личности, ее интеллектуальных, познавательных, творческих способностей через приоритетную фундаментальность образования. Особенностью развития современного многоуровневого образования является сочетание ориентации либерального и специализированного университетского образования, формирование гибкости и творческой направленности мышления, преодолевающего ограниченность дисциплинарной и прикладной специализации. Специфика профессионального становления учителя в системе непрерывного многоуровневого университетского образования заключается в том, что профессиональный компонент на разных уровнях подготовки учителя присутствует в разных пропорциях, предполагая большое разнообразие в подготовке преподавателей с разным уровнем, способствуя удовлетворению потребностей и интересов каждой конкретной личности студента педагогического профиля. Согласно ФГОС ВПО необходимо ежегодно обновлять основные образовательные программы подготовки профессионалов на каждом образовательно-квалификационном уровне с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы [3]. В связи с этим возникает необходимость дальнейших концептуальных обобщений и теоретической разработки модели формирования основ профессионализма будущих учителей иностранного языка. Целью статьи является описание компонентов, на основании которых может быть выстроена модель формирования основ профессионализма будущих учителей иностранного языка. Намечены следующие задачи: 1)выделение общенаучных принципов построения модели; 2) выбор компонентов; 3) описание компонентов модели.
Изложение основного материала статьи. Модель формирования основ профессионализма будущего учителя иностранного языка ‒ описательная характеристика комплекса взаимосвязанных элементов педагогического процесса, содержащей требования в отношении знаний и умений, структуры и результатов деятельности, личностных качеств будущего учителя, а также условия и методы ее формирования. Модель формирования основ профессионализма будущего учителя иностранного языка в условиях многоуровневого образования должна соответствовать требованиям, определенным ее существенными принципами: общие принципы, которые образуют научные основы осуществления профессиональной подготовки будущих специалистов на современном этапе (принцип гуманизации учебно-воспитательного процесса, принцип демократизации, принцип взаимосвязи между всеми видами профессионально-теоретической и практической подготовки, принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса, принцип соединения обучения с инициативой и самостоятельностью будущих учителей); изучение процесса подготовки будущего учителя с точки зрения целостности, неповторимости личности, как социальной, культурной и профессиональной индивидуальности; обсуждение формирования основ профессионализма в процессе обучения, самосовершенствования и корректирующей деятельности как единого процесса в подготовке будущего учителя в условиях многоуровневого образования; признание студента педагогического ВУЗа субъектом непрерывного процесса профессионального самосовершенствования: самопознания, саморазвития, самореализации [4]. Важным компонентом модели является содержание подготовки. В коррекции нуждаются учебные планы и программы, необходимы новые учебные пособия, совершенствование педагогической практики, научно-исследовательской и внеаудиторной работы с целью развития у студентов общественно и профессионально-педагогически направленных качеств; овладение ими социально-педагогическими знаниями, психолого-педагогическими знаниями и методическими знаниями; формирование у студентов гностических, проектировочных, коммуникативных, организаторских, координационных умений и умений педтехники, необходимых для выполнения функций преподавателя иностранного языка на всех уровнях профессиональной подготовки. Согласно требованиям ФГОС, Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы [5]. Для удовлетворения современных требований профессиональной подготовки будущих специалистов, нужно выбирать не только содержание, но и методы и формы обучения. Одной из основных тенденций изменения методов и форм обучения является переход от концепции жесткого управления к системе организации, поддержки и стимулирования самостоятельной познавательной деятельности студентов, создание условий к творчеству. Одним из ключевых моментов, который необходимо учитывать при выборе методов и форм, является необходимость обеспечения мотивации обучения, что, как и развитие мышления, требует учета психологических особенностей студентов. Эффективность формирования основ профессионализма в значительной степени зависит от направленности и организации учебно-воспитательного процесса, от методов обучения. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [4]. Приоритетными являются коммуникативные, кооперативные и интерактивные методы обучения, которые основаны на демократическом стиле взаимодействия. Они направлены на самостоятельный поиск решений, способствующих развитию критического мышления, инициативы и творчества. К таким методам относятся ролевые и деловые игры, психолого-педагогические тренинги, беседы, диспуты, лекции, семинары и т.д. [5]. Вышеназванные методы можно реализовать разными средствами формирования основ профессионализма. Предпочтение следует отдавать интерактивным, групповым, парным формам работы; видеонаблюдению, аудированию радиопрограмм; педагогической практике в школе; международным студенческим клубам. Уместной будет организация спецкурсов, тренингов по методике преподавания иностранного языка; научно-исследовательской работы студентов; профессиональные научно-предметные дисциплины; общение на иностранном языке с преподавателями и однокурсниками в аудиторный и внеаудиторное время. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, в частности, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО. Конечно, поиск новых форм и методов организации учебного процесса, применения прогрессивных технологий обучения должны учитывать тенденции развития общества и психологию молодежи. В условиях перестройки высшей школы растет влияние принципов демократии и академических свобод, справедливости, концепции общего контроля и самоконтроля, дисциплины и ответственности и утверждение педагогики сотрудничества в системе "студент- преподаватель".
Современной школе необходимы учителя, способные самостоятельно оценивать свою педагогическую деятельность, в которой реализуется становления их как профессионалов. Исследователи считают самооценку составной частью структуры учебной деятельности, функция которой заключается в проверке адекватности способов действия согласно поставленных задач; самоконтролем, его заключительным этапом, который способствует определению теми, кто учится, степени усвоения способов действий и собственных возможностей; внутренней основой для принятия учебного задания, исполняющего регулятивную функцию, принимая на себя функцию мотива учебной деятельности; показателем того, как индивид оценивает себя по отношению к какой-то специфической ценности. Самооценка занимает важное место в организации результативного управления своим поведением. Она является субъективной основой для определения уровня претензий, то есть тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и реализовать которые она считает себя способной. Самооценка позволяет вовремя отказаться от начатого действия, если человек понял, что это действие не является результативной и, тем более, ошибочной. Следовательно, самооценка определяет мотивационно-потребностную сферу личности, является стимулом для достижения успеха в трудовой деятельности [4]. Важную роль в формировании самооценки играет система внеаудиторной работы. Система внеаудиторной работы педагогического вуза по формированию основ профессионализма будущих учителей иностранного языка, основанная на знаниях функциональных компонентов, предложенных В. П. Симоновым имеет определенные компоненты. Первый компонент ‒ цель, которая должна выполнять запросы общества в высококачественной подготовке будущих учителей иностранного языка. Формирование основ профессионализма - это формирование профессионального "Я" будущего учителя, и отражает смысл всей системы подготовки педагогических кадров. Тогда во внеаудиторной работе необходимо создать для каждого студента внутренние условия для самоопределения личности в педагогической деятельности через целеполагание, самопознание, саморазвитие, рефлексию, а также организацию внешних условий для самоформирования будущими учителями иностранного языка своей профессиональной индивидуальности. Организация разнообразных форм внеаудиторной работы (конкурсов, концертов и вечеров, студенческого театра) позволит студентам в свободное от учебы время в интересной личностно-значимой творческой деятельности проявить себя ярче. Необходимо улучшать и систематизировать представления студентов о педагогическом профессионализме, педагогической индивидуальности, роли; внеаудиторной работе в педагогическом вузе; готовить студентов к самоформированию основ педагогического профессионализма [2]. В профессионально-педагогической подготовке будущего учителя важнейшая роль принадлежит педагогической практике. Участие студентов в педагогических чтениях, конференциях, волонтерской деятельности и других мероприятиях предусматривает проживание ситуаций субъектного применения приобретенных знаний из теории и практики. Готовность профессиональной деятельности по обучению иностранному языку включает как обязательный компонент потребности специалиста в профессиональном самосовершенствовании. Поэтому у каждого студента во время учебного процесса необходимо развивать способности самовоспитания и самообразования, то есть обеспечивать каждому перспективу внутреннего роста. Это означает: не давать студенту готовые педагогические рецепты, а правильно его ориентировать в самостоятельных поисках путей профессионального становления, помогать ему усвоить мысль о необходимости сочетания самосовершенствования с ростом профессионального мастерства. Внеаудиторная работа студентов и педагогическая практика станет началом формирования личностного опыта будущего учителя, положит основу научным студенческим исследованиям в профессионального роста и самосовершенствования (рефератами, курсовыми, дипломными, магистерским работам). Выводы. Модель формирования основ профессионализма будущего учителя иностранного языка в условиях многоуровневого образования должна отражать многогранность исследуемого процесса, каждого компонента в системе современной подготовки. Однако построение модели требует и осмысления последовательности действий с внедрением отдельных компонентов, требует в дальнейшем описания технологии подготовки будущих учителей в условиях многоуровневого образования. Формирование профессионализма - это процесс целостного психологического, социального, педагогического становления личности студента как профессионала-педагога, такое формирование понимается как готовность студента к практической педагогической деятельности, которая формируется в соответствии с требованиями к выпускника педагогического вуза [5]. Формирование педагогического профессионализма начинается в вузе через систему профессионально-педагогической подготовки.

Список литературы
1. Баркаси В. В. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей иностранных языков: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Одесса, 2004.
2. Моделирование деятельности специалиста на основе исследования / Под ред. Е.Э. Смирновой. - Л.: Ленинградский гос. ун-т, 1984. - 177 с.
3. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. ин- тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
4. Редько В.Г. К проблеме формирования готовности студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности учителя иностранного языка // Профессионализм преподавателя высшей школы: образовательные технологии. (К 90-летию основания МГУ): Материалы международной научно-практической конференции. - Николаев: Изд - во "ИЛИОН", 2004. - 274 с.
5. ФГОС ВПО [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/3/20111115115541.pdf