Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2016г.

В современном обществе физический труд все больше вытесняется умственным или близко с ним сливается. Но это не означает, что требования к физическому развитию человека уменьшаются так же пропорционально. Напротив: напряженный умственный труд требует чрезвычайно хорошей физической подготовки человека.

Процесс обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с формированием духовных и фи- зических качеств молодых людей, с их подготовкой выполнения социальных функций в обществе. Физическое воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и не должно быть его второстепенным компонентом. Вопросы развития двигательной активности учащихся имеют еще и немаловажное гигиеническое значение, так как в последнее время у молодежи отмечается прогрессирующая гиподинамия, которая обусловлена значительным объемом учебных занятий не только в аудитории, но и дома.

Результатом этого явился большой процент студентов, у которых неудовлетворительное состояние здоровья, излишняя масса тела, склонность к частым заболеваниям, нарушение осанки и опорно-двигательного аппарата, дефекты зрения и нервно-психические отклонения.

Необходимость физической подготовки студентов обусловлена большими темпами развития отраслей, в которых предстоит работать будущим специалистам,  существенной долей личного фактора в обеспечении эффективности производства и повышении производительности труда, а также большим требованием к физической и психической подготовки работников. У физической культуры имеется большой развивающий потенциал не только в целях улучшения физической подготовки студентов, укрепления их здоровья, уменьшения общей утомляемости, но и в качестве эффективного средства развития личностного потенциала будущего специалиста.

Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показывает, что самым важным физическим качеством, обусловливающим состояние здоровья человека и степень его работоспособности, считается выносливость, и притом времени, которое отводится на физическую подготовку студентов, лучшей формой организации занятий по развитию у них выносливости может стать утренняя физическая зарядка.

Физическая культура и спорт имеют очень важное значение для сохранения здоровья, профилактики нервно-психических перенапряжений, роста эффективности учебной и будущей профессиональной деятельности. Одна из главных задач физической подготовки в ходе обучения становится обеспечение значительной работоспособности и учебно-трудовой активности студентов.

Продолжительное и существенное ограничение физической активности студента может привести к негативным изменениям, таким как ухудшение умственной работоспособности, снижение функции внимания, мышления, памяти. Поэтому физическая культура и спорт являются важными средствами укрепления здоровья, природной, биологической основой для воспитания личности, эффективного учебного труда, освоения науки и профессии.

Работоспособность - это способность человека выполнять в единицу времени определенное количество работы необходимого качества. Физиологической основой как умственной, так и физической работоспособности считают функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), которая в большой мере определяет результативность труда. В каждой трудовой деятельности предполагается участие высших психических функций: память, внимание и мышление. В данном случае системообразующим фактором становится внимание. От внимания существенным образом зависит скорость восприятия и эффективность усвоения учебного материала, а также формирование двигательных навыков. На настоящий момент существуют научные доказательства стимулирующего влияния занятий физическими упражнениями на психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, устойчивость, умственную работоспособность). Так же обнаружено связь более высокого уровня физической подготовки и защите организма от воздействия неблагоприятных факторов и сохранения необходимого уровня работоспособности. В ходе регулярных занятий физическими упражнениями, т.е. под влиянием кумулятивного тренировочного эффекта, понемногу усиливается устойчивость умственной работоспособности к утомляемости, что приводит к проявлению новой качественной особенности организма. Так же отмечается, что под влиянием физических и умственных нагрузок у тех учащихся, уровень физической подготовленности которых был выше, снижение показателей умственной работоспособности меньше, чем у остальных студентов. Имеется прямая положительная зависимость стабильности умственной работоспособности студентов перед экзаменами от уровня развития у них двигательных качеств, т.е. есть возможность регулировать состояние умственной работоспособности при помощи целенаправленного применения в учебном процессе средств физической подготовки. Обнаружено, что между умственной и физической работоспособностью есть тесная взаимосвязь и взаимозависимость, т.е. при помощи направленного воздействия на двигательную систему можно влиять на умственную сферу человека. Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают позитивное влияние на такие психомоторные характеристики личности, как концентрация и переключение внимания, оперативную память и мышление. В результате этого, субъективная оценка самочувствия совпадает с объективными данными умственной работоспособности. В большинстве случаев после физических упражнений самочувствие и умственная работоспособность улучшаются, причем длительность эффекта последействия достигает четырех - шести часов.

