16 февраля 2016г.
Актуальность.
Школьный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические, двигательные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психической функции и интеллектуальных способностей ребенка [3, стр. 6].
Программа «Спортивная борьба как третий урок физической культуры» возникла не на пустом месте. Разговоры о том, как сделать занятия физической культурой интересными ведутся, наверное, уже лет 10-12. Причина жарких дискуссий и в новых стандартах образования, и в новых требованиях, которые предъявляют родители и их дети, и новые вызовы времени в виде снижения физической активности детей и подростков школьного возраста из-за их «пагубного» увлечения современной компьютерной техникой. Следствием становится малоподвижный образ жизни, неправильное питание, апатия и зачатки иждивенческого отношения. Особое беспокойство вызывает физическое состояние школьников и их духовное развитие [2, стр. 13].
Одним из эффективных средств, способствующих разнообразию содержания физического воспитания и всестороннего развития юноши школьного возраста и, к сожалению малоиспользуемому учебно-воспитательном процессе современных школьников, является спортивная борьба. Борьба – это единоборство двух соперников, находящихся во взаимном захвате и стремящихся, действуя по определенным правилам, победить [1, стр. 4].
Методы и организация исследования. Для проведения исследования были привлечены 16 юношей 16-17 лет, отнесенных к основной группе. Школьники, посещали занятия в школьной секции по борьбе 3 раза в неделю по 1,5 ч. В СОШ № 4 г.Набережные Челны.
Использовались контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических качеств. Первичная обработка полученных экспериментальных данных производилась методами математической статистики. Были рассчитаны среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение, t расчетное по t- критерию Стьюдента для несвязанных и связанных выборок [4, стр. 12].
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ результатов проведенного тестирования показал, что до эксперимента у юношей все изучаемые показатели ниже установленных нормативов.
С учетом результатов констатирующего эксперимента и материально-технической базы средней общеобразовательной школы, на базе которой проводился эксперимент, была разработана методика проведения занятий по борьбе.
Главная направленность занятий, построенных на материале единоборств – содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами единоборств, обучить основам навыков борьбы и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями во внеурочное время, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями [5, 6].
По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование с целью определения изменений изучаемых показателей и определения их прироста.
Результаты исследования физической подготовленности юношей до и после эксперимента представлены в Табл.3.
Таблица 3
Результаты исследования физической подготовленности юношей до и после эксперимента
Пока- затели
|
бросок
набивного мяча
(3 кг), м.
|
10 кувырков вперед, сек.
|
вис на согнутых руках, сек.
|
подтягивание, кол-во раз
|
прыжок в длину с места, см.
|
сгибание
рук, в упоре лежа, кол- во раз
|
поднимание
ног до прямого угла в висе,
кол-во раз
|
норма
|
8
|
16
|
60
|
14
|
220
|
50
|
10
|
До эксперимента
|
хср
|
7,25
|
17,20
|
48,00
|
9,19
|
207,00
|
45,56
|
5,00
|
σ
|
0,50
|
0,56
|
4,35
|
1,97
|
5,59
|
3,52
|
1,67
|
Sх
|
0,12
|
0,14
|
1,09
|
0,49
|
1,40
|
0,88
|
0,42
|
Разница
|
0,75
|
1,2
|
12
|
4,81
|
13
|
4,44
|
5
|
После эксперимента
|
хср
|
7,98
|
16,65
|
59,25
|
12,13
|
214,75
|
51,19
|
8,63
|
σ
|
0,41
|
0,52
|
3,71
|
1,78
|
5,43
|
2,59
|
1,54
|
Sх
|
0,10
|
0,13
|
0,93
|
0,45
|
1,36
|
0,65
|
0,39
|
Разница
|
0,02
|
0,65
|
0,75
|
1,87
|
5,25
|
1,19
|
1,37
|
tp
|
12,06
|
6,71
|
2,98
|
3,65
|
4,25
|
4,91
|
3,42
|
Примечание: уровень значимости р<0,05, tkp=2,262 (для связанных выборок)
Анализ результатов проведенного тестирования показал, что после эксперимента у юношей все изучаемые показатели ниже установленных нормативов, кроме показателя сгибания и разгибания рук в упоре лежа.
Прирост результатов исследования физической подготовленности юношей за период проведения эксперимента составил в среднем от 3,3 до 42%.
Результаты исследования исходного уровня технической подготовленности юношей 16-17 лет до и после эксперимента представлены в Табл.4.
Таблица 4
Результаты исследования технической подготовленности юношей 16-17 лет до и после эксперимента
Пока- затели
|
забегание на мосту, балл
|
перевороты с моста, балл
|
вставание на мост из стойки и обратно, балл
|
кувырок вперед, подъем прогибом, балл
|
До эксперимента
|
хср
|
3,31
|
3,25
|
3,25
|
3,00
|
σ
|
0,48
|
0,45
|
0,45
|
0,00
|
Sх
|
0,12
|
0,11
|
0,11
|
0,00
|
После эксперимента
|
хср
|
4,38
|
4,25
|
4,25
|
3,63
|
σ
|
0,50
|
0,45
|
0,68
|
0,50
|
Sх
|
0,13
|
0,11
|
0,17
|
0,13
|
Выводы: 1. Анализ полученных в ходе исследования результатов тестирования физической и технической подготовленности юношей старшего школьного возраста показал, что изучаемые показатели соответствуют низкому уровню.
2. Разработана методика проведения занятий по борьбе, которая предполагала изучение приемов страховки, самообороны и технические приемы борьбы, а также развитие физических качеств.
3. Повторное исследование и анализ полученных результатов тестирования выявили, что по всем показателям физической и технической подготовленности у юношей произошли достоверные улучшения результатов (p<0,05).
Введение занятий борьбой в общеобразовательных школах повлечёт серию действий по созданию фундамента для полноценного физического развития детей и подростков, которым будет прививаться вкус к здоровому образу жизни в самом широком понимании, потребность к регулярным занятиям спортом [2,стр. 14-15].
Список литературы
1. Греко-римская борьба: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / Б.А. Подливаев, Г.М. Грузных. - М.: Советский спорт, 2004. — 272 с.
2. Карелин, А.А. Спортивная борьба в школе / журнал: «Культура физическая и здоровье», №1, Воронежский государственный педагогический университет, 2015, стр.13-15.
3. Фукин, А.И. Диагностика психического и физического развития юных спортсменов / А.И. Фукин, Л.И. Фукина. – Набережные Челны : КамПИ, 2000. – 144 с.
4. Фукина, Л.И. Спортивная метрология: методические указания к семинарским занятиям / Л.И. Фукина, Г.Р. Антропова. – Набережные Челны: КамГИФК, 2002. – 84 с.
5. Организационно-методические мероприятии по борьбе [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.xliby.ru/sport/greko_rimskaja_borba_uchebnik/p6.php
6. Шаров, Ю.Н. Программа по физической культуре на основе греко-римской борьбы [электронный ресурс] // режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513132/