Итак, вследствие изучения взаимосвязи динамики сенсомоторных реакций, внимания, памяти, мышления и интенсивности физических нагрузок можно утверждать, что кратковременные физические нагрузки высокой интенсивности положительно влияют на течение психических процессов. Наиболее значительное улучшение памяти и внимания отмечается спустя два часа после нагрузки, а мышления - сразу же после нагрузки в течение трех-четырех часов.

Так как физическая подготовка прямо связана с какой-либо профессиональной деятельностью работников или готовящихся к производительному труду, то и назначений физической подготовленности может быть столько, сколько существует в обществе видов профессий. Разнообразие данных условий требует разработки особых программ по физической подготовке работников для различных отраслей производства, что будет способствовать более результативной производственной деятельности, повышению всеобщей работоспособности и повышению состояния здоровья, а особенно профилактики профессиональных заболеваний. Вследствие этого в курсе физической подготовки должно быть предусмотрено организация соответственных знаний, умений и навыков, которые необходимы для практической деятельности будущих специалистов.

Для ВУЗа главная задача профилированного физического воспитания заключается в том, чтобы студенты уже на стадии поступления в ВУЗ более сознательно подходили к процессу физического воспитания, показывали больше самостоятельности и инициативности в процессе обучения. В реализации указанных задач большое значение имеет мотивация человека к двигательной активности. Научно-техническая революция, развивая средства производства при помощи механизации и автоматизации, понижает биологически эволюционно обусловленную двигательную активность человека, а посредством интенсификации производственного процесса увеличивает нервно-эмоциональное напряжение, тем самым представляя работника наиболее уязвимым и слабым звеном в производственных отношениях.

Значительный уровень психофизиологических возможностей специалиста иногда мешает реализовать достижения передовых технологий и техники. Организация потребностей в физическом и психическом здоровье должна быть определяющей в физическом воспитании студентов. Чтобы процесс развития данной потребности был результативным, он должен быть осознанным. Вследствие этого, главным средством повышения работоспособности в учебном процессе и общественной активности студентов должно быть приобщение их к физкультуре и спорту, учитывающее особенности профессиональной деятельности - профессиональной прикладной физической подготовки.

Таким образом, повышение уровня физической подготовленности студентов, приведёт к совершенствованию всех показателей: физических и психофизических качеств. Повысятся и функциональные показатели организма: жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, физическая работоспособность, сила, силовая выносливость, вследствие чего произойдет улучшение состояние здоровья студентов.

Следовательно, повсеместное внедрение средств физической подготовки в учебно-воспитательный процесс учебного заведения является одной из основных задач по физическому совершенствованию, укреплению здоровья, повышению работоспособности и учебной активности студентов в течение всего периода обучения.

 

Список литературы

1.      Дижонова Л.Б. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании / Хаирова Т.Н., Слепова Л.Н., Татарников М.К // Известия ВолгГТУ, серия Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. – Выпуск 4. – 2007. - № 7(33). – С .99 – 101.

2.      Кожевникова Л. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи / Л. Кожевникова // Физическое воспитание студентов, 2010. – № 3. – С. 34- 38.

3.      Сиерес Д., Гавидия В.О различных подходах к понятию «здоровье» // Школа здоровья. 2008. Т.5 №1. С. 7– 16.

4.      Слепова Л.Н. Пространство физического воспитания в вузе, ориентированное  на развитие  личности студента/ Дижонова Л.Б., Хаирова Т.Н., Татарников М.К., Липовцев С.П. // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 4. - C. 96-97

5.      Физическое воспитание и здоровье студентов. Информация для выступления по вопросу: «Физическое воспитание и здоровье студентов» // http://www.sport.saratov.gov.ru/

6.      Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2